исследованиеСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
учебно-методический материал по психологии по теме

Юшкова Ксения Валерьевна

СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.

                                       Педагог-психолог

МБОУ СОШ № 1

Аксайского района

Юшкова К.В.

   Тема темперамента и характера с древних времен до нашего времени привлекают внимание многих ученых. Такой популярности способствует их большое значение в повседневной жизни. Выявление акцентуаций характера и определение типа темперамента позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым скорректировать ожидаемые действия и поступки человека. Позднее в психологии возникла проблема стилей эмоционального реагирования. Многие авторы пытались ее решить,  но несмотря на обилие эмпирических исследований, фактов в пользу существования собственно индивидуального стиля эмоциональных реакций почти нет. Эмоциональное реагирование включает в себя саморегуляцию, развитие и особенности, которой опосредуют проявление темперамента и характера. Многочисленные исследования посвящены изучению влияния саморегуляции на успешность обучения учащихся старших классов, однако проблема взаимосвязи категорий саморегуляции с темпераментом и акцентуациями характера отдельно у мальчиков и девочек подростков остается менее освещенной, как и особенности саморегуляции переходном возрасте, являющимся периодом  повышенной эмоциональности, становления характера и формирования категорий саморегуляции.

Все выше сказанное обусловило выбор предмета моего исследования – связь стилей эмоционального реагирования с темпераментом и типом личности у подростков. Цель работы – выявление и изучение особенностей связи между темпераментом и саморегуляцией у подростков. Теоретический анализ  проблемы позволил сформулировать следующие гипотезы: существует связь между стилями эмоционального реагирования и темпераментом,  между стилями эмоционального реагирования и акцентуациями характера; категории саморегуляции по – разному  развиты у девочек и мальчиков подростков.  Для проверки гипотез и достижения цели потребовалось решение следующих задач: выявить доминирующие типы темперамента и акцентуации характера  у подростков, определить уровень сформированности категорий саморегуляции у подростков, изучить особенности связи категорий саморегуляции с темпераментом, акцентуациями характера  у подростков с помощью сравнительного и корреляционного анализа. Исследование было проведено  с учащимися шестых - восьмых классов  МБОУ СОШ №1  Аксайского района Ростовской обл.   В  нем приняло участие 93 человека в возрасте от 11 до 14 лет, 52 девочки и 41 мальчик. В исследовании были использованы   следующие методики: опросник Г. Айзенка, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, ССПМ-98 (В. И. Моросанова). В исследовании также были использованы методы математической статистики: подсчет среднего значения, коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U – критерия Манна-Уитни. Анализ данных проводился в статистической системе SPSS для Windows. 

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Среди подростков девочек чаще встречаются меланхолики  (40,3%),   на втором месте по численности холерики (28,8%), 29,3%  мальчиков сангвиники и 21,9% - флегматики. По уровню экстраверсии большинство подростков амбиверты. По уровню нейротизма у большинства подростков (38,7%) средний уровень нейротизма,  у 32,6% девочек очень высокий уровень нейротизма, а 24,4%  мальчиков эмоционально устойчивые личности. 13,6% подростков в возрасте 11 – 14 лет акцентуированы. Среди девочек - подростков акцентуированных личностей больше (15,9%), чем среди мальчиков того же возраста (10,7%). У 36,5% подростков   сочетанный характер акцентуации. В результате типологического анализа выделены личностные профили девочек (циклоидный, экзальтированный, эмотивный, гипертимный) и мальчиков (циклоидный, гипертимный, застревающий, экзальтированный) подростков. Саморегуляция в целом в подростковом возрасте находится на среднем уровне развития, но при этом  моделирование у 32% девочек и 17% мальчиков не развито. Это говорит о том, что  подростки не достаточно  адекватно оценивают значимые внутренние условия  и внешние обстоятельства, также 17% мальчиков не оценивают результаты своей деятельности.  Существует связь между темпераментом и саморегуляцией: уровень нейротизма обратно пропорционально связан с категорией моделирования, т.е. сангвиники и флегматики способны легко выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Существует связь между акцентуациями  характера и саморегуляцией: категория моделирования обратно пропорционально связана с возбудимой, тревожной, циклоидной и педантичной акцентуациями. У подростков с неадекватной оценкой значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, трудности в определении цели и программы действий связаны с тревожностью, робостью, вспыльчивостью, перепадами настроения Категория программирования прямо пропорционально связана с гипертимным типом акцентуации. Высокую сформированность потребности продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, детализированность разрабатываемых программ можно наблюдать у чрезвычайно контактных, словоохотливых подростков. Оценка результатов обратно пропорционально связана с возбудимым типом и циклоидным типом акцентуаций. Вспыльчивые подростки с частой сменой настроения плохо оценивают результаты своей деятельности. Эмоции выражаются открыто, резко без оценки возможных последствий.  Категория самостоятельности прямо пропорционально связана с дистимической и возбудимой акцентуациями. Это означает, что серьезные, аккуратные, добросовестно выполняющие работу подростки, как правило, самостоятельные, но при этом вспыльчивые и раздражительные. Категория гибкости обратно пропорционально связана с педантичной акцентуацией и прямо пропорционально с гипертимной. Т.е.  общительные, шумные, энергичные подростки легко могут перестраивать планы при возникновении непредвиденных обстоятельств, а подростки, которые все долго и тщательно продумывают, наоборот, неуверенно себя чувствуют в меняющейся обстановке. Общая выборка в большей степени отражает специфику связей саморегуляции с нейротизмом и акцентуациями характера мальчиков подростков. Поэтому связи категорий саморегуляции с темпераментом и акцентуациями характера  девочек и мальчиков следует рассматривать отдельно. Специфические связи у девочек: категория самостоятельности прямо пропорционально связана с нейротизмом – самостоятельные подростки обладают неуравновешенной нервной системой. Специфические связи у мальчиков: категория моделирования обратно пропорционально связана с эмотивным и экзальтированным типами акцентуаций. Категория программирования   прямо  пропорционально связана с демонстративным типом акцентуации. Добрые сострадательные, исполнительные, словоохотливые подростки, много фантазируют и могут резко менять отношение к развитию ситуации, а мальчики, любящие быть в центре внимания тщательно продумывают способы своих действий. У подростков с определенной акцентуацией характера могут быть слабо или сильно сформированы несколько категорий саморегуляции. Так, при циклоидной акцентуации слабо развиты категории оценки результатов и моделирования, а при гипертимной акцентуации сильно развиты категории программирования и гибкости.

    Таким образом результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. В целом у большинства подростков неуравновешенный стиль эмоционального реагирования, сочетающийся с высокой самостоятельностью, частыми перепадами настроения, общительностью, подвижностью, гибкостью, затруднениями в оценке своей деятельности.

    Результаты исследования могут быть полезны  как психологам при составлении индивидуальных программ коррекции и развития саморегуляции у подростков с учетом типа акцентуации характера, так и педагогам, т.к. при планировании учебно-воспитательной работы в рамках здоровьесберегающей деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков. А также знание специфических особенностей характера, темперамента и категорий саморегуляции позволит предвидеть   и своевременно предотвращать возможные конфликтные ситуации между учителем и учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акцентуация характера у подростков

Одной изособенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются ...

Акцентуации характера у подростков

В предлагаемом материале описание акцентуаций характера, их сильные и слабые стороны, конфликтные ситуации и рекомендации для педагогов по работе с акцентуантами.Акцентуация характера – это крайние ва...

Консультация "Акцентуация характера у подростков".

Рассматриваются типы и характерологические особенности характера;проводится с целью профилактики и предупреждения ПАВ, правонарушений у подростков....

ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.

ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ....

Акцентуации характера у подростков

Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. Большинство акцентуаций характера офомляется к подростковому возрасту и нередко наи...

Лекция для педагогов «Типы акцентуаций характера у подростков».

Методический материал для повышения психолого-педагогических знаний педагогов об особенностях проявлений акцентуаций характера у подростков и методы их коррекции ....

«Типы акцентуаций характера у подростков»

Особенности проявлений акцентуаций характера у подростков и методы их коррекции....