РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Чехутская Елена Александровна

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры.  Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.  Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,  гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников,  содействует развитию их способностей. 

           Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 станицы Павловской

УТВЕРЖДЕНО

решением  педагогического совета

от «30» августа 2013  года протокол №1

Председатель  _____________ Р. В. Кадыров

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок

«Я - пятиклассник»

1 ГОД

                                                                11-12 ЛЕТ

Составитель    Чехутская Елена Александровна

Пояснительная записка

Нормативные документы для разработки программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры.  Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.  Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,  гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников,  содействует развитию их способностей.  

           Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

         Цель программы:  формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи:

  1. Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
  2. Снизить уровень тревожности пятиклассников.
  3. Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
  4. Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
  5. Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
  6. Сформировать  адекватные  формы  поведения в новых школьных ситуациях
  7. Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Методы и приёмы, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

Сроки реализации программы. Программа «Я-пятиклассник»  общим объемом 34 час изучается в течение 1года  и рассчитана на обучение  учащимися 5 классов. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в   неделю.

Возрастная характеристика группы.  Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития младших подростков (11-12 лет).

Форма организации детского коллектива. Кружок.

Учебно – тематический план

Наименование разделов

Всего часов

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Аудиторные

внеаудиторные

1

 Можно ли учиться с удовольствием

9

5

4

 -Формирование  восприятие относительности рамок «хорошо - плохо»;

-формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам;

-анализ достигнутых успехов;

-формирование адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого человека;

-овладения приемами по снижению психического напряжения в школьных ситуациях;

- формирование учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности;

-развитием коммуникативных умений.

2

 Искусство общение

7

5

2

3

Мы - команда

5

4

1

4

Учимся управлять эмоциями

5

3

2

5

Цель и пути её достижения

6

5

1

6

Наука отдыхать

2

2

-

Содержание программы

Раздел  1. «Можно ли учиться с удовольствием»

Тема 1.1 Здесь и сейчас мы собрались. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения  взрослого.

Тема 1.2  «Здравствуй, 5 класс!». Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Тема 1.3 Я и мой класс. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д.

Тема 1.4 Я и моя школа. Знакомство с требованиями основной школы.

Тема 1.5 Принятие правил. Принятие правил поведения в группе; принятие правила группового взаимодействия;

Тема 1.6 Что поможет мне учиться. Формирование учебных умений, Обучение приемам организации учебной деятельности.

Тема 1.7 Легко ли быть учеником. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе.

Тема 1.8 Оценка и отметка. Определение понятий оценка и отметка, что важнее.

Тема 1.9 Портрет идеального учителя. Обучение правилам поведения и общения со взрослыми. Диагностика представлений детей об учителях.

Раздел  2 «Искусство общение»

Тема 2.1 Средства общения. Развитие представлений учащихся о понятии «общение».  Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения.

Тема 2.2 Какой я собеседник? Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка.

Тема 2.3 Умение слушать и слышать. Понятие активного слушания. Развитие  у  учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Тема 2.4 Правила честного спора. Развитие  у  учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.

Тема 2.5 Общение без слов. Изучение приемов невербальной коммуникации, развитие представлений  учащихся об интерпретации невербальных сигналов в общении.

Тема 2.6 Поговорим рисунками. Передача информации с помощью рисунка.

Тема 2.7 Портрет нашего класса. Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»

Раздел  3 «Мы - команда»

Тема 3.1 Наши сходства и различия. Определение понятия  «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я.

Тема 3.2 Как избежать конфликтов. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.

Тема 3.3 Сплочённость и доверие. Выяснение  представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;

Тема 3.4 Взаимопонимание и взаимопомощь. Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств.

Тема 3.5 Командный дух. Выяснение  представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;

Раздел  4 «Учимся управлять эмоциями»

Тема 4.1 Наши эмоции и чувства. Знакомство учащихся с понятиями «эмоции.научить определять эмоциональное состояние других людей.

Тема 4.2 Проявление эмоций и чувств. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций .

Тема 4.3 Как преодолеть  негативные эмоции. Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях.

Тема 4.4 Наши страхи. Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека.

Тема 4.5 Приёмы создания позитивного настроя. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха.

Раздел  5 «Цель и пути её достижения»

Тема 5.1 Значение планов и целей. Знакомство с критериями цели. Дискуссия совместное обсуждение. Навык формулирование цели поступка

Тема 5.2 Какие цели бывают. Анализ  собственных ценностей  и целей.

Тема 5.3 Как правильно поставить цель. Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств  для их достижения.

Тема 5.4 Ложные и истинные цели. Осознание жизненных целей и способов их осуществления. Сказка ложь, да в ней намек.

Тема 5.5 Почему мы не всегда достигаем цели. Повышение уверенности в достижении жизненных целей.

Тема 5.6 Учимся ставить цели. Осмысление личных целей на период обучения в основной школе;

Раздел  6 «Наука отдыхать»

Тема 6.1 Правила здорового питания. Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися.

Тема 6.2 Правила здорового сна. Знакомство с приемами релаксации.

Предполагаемые  результаты реализации программы

«Я –пятиклассник»

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни;  об основных формах  и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.    

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.  

Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Выпускник научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

      -  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

      -  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

       -  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

       -  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий

– осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

          – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

– учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

– осознавать ответственность за своё речевое поведение;

        – анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  • осознавать значимость  активной гражданской и социальной деятельности.

Результаты формирования личностных универсальных учебных действий

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- слушать и вступать в диалог, участвовать в   коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.

 – слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формы и виды контроля:

- анкетирование.

Методические рекомендации:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.  

Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
  2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007
  3. Ю.А.Голубева(и др.).-Тренинги с подростками: программы,конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2013.-206 с.
  4. С.А. Коробкина.Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах:система работы с детьми,родителями,педагогами. Волгоград:Учитель,2011.-238 с.

1

1

1

1

2.Печатные пособия

3.Технические средства обучения

  1. Экспозиционный экран.
  2. Ноутбук
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Ксерокс.        

1

1

1

1

4.Экранно – звуковые  пособия

5. Игры и игрушки.

6. Оборудование кабинета

1. Классная доска.

2. Магнитная доска.

3. Комплект ученической мебели.

1

1

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от «27» августа 2013 г. №1,

________________ Т.Н. Никитина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по методической  работе

___________ /Стороженко Е.В./

                                       

«30» августа 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптации для учащихся пятых классов "Пятиклассник". Методическая разработка

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. От пятикласника, только что переступившего порог основной школы, требуется мотивированная активность, способност...

Рабочая программа по адаптации 10-х классов

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебн...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников". Социальное направление....