Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс
материал по психологии (9 класс) по теме

Штейнер Елена Борисовна

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologo-pedagogicheskiy_analiz_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогический анализ урока

1. Психологической целью урока географии было развитие познавательных процессов учащихся.

2. Проводила урок географии  в 9б классе. Возраст детей –14 лет энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям , развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, формирование самосознания своего «Я», формирование самооценки, характера, освоение норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание. При первом же контакте было видно, что взаимодействие учитель-учащиеся проходит эффективно. На протяжении урока учащиеся адекватно реагировали как на похвалу, так и на коррекцию со стороны учителя. Учитывая развитие личностных и нравственных качеств учащихся, выступила для обучающихся не только в качестве учителя (когда объясняла новый материал), но и интересного собеседника (организовывала коммуникативную ситуацию, ситуацию общения), исследователя (когда вместе с учащимися решала задачи по определению  основной зоны расселения населения).

3. Все методические приемы (начиная с фронтальной  беседы по принципу «Я знаю, что …»), были приемлемы для учащихся данного возраста. На уроке включалась в многообразные связи с каждым отдельным учащимся, с группой в целом, с преподаваемым материалом (социокультурный практикум, проверка заданий группы по изучению старых названий городов). Логически подвела учащихся к изучению нового материала. Сообщила о характере (плане) работы на данном уроке. План урока ориентировал учащихся на достижение практических (коммуникативных, познавательных), воспитательных, образовательных целей.

Стиль урока.

1. Содержание и структура урока отвечали принципам развивающего обучения.

2. Соотношение нагрузки на память и мышление, на мой взгляд, было одинаковым. Тренировала память учащихся (ответы на вопросы по тексту), но и активизировала их мыслительные процессы (задание на работу с картой, сопоставление  карт физической и плотности населения)

3. Монологическая деятельность учащихся преобладала, т.к. учащиеся отвечали на вопросы о сельских населенных пунктах, их  разнообразии .

4. На протяжении всего занятия проблему формировала сама, однако, к решению проблемы (проблем: деревни, экологических, социальных) класс шел вместе со мной.

5. В ходе всего занятия старалась контролировать деятельность учащихся либо взглядом (наблюдение за учащимися), либо паузой-молчанием, действиями (перемещалась по комнате), либо словесно (проверка самостоятельного задания, вопросно-ответная работа). Давала возможность учащимся самим увидеть и проанализировать свою ошибку.

6. Комментировала работу учеников, вызывая положительные чувства (переживание ситуации успеха) в связи с проделанной работой (похвала за  работу в контурной карте, сопоставление карт плотности населения и политико-административной).

7. Как учитель старалась держаться уверенно, просто, поддерживая теплую атмосферу на уроке улыбкой. Была внимательна и тактична ко всем, в отношении коррекции ошибок  проявляла себя демократично, давая ученику самому исправиться, или при его неспособности сделать это, задавала аналогичный вопрос всему классу.

8. Говорила выразительно, речь была корректна. Это все создавало ситуацию непринужденного общения.

9. Занятие, на мой взгляд, воздействовало на личность учащихся, ибо на материале программных вопросов пыталась сформировать определенные интеллектуальные, моральные и другие качества личности.

10. Была хорошо подготовлена к занятию, владела содержанием и структурой урока. Ход всей работы проходил без неоправданных пауз, переход от этапа к этапу был плавным и логичным, учащиеся изредка отвлекались на посторонние вещи. Мое настроение была адекватно теме занятия, оно соответствовало его психологической цели. Не повышала голос и не прибегал к неприятным нотациям.

Организация познавательной деятельности учащихся.

1. В ходе урока обеспечивались все условия для продуктивной работы учащихся. Осмысленность и целостность восприятия учениками изучаемого материала достигалась при помощи логического перехода от одного вида деятельности (работы) к другому. Устанавливалась связь содержания изучаемого материала с самих учащихся, их знаниями, связь нового материала с уже известной информацией.

2. Давала установки на понимание размещения населения России, влияние урбанизации на деревню .

3. Сосредоточенность и устойчивость внимания поддерживала постоянным визуальным контактом с учащимися, варьированием тона и интонации, попытками словесно убедить учеников в необходимости понимания изучаемого материала, как неотъемлемую часть их знаний о населении России.

4. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний прибегала к фронтальному опросу (по тексту, карте).

6. Активность и самостоятельность учеников стимулировалась системой вопросов, созданием проблемной ситуации (Каковы особенности культуры нашего села?).

7. Закрепление результатов работы проходило в форме оформления контурной карты «Расселения населения России» и  заполнении таблицы. Весь урок был направлен на реализацию поставленных целей, поэтому старалась добиться от всех максимальной отдачи при работе. Организовала процесс восприятия и работы памяти учащихся, поддерживала внимание учащихся их постоянной включенностью в работу.

Организованность учащихся.

1. Ученики данного класса, на мой взгляд, имели средний уровень развития. Они, временами пусть и неверно, высказывались по теме урока, объективно оценивали свои ошибки, и ошибки одноклассников. Могли смело высказать свою точку зрения, которая была достойна внимания. Старались приводить свои доводы. К занятию были подготовлены достаточно серьезно, у всех на партах были книги, атлас 9 класса, контурная карта.

2. Сочетала как фронтальную работу в группе (вопросно-ответная работа, дискуссия), так и индивидуальную (опрос учеников по очередности).

5. Учет возрастных особенностей учащихся.

Понимая, что передо мной сидят подростки, знания которых несопоставимы с моими знаниями, давала только посильные задания, ставила перед ними задачи, соответствующие их возрастным и психологическим особенностям на данном этапе. Развитие их познавательной деятельности шло согласно поставленным целям. Процесс обучения внес изменения не только в интеллектуальную сферу учащихся, но и в личностное развитие каждого.

Реализуя цели урока, старалась выступить как воспитатель, советчик, информатор.

Так как я имею  незначительный опыт педагогической деятельности я встретилась с рядом затруднений в организации личностного подхода

Своим уроком  осталась довольна, все запланированное ранее реализовала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках

В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды....

Психолого-педагогическое сопровождение на уроках математики как обязательный компонент современного образования презентация

•Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупрежде...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...