Главные вкладки

    Выступление на семинаре классных руководителей
    материал по теме

     

    У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми, решает проблему досуга, сплачивает коллектив, а организатором этой деятельности является классный руководитель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pritcha_ob_oblezlom_chyornom_verblyude.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Планирование воспитательной работы как основа сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей

       Своё выступление я хочу начать с притчи о воспитании

     Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. 
         Однажды родители не выдержали и пришли к нему: 
         - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. 
         - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?  

       Мы по роду своей деятельности каждый день встречаемся с  бесценным даром — детской душой, и от нас  во многом зависит, как будет развиваться эта детская душа.

       У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми, решает проблему досуга, сплачивает коллектив, а организатором этой деятельности является классный руководитель.

      Я работаю в школе — 18 лет, а мой стаж работы в должности классного руководителя - 17 лет, за это время я сделала 3 выпуска. Среди моих выпускников, есть ребята, которые окончили школу с золотой и серебряной медалью и аттестатами особого образца. Большинство моих учеников поступили в ВУЗы и успешно их закончили или ещё обучаются.

        В настоящее время являюсь классным руководителем 8 «В» класса.

    Вместе с ребятами я уже  4-й год, в классе 22 учащихся с разными способностями, интересами, характерами, отношением к учёбе.

    Как сплотить столь разных ребят в коллективе?

    Как воспитать в ребёнке хорошие качества?

    Как научить его уважению, сформировать чувство собственного достоинства?

       Я думаю, что с этими проблемами сталкивается каждый классный руководитель.

      В своей работе я прежде всего стараюсь следовать следующим правилам:

    · Не запрещать, а направлять;

    · Не управлять, а соуправлять;

    · Не принуждать, а убеждать;

    · Не командовать, а организовывать;

    · Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

     Считается, что ничто так не объединяет, не сплачивает как общее дело, поэтому я стараюсь, чтобы ребята моего класса активно участвовали во всех общешкольных мероприятиях.

       Воспитательная работа в классе ведётся по основным направлениям:

    · Гражданско-патриотическое;

    · Учебная деятельность;

      Трудовая деятельность;

    · Физическое воспитание и здоровый образ жизни, экологическое воспитание;

      Нравственное;

    · Семья.

       Как я выстраиваю свою воспитательную работу с классом?

    Во-первых, это создание плана воспитательной работы, который организует деятельность классного руководителя и детей, приобщает к делам школы родителей.

    Во-вторых, в основе плана воспитательной работы лежит системный подход. Выбор тематики классных часов и иных форм работы не является случайным, что способствует целенаправленности процесса воспитания.

       Работа на планом начинается не в сентябре, а в конце учебного года, в мае, и в планировании активно участвуют как дети, так и родители.  В начале месяца детям предлагаю проанализировать нашу совместную работу в течение года посредством различных методик.

    Например, использую экспресс-анкету

    1. Какие мероприятия года в классе, в школе тебе понравились?
    2. Какие мероприятия года в классе, в школе тебе не понравились?
    3. В каких мероприятиях ты принимал(а) участие?
    4. Оцени своё участие в этих мероприятиях.
    5. В каких мероприятиях ты не принимал(а) участие, но хотел(а) бы это сделать?

       Особенно детям нравится, когда я провожу такой опрос при помощи методики мини-сочинение «Мой класс глазами человека-невидимки».

       Ребята! И я, и вы в течение всего учебного года не знали, что в нашем классе существовал человек-невидимка. Он был с нами на уроках и в столовой, на переменах и классных мероприятиях. Как вы думаете, какой он увидел жизнь нашего класса, на что обратил внимание, а на что — нет, что его могло порадовать, а что — огорчить. Подумайте и напишите небольшое сочинение. Подписывать сочинение не обязательно.

       Выполняя задание, ребята обязательно вспоминают понравившиеся мероприятия, как классные, так и школьные, особенно выделяют те, где мы отличились, то есть заняли призовые места. Но наряду с понравившимися мероприятиями отмечают, что не удалось, указывают причины неудач.

       Нередко получается так, что некоторые классные мероприятия так запомнились, что становятся традиционными, и мы их в классе будем проводить уже 4-й год. К ним можно отнести

    1. День именинника (празднуем каждую четверть)
    2. Празднование Нового года (обязательно с поздравлением и подарками)
    3. Поздравительные мероприятия к 23 февраля и 8 марта (активно помогают родители)
    4. «Девичий отряд» (шоу-программа для девочек, посвящённая 8 марта)
    5. Конкурсно-развлекательная программа «В гостях у Улыбки и смеха»
    6. Походы, поездки.

       Большую помощь в подготовке и проведении таких мероприятий оказывают родители. Их помощь — это не только оформление праздничного стола к чаепитию, но и подарки, и продумывание сценариев, а иногда родители становятся ведущими этих мероприятий.

        В течение всего года я постоянно на собраниях информирую родителей о жизни класса, рассказываю, в каких мероприятиях мы участвовали и что планируем на будущее. На итоговом родительском собрании я их также знакомлю с результатами опроса ребят, и родители вносят свои предложения. Всё это я учитываю при планировании работы на следующий учебный год, при составлении плана воспитательной работы.

       Также наблюдения над жизнью класса помогают определить и запланировать классные часы, часы общения на следующий год. В зависимости от запросов самих школьников, от востребованности классные часы подразделяю на циклы:

    например, в прошлом году был проведён цикл классных часов о поведении. «Я в школе», «Секреты поведения в обществе», «А на улице народ...». Необходимость проведения была продиктована следующим: 7 класс — это сложный возрастной период в жизни учащихся, поэтому нередко возникали конфликтные ситуации, связанные с поведением учащихся.

       При планировании учитываю, что ребят нужно не только воспитывать, но и развивать их кругозор, любознательность. С этой целью включаю тематические классные часы: вот некоторые из них - «Новый год в разных странах», «Рождественские гадания», «Книга — мой друг», «Все правила этикета», «История в письмах», «Покорители космоса».

       Наш класс называется «Дружный». И хотя мы уже в 8-м классе, я продолжаю особое внимание уделять мероприятиям, которые способствуют развитию сплочённости коллектива, потому что в школьной жизни могут возникать различные конфликтные ситуации и не только мы, педагоги, должны разрешить эту ситуацию, но и ребёнок тоже должен осознавать что был не прав.  Такие мероприятия способствуют формированию уважения, терпимости друг к другу.

    1. Поездка в Краснотурьинск на пейнбол
    2. Походы выходного дня
    3. День здоровья, который у нас в школе нередко проводится в форме верёвочного курса, а  выполнение задания строится на доверии
    4. Участие в новогоднем мультфейерверке ( участвовали почти все ребята, и мы победили в номинации «Самый дружный класс»
    5. Смотр песни и строя (репетиции нам никак не удавались, мы сразу забывали, где лево, где право, но как только пришло время выступать, ребята смогли собраться, сплотиться  — и мы заняли первое место)
    6. Зарница
    7. Масленица
    8. Очень ответственно ребята относятся к поздравлению ветеранов и тружеников тыла с Днём Победы (они сами продумывают, как они будут поздравлять, делают сами открытки, подбирают и учат стихотворения)

       Фотографии с этих мероприятий представлены на слайдах презентации.

       Все наши победы, наше участие отражены в уголке класса, который был оформлен благодаря стараниям родителей, а последние два года его оформлением занимаются сами ребята, придумывают новые рубрики, соревнования:

    например, экран участия в общешкольных мероприятиях;

    лестница успеха;

    класс в лицах;

    копилка пятёрок.

       Наши достижения, участие в разных мероприятиях отражаются в классной фото-летописи, которая ведётся с начала 5-ого класса, и отражает все стороны жизни класса.

       Сейчас мы работаем над оформлением электронного портфолио класса (в этом нам помогают родители)  и работаем над созданием сайта нашего класса, чтобы общаться с ребятами разных школ не только нашего района, но и других областей.

       Коллективная деятельность, в большинстве случаев, носит личностно-ориентированный  и творческий характер и всё это основывается на самоуправлении класса. Можно отметить, что в классе между ребятами сложились доброжелательные, дружеские отношения. Явного лидера в классе нет, но есть группа активных, инициативных ребят, которые являются организаторами классных  и внеклассных  дел.  Менее активные учащиеся с удовольствием поддерживают инициативу активистов.  В классе есть ребята, которые хорошо учатся и помогают отстающим,  есть трудолюбивые и не очень, но   каждый ребёнок  в коллективе нужен и  играет  свою важную роль.  И я как классный руководитель  стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.  Школьные и классные мероприятия планируются таким образом, чтобы каждый из ребят имел возможность проявить себя:  участвовать в спортивных мероприятиях или конкурсах, готовить номер выступления, нарисовать плакат и так далее, всем находится дело по душе.

      В процессе такой деятельности у школьников формируются деловые качества, правильная самооценка, развиваются навыки общения, совместного творчества, чувство ответственности.  Все наши участия в школьных мероприятиях отражены в презентации на слайдах, это и фотографии, это и грамоты где-то за участие, а где-то за призовые места.

       В классе, я считаю, сложилась очень хорошая традиция: нередко в подготовке классных и школьных мероприятий нам помогают родители. В классе сложилось сообщество: дети — родители — классный руководитель. Родители, что особенно ценно, поддерживают все наши начинания.

        Родители не равнодушны к тому, чем живут их дети, а это ведёт к улучшению взаимопонимания, взаимодоверия между родителями и детьми.

        Несмотря на планомерную работу, есть проблемы, которые ещё предстоит решать. Не все ребята в моём классе являются успешными, относятся к «трудным детям» (плохо учатся, пропускают уроки). Этим детям стараюсь уделять  особое внимание, привлекаю их обязательно к участию в классных и школьных мероприятиях, посещаю их семьи, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Как классный руководитель стараюсь помочь им в преодолении трудностей. И благодаря общим усилиям (педагогов, родителей, детей)  мы учимся  в 8-м классе в том же составе.

       Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами  с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю  участие в методическом объединении классных руководителей школы,  делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.

       Функции классного руководителя хорошо известны нам, работающим в школе. А каким видят классного руководителя сами дети. С этой целью  я провела анкету в своём классе «Классный руководитель глазами учеников». Вот что получилось. Результаты анкетирования вы можете увидеть на слайдах. Я понимаю, что не во всём соответствую современному портрету классного руководителя, но если дети идут за советом, если к тебе они прислушиваются, если ты чувствуешь, что ты для них друг, помощник, значит я делаю всё правильно.

       На формирование комфортного  климата в классе оказывает  влияние каждая личность, воспитывающаяся в коллективе, и чем воспитаннее будет каждая личность школьника, тем комфортнее и доброжелательнее будет  обстановка сотрудничества. Разнообразные  формы и методы, которые были представлены мной и используются в воспитательной   работе, я считаю, помогают развивать активную  личность и создать сплоченный и дружный коллектив.

       Конечно, очень трудно рассказать о своей деятельности  в течение нескольких минут, поэтому  я остановилась на основных моментах работы с классом и родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

    Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

    "Классный руководитель"-выступление на МО классных руководителей

    Материал выступления включает  презентацию выступления "Новые подходы к образованию воспитательного процесса"...

    "Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

    Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

    Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

    С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

    Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

    Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

    Выступление социального педагога Пахомовой Н.В. на семинаре классных руководителей в МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области

    «Социально-психологический мониторинг как средство психологического  сопровождения детей со школьной дезадаптацией»...