Занятие: «Учусь говорить "Нет!"».
методическая разработка по психологии на тему

 

 Занятие “Учусь говорить: “НЕТ!” является  пятым   курса “Профилактика зависимостей”. Это занятие проводилось  с воспитанниками разновозрастной группы от 12 – 15лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_govorit_net.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка занятия:  «Учусь говорить "Нет!"».

 

“Полезные привычки” воплотили в себе современный научный подход к превентивному обучению воспитанников: они не только представляют детям необходимые знания о табаке и алкоголе, но и формируют здоровые установки и ответственное поведение.

 Занятие “Учусь говорить: “НЕТ!” является  пятым   курса “Профилактика зависимостей”. Это занятие проводилось  с воспитанниками разновозрастной группы от 12 – 15лет.

Цель занятия: Формирование социальных навыков.

Задачи занятия: познакомить учащихся с формами отказа от табака и   алкоголя, научить пользоваться формами отказа. Тренировать  умения уверенного отказа.

Оборудование и материал: 

  • маски, костюмы зверей для сценки;
  • интерактивная доска, проектор, ноутбук.
  •  презентация « Учусь говорить «Нет»;
  • два разноса;
  • карточки красного цвета с вариантами предложений;
  • карточки зеленого цвета с вариантами ответов
  • макет дерева;
  • листочки: зеленого цвета с полезными привычками; коричневые – с вредными привычками;
  • корзина;
  • музыкальная аудиозапись “Звуки леса”, медленная композиция.

                                                 Ход занятия.

1 - 4 слайд.

  1. Вступительное слово психолог:

Начать сегодняшнее наше с вами общение я хотела бы с демонстрации слайдов,  о наших воспитанниках,  которые до вас жили здесь и они пропагандировали здоровый образ жизни. Стремились научиться играть в теннис, в футбол, волейбол, стремились больше придумывать различных игр и  играть друг с другом.  В нашей стране  сегодня,  стало очень модно заниматься спортом, быть здоровым,  уметь помочь  другим  ребятам отказаться от вредных привычек.

       5 слайд.

  1.  Психолог сообщает тему и основные задачи занятия.

Сегодня   вы познакомитесь с формами отказа от алкоголя  и табака, будете учиться  пользоваться данными формами  отказа  для того, чтобы с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

3. Организационный момент (в кругу).

Игра “Поздороваемся с каждым” (создание хорошего настроения).

Психолог:  Начнем  сегодняшний день так: встанем и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно если, если вы с кем – то поздороваетесь дважды. Главное – никого не пропустить.

После того как все поздоровались, встали в круг. Психолог спрашивает,  «Со всеми ли вы поздоровались?».  Если  кто – то, кого – то пропустил, то надо предложить им поздороваться.

 Упражнение - активатор. «Меняются местами» 

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Спасибо.

Деление на группы (по цветам на бейджиках).

                                                    6 – 7 слайд.

  1. Психолог проводит беседу « Почему подростки начинают курить».

4. Сценка “На лесной полянке” (ребята показывают сценку).

А сейчас мы с вами посмотрим сценку “На лесной полянке”.

На лесной полянке звери. Они собирают лекарственные растения. Появляется волк с  трубкой во рту.

Волк: Ну что, малявки, дать закурить.

Заяц: Нет.

Белка: Мы не курим.

Еж: Фу-фу-фу – какая гадость! Ты разве не знаешь, что вредно курить?

Волк: Ерунда! Курят только настоящие, смелые звери. А люди-то как это ЛЮБЯТ! Я вот у них трубку стащил. Слабо закурить?

Заяц: Мне не слабо! Я закурю! (Закуривает, кашляет, падает без сознания).

Белка: Ну, зачем ты это сделал? Зачем закурил?

Появляется Лиса.

Лиса: Ой! Ой! Ой! Какие мы нежные! В обморок упали. Ничего привыкнет.

Еж: Да привыкнет, а потом уж и не отвыкнет. Столько людей пытается бросить курить, а удается это немногим. Лучше уж не начинать совсем!

Белка: Ты прав, Еж, не нужно привыкать. Я уж лучше орехов поем. Хочешь, Ежик?

Еж: Спасибо, Белка. У меня вот яблоко есть – и приятно и полезно. Кстати, чтобы отказаться от первой выкуренной сигареты или от первой рюмки, нужно больше СМЕЛОСТИ, чем требуется для того, чтобы согласиться. Денежки и время лучше тратить на что-то хорошее и полезное.

Психолог:  Что случилось на лесной полянке?

– Все ли звери смогли отказаться от предложения Волка закурить? (Нет.)

  1. слайд. 

5.Психолог  вместе с детьми  определяет  « Причины   зависимостей» определяет , кто может находиться в группе риска.

– Как вы думаете, чему мы будем сейчас  учиться на занятии? (Учиться говорить “нет”.)  Наше  занятие  посвящено навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

– Бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки?

Если нет: Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки?

Такие ситуации иногда бывают.

Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?)

– Трудно ли было отказаться?

– Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответы.)

Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

9слайд. 

 

6. Психолог: Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними.

“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)

“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).

“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфетку, предложить жвачку, игрушку).

Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.

Сделать вид, что не услышал предложения.

Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).

Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)

Изменить тему разговора.

8. Игра “Как отказать?”.

Психолог: Сейчас я предлагаем вам игру, которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников.

На одном разносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Один из группы берет и громко читает. На другом разносе – карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй из группы берет, зачитывает и определяет, является ли вариант ответа действенной формой отказа.

(Группе необходимо соотнести вариант ответа с номером формы отказа на слайде 10).

Варианты предложений:

– Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!

– Хочешь пиво?

– Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

– Давай покурим! Или ты трусишь?

– Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

– Пошли покурим! Или тебе слабо?

10 слайд.

                                   Варианты ответов:

– Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

– Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

– Нет, спасибо!

– Нет! Я не буду! И тебе не советую!

– Нет, спасибо! Я спешу на теннис! Хочешь, пойдем со мной.

– Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток!

– Нет, спасибо! Меня мама просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

– Ребята, скажите, пожалуйста, в чьей роли вам понравилось быть больше?

8.  Упражнение:  «Учимся говорить "Нет!"».  

Цель: Формирование навыков аргументированного отказа.

Содержание:  Каждый из воспитанников  проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие, по очереди обращаются к воспитаннику с  приглашением действовать вместе, просьбой или приказом покурить, выпить.  Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.
После того как упражнение закончится, нужно спросить у ребят, в каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Заметки для  психолога: Необходимо предупредить ребят, что просьба должна иметь не оскорбляющий характер.

 

9. “Дерево здоровья”.

Психолог: А в завершении нашего занятия мы соберем с вами “Дерево здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки.  Карточки  (заниматься спортом,  читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся листочек и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Дереву здоровья” или же выбросить в корзину.

Воспитанники  под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить учащимся прокомментировать свой выбор.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось молодое, зеленое, крепкое, здоровое дерево. Пусто оно останется у вас в группе и радует вас каждый день!

 10.  В завершении  психолог  предлагает воспитанникам  принять участие  в демонстрации слайдов и  прочитать небольшие четверостишия  « Я, за здоровый образ жизни».

 

                             11 слайд.

Воспитанник 1. 

Вы только вокруг оглянитесь, ребята,
Дел интересных – край непочатый:
Спорт, учеба, туризм, путешествия –
Это же круче, чем путь к бесчестию.  

                             12 слайд.

Воспитанник 2. 

Слышишь, чужой беды не бывает.
Эти слова из нас каждый знает.
Протянем руку: он, я, ты тоже.
Если не мы, то скажите, кто же?

                               13 слайд.

Воспитанник 3. 

Нет – пьянству, нет – алкоголю!
Ну а наркотикам – нет тем более!

                               14 слайд.

Воспитанник 4. 

Да – творчеству, спорту, походам!
Выберите по душе дорогу.

                                15 слайд.

Вместе: 

Здоровому образу жизни – “да”!
И следовать будем ему всегда.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

 Ответьте на вопросы (продолжите фразу):

– Что больше всего понравилось на занятии?

– Что меньше всего понравилось на занятии?

Закончите предложения о том, что вы узнали на занятии, что еще хотелось бы узнать.

Спасибо за работу! Будьте здоровы! 

                                16 слайд.

  Спасибо за внимание!

Литература:

  1. “Полезные привычки”. Пособие для учителя/авторский коллектив: Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С., – М., 2000 г.
  2. Интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию "Учимся видеть красоту"

Презентация направлена на развитие умения видеть красоту окружающего мира...

внеклассное занятие "Учимся правильно улыбаться "

Что такое улыбка? Улыбка - это естественное отражение нашего настроения. Наверняка вы встречали людей, которые идут по улице и мило улыбаются. Но встречали и очень угрюмых людей. На каких же приятней ...

Игровое занятие- "Учусь отдыхать"

Игровое занятие проводится с целью - создания эмоционального фона в группе. Для формирования группового единства, для предупреждении и снятии тревожности. Умение договориться и действовать согласованн...

Групповое занятие "Учимся общаться"

Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...

Презентация к занятию "Учусь говорить "Нет!"

Презентация к занятию "Учусь говорить "Нет!"...

Тренинговое занятие "Учимся владеть собой"

Тренинговое занятие для обучающихся 7 класса...

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"Цель занятия:

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...