Особенности формирования творческого отношения к труду у школьников
статья по психологии на тему

Сухорукова Наталья Владимировна

Трудовое воспитание – одно из основных путей формирования личности человека. Труд формирует  личность  при  всех  условиях,  всегда. Но  если  даже  он правильно организован и способствует формированию таких  качеств  личности, как  трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремлённость, то это ещё не решение воспитательных задач. Труд может оказать самое различное, иногда отрицательное влияние на формирование нужной нам направленности личности.

Подготовка подрастающего поколения к труду является важнейшим звено в процессе совершенствования школьного образования. В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологических аспектов готовности к труду. Труд является творческим созидательным процессом, преобразующим окружающий мир и самого человека, если он является целостной деятельностью, включающей не только исполнительные элементы, но и замысел, планирование, контроль, оценка. Только тогда человек становится субъектом трудовой деятельности, когда он имеет возможность применять и развивать свои способности в труде. Воспитание у детей потребности в творческом труде должно составить основу формирования готовности к труду в школе. Труд лишь тогда становится воспевающей силой, когда он обогащает интеллектуальную жизнь, наполняет многогранным содержанием умственные, творческие интересы, одухотворяет нравственную цельность и возвышает эстетическую красоту личности и коллектива.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание – одно из основных путей формирования личности человека. Труд формирует  личность  при  всех  условиях,  всегда. Но  если  даже  он правильно организован и способствует формированию таких  качеств  личности, как  трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремлённость, то это ещё не решение воспитательных задач. Труд может оказать самое различное, иногда отрицательное влияние на формирование нужной нам направленности личности.

Как и в любом другом деле в воспитании подрастающего поколения есть еще не использованные резервы. Над вскрытием их работают передовые педагогические коллективы, социологи, педагоги, психологи. Особая роль принадлежит психологической науке. Как бы ни были скромны результаты психологических исследований, они должны быть поставлены на службу педагогической практике.

В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности ребенка на различных возрастных этапах и в условиях различных видов деятельности (игры, учение, труд ), существенные связи и отношения в сфере педагогических и психологических явлений.

Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьников, более полно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении систему  и тем самым повысить его воспитательную ценность.

О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем.

Прежде всего, здесь следует выделить проблему главного  психологического « ядра » в трудовой деятельности школьников. Такое ядро, как показали исследования психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера; умение выполнять задания не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации личности; создание условий для активного профессионального самоопределения школьников.

Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются типичные мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращают труд в глазах учащегося в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как к главной ценности.

Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями – для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания, для предсказания результатов их применения.

Возможности психологии реализуются не сами по себе. Тут многое зависит от самого педагога. Психологические знания, предлагаемые психологами способы воспитания, не есть рецепт, а только исходная основа для творческой разработки своего приема или своего метода. Что конкретно зависит от педагога, что предопределяет успешное использование психологических обобщений (концепций, понятий, диагностических приемов и т.д. ).

По каким показателям судит психолог  об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием трудового воспитания. Прежде всего, по действиям и поступкам, по изменения производительности труда человека, отношению к труду, к своему коллективу, члена коллектива, отношению к моральным правилам и нормам, по сдвигам его интересах, самооценке.

Наиболее распространенными методами при исследовании психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, обобщение независимы характеристик, тесты. С помощью наблюдения изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность, инициативность и другое. Используется оно так же для исследования взаимоотношений в детском трудовом коллективе. При разработке плана наблюдения важным вопросом являются правильный выбор ситуации и объектов наблюдения.

Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано с большими трудностями. Во-первых, изменение в личности происходит постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности обычно являются функцией не одного, а нескольких факторов. Поэтому полученные результаты не всегда удается соотнести с конкретными воспитательными воздействиями. В последнее время используется такой вид формирующего эксперимента как ролевая игра. Ролевая игра открывает широкие возможности для изучения психологических особенностей трудовой деятельности детей.

Разновидностью эксперимента является метод выбора или социометрический метод. Он позволяет довольно точно изучить динамику деловых и личных отношений в трудовом коллективе, его сплоченность и другое. Особенно полезен этот метод для выявления критериев авторитетности учащихся в трудовом коллективе.

Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими .

В последние время широко используется метод обобщения независимых характеристик; он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых разными лицами при наблюдении в различных видах деятельности.

Каждый метод имеет свои ограничения, в исследовании используется не один, а комплекс методов. Их выбор всецело определяется задачами исследования. Такая целенаправленность в выборе методов обеспечивает получение обоснованных результатов.

Говоря о трудовом воспитании и деятельности можно дать такое определение труда.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность – ведущая, главная деятельность человечества. Человечество перестало бы существовать, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи необходимые для удовлетворения потребностей человека-хлеб и машины, мебель и орудия и т.д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество), средства информации (книги, чертежи, фильмы ), идеологические продукты (наука, искусство, идеи ), действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание ).

Трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее организуют, определяют, регулируют. Благодаря разделению труда в современном обществе не один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта от начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек получает от общества в обмен на свой труд.  Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой производственных отношений. Поэтому производство любого продукта в обществе, является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продукта. Действия, которые выполняет человек в труде определяются, не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, а прежде всего воображения и мышления.

Требуя для своего осуществления высших технических функций, коллективная трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их формирования в процессе развития человечества.

Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого присвоения продукта природы, является то, что он связан с изготовлением и применением орудий, т.е с использование воздействия одних вещей на другие. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а ни их биологическим значением.

Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые знания вещей и новые отношения к ним. Именно коллективная деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности.

Такое отношение к реальности и составляет основу сознания. Оно превращает человека в субъекты деятельности по отношению к вещам и личность по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет человеку преобразовать этот мир и стремиться к отдельным целям, превращая действия человека в сознательную планомерную деятельность, а его пребывание на земле из приспособительного существования – в активную жизнь, имеющую смысл.

Формированию правильного отношения к труду, уважения к коллективу, соответствующая шлифовка характера, когда передаются черты эгоизма, индивидуализма – всё это происходит в процессе труда, осуществляемого в определённых условиях, специальным образом организованного.

Труд учащихся должен быть общественно полезным. Школьник должен знать, что его труд представляет общественную ценность и значимость, приносит пользу людям.

Вместе с тем, он должен быть коллективным. Коллективный труд не означает выполнение работы в одно время, в одном месте, а это труд, объединённый общей целью, выполнение общих трудовых задач. Труд должен быть интенсивным. Он должен быть творческим и предоставлял детям возможность проявлять инициативу, стремление к новому, поискам.

Там, где возможно, в труде должны применяться различные формы самоорганизации и самодеятельности. Эти формы помогают развивать творческую инициативу, чувство ответственности. Труд школьников должен быть интересным для школьников, так как их деятельность мотивируется непосредственным интересом. Кроме того, труд должен быть связан с учебной деятельностью. Совершенно недопустимо наказание трудом. Ученик не должен считать, что право на труд надо заслужить.

И последнее, на что следует обратить внимание это посильность труда, так как в обратном случае ученик теряет веру в себя, его преследует чувство неуверенности.

Если соблюдать все условия, то труд является весьма привлекательным занятием.

Чтобы правильно построить работу по трудовому воспитанию и формировать творческое отношение к труду, необходимо учитывать возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – это игра-учение.  Они занимают большое место в жизни ребёнка, способствуют сплочению коллектива.

Велико значение труда в воспитании. Уже с первого класса учащиеся приобщаются к труду, выполняя несложные задания (работа с бумагой, картоном, изготовление игрушек). Дети первых и вторых классов, изготовляя ёлочные игрушки, переживают первые радости, могут проявить индивидуальности, творчество.

В это же время они ревности относятся к оценкам руководителя, стараются во всём ему угодить. Задача – получить хороший результат. Оценки, получаемые школьниками за работу, приобретают общественный смысл и имеют большое значение для формирования ответственного отношения ученика к труду. Оценка "5", показывает, что игрушку можно дарить, а оценка "3" говорит о том, что надо ещё учиться. При правильной организации трудовой деятельности ученик уже в начальных классах убеждается, что нужно отвечать за предметы, которые он изготавливает.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является игра-учение. Она занимает очень большое место в жизни детей, способствует сплочению коллектива.

Велико значение труда в воспитании. Уже начиная с 1,2 класса учащиеся учатся выращивать рассаду, саженцы, ухаживать за комнатными растениями. Они с большим удовольствием выполняют работу, которая связанна с трудовой деятельностью взрослых.

В настоящее время в школе уже в первом классе школьники выполняют несложные изделия из бумаги и картона, плетут корзинки, делают игрушки. Дети, изготовляя елочные украшения и игрушки для детей детского сада, звездочки для отлично успевающих, переживают первые радости от коллективного труда, дающего удовлетворение окружающим людям. Задача – получить хороший результат – все время стоит перед учащимися, и этому содействует учитель. Но и сам процесс изготовления вещей все больше и больше увлекает ребят. Им очень нравятся уроки труда, дающие хорошую разгрузку от напряженного сидения в классе во время уроков чтения, письма и математики. Здесь можно обменяться мнениями, поговорить друг с другом.

Оценки, получаемые школьниками за работу на уроках труда, приобретают не только личный, но и общественный смысл и имеют большое значение для формирования ответственного отношения ученика к труду. При правильной организации уроков труда ученик уже в начальной школе убеждается на собственном опыте и опыте других, что нужно отвечать за те предметы, которые он изготавливает, что он бережно должен относиться к рабочему времени, трудиться не только хорошо, ни и быстро.

Для младшего школьника еще очень типично непосредственное, эмоциональное отношение ко всему, что он делает. Эта эмоциональная окрашенность не всегда поддерживается учителями, словно труд не должен быть радостным, несмотря на те трудности, которые он в себе содержит. Радость труда доступна школьнику младшего возраста. При этом следует подчеркнуть, что при правильной организации труда учащиеся трудятся без мысли о материальном вознаграждении.

Правильное отношение к труду включает в себя творческое отношение к трудовому делу. Участие в трудовой деятельности приучает детей быть организаторами, инициаторами, уметь самостоятельно мыслить и планировать свою работу.

 Изучение опыта лучших школ показывает, что обучать планированию при изготовлении предметов возможно уже с первого класса. Сначала оно происходит совместно с учителем, а затем дети начинают планировать самостоятельно.

Под влиянием обучения, у учащихся третьего и четвертого класса развиваются самостоятельность, стремление внести в дело что-то свое, возможность лучше осуществить задуманный план.

Включение школьников в труд вызывает у них уважение к труду взрослых, понимание его значения, его ценность, бережное отношение ко всем вещам с которыми они имеют дело. Такое бережное и любовное отношение к труду и его продуктам нужно всячески поддерживать. Только в процессе труда учащиеся начинают отчетливо видеть общественную значимость своей деятельности. В процессе труда школьник приучается видеть, что работа приводит не только к накоплению материальных ценностей, но и является осуществлением морального долга. Активно участвуя в труде, ученик убеждается в том, что внося свой вклад в общий труд он это делает не только для себя, но и для других людей, для благополучия. С этой целью при обучении труду надо давать школьникам изготовлять предметы, имеющие общественно полезное значение. Учащиеся 3-4 классов несколько расширяют и углубляют свое отношение к труду. Например, они способны видеть более отдаленную цель своего труда и в гораздо большей степени, чем это имеет место у школьников первых двух классов, интересует та польза, которую может принести, изготавливая самостоятельно предметы.

Трудовая деятельность, начиная с 5 класса, значительно больше влияет на развитие личности подростка. Труд приобретает более организованный характер, сочетание устойчивого труда и физического развития даёт необходимый отдых подростку. Работа на пришкольном участке к этому времени должна быть немного сложнее, чем в начальных классах, но в тоже время посильной.

Уже было замечено, что труд воспитывает личность и в эстетическом отношении. Наблюдения показывают, что дети могут принимать участие в бытовом труде с большим желанием. Детям начальных классов нравится выполнять обязанности дежурного, убирать класс, спальню. Очень большое значение для развития личности в этом возрасте имеет коллективное изготовление той или иной общественнополезной вещи. При коллективном изготовлении какого-либо предмета ученик вступают в отношения взаимной зависимости, учатся работать совместно в это случае особенно и примечательно самостоятельность, организованность, выдержка и коллективизм. При такой работе дети сознают, что работа одного зависит от работы другого, а результат всей работы зависит от усилий коллектива в целом. Правильная организация такой работы возможна уже в первом классе. Ученики строго соблюдают правила сами и требуют их выполнения от других. Таким образом, на первой стадии обучения учащиеся побуждаются к труду главным образом интересом к процессу труда, непосредственным интересом к продукту деятельности, прямым указанием со стороны учителя благодаря его авторитету. Уже в третьем, а особенно в четвертом классе дети часто побуждаются к труду жизненной значимости продуктов труд, важностью их для других людей. Учащиеся все больше и больше понимают значение труда и охотно идут на занятия. В процессе труда у учащихся развиваются умения преодолевать трудности (волевые качества), выдержка и самообладание, дисциплинированность и организованность, коллективизм и самостоятельность, прилежание и настойчивость, самоконтроль и самооценка, навыки работы и многие другие качества личности.

Благоприятное влияние на детей оказывают не только традиционные уроки труда, но и уроки с творческим подходом ( подготовка к различным праздникам ). Это наиболее плодотворный момент в воспитательных целях. В младшем школьном возрасте трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств характера, укреплению типа темперамента.

Главное, что нужно иметь в виду - различие по типам темперамента – это различия не по уровням возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет и положительную и отрицательную сторону; каждый тип темперамента характеризуется своими чертами.

Психологическая подготовка учащихся к труду -  процесс сложный и противоречивый.

При планировании трудовой деятельности нужно учитывать как возрастные особенности, так и темперамент учащихся.

Например: меланхолик выполняет  работу медленно; холерик же наоборот быстро, может проявлять вспыльчивость в ходе работы; для сангвиника характерен уравновешенный ход действий; для флегматика – это спокойствие, обдуманность перед выполнением, внешне он ничему не удивляется.

В условиях современной деятельности людей динамические черты характера и темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат их деятельности, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. Но необходимо правильно сочетать типы темпераментов для благоприятного выполнения трудовой деятельности. Так, например, деятельность холерика более эффективна, если он работает с флегматиком, а меланхолик более успешно работает с сангвиником. Такого вида факты показывают, что нельзя оценивать тех или иных свойств темперамента, не учитывая совместный характер многих видов деятельности. О владение свойствами своего темперамента и их компенсации, формирования индивидуального стиля деятельности начинаются в годы детства, происходят под влиянием обучения и воспитания.

Психологическая подготовка учащихся к труду -  процесс сложный и противоречивый.

Учитель может правильно организовать трудовую деятельность в том случае, если он хорошо знает индивидуальные особенности каждого ученика, его характер, темперамент.  

Кроме того, нельзя забывать о семье, которая играет немаловажную роль в трудовом воспитании.

Очень важно, чтобы семья и школа поддерживали друг друга. Неправильное воспитание, уродливое духовное общение с детьми, создание ложного авторитета, пренебрежение жизненным опытом своих родителей действуют на ребенка только в отрицательном направлении.

Надо, чтобы труд ребенка был замечен (даже случайный). Важно не столько то, чтобы ребенок научился трудиться, а то, чтобы он сознавал свой труд как частицу общего дела на пользу всем людям.

Подготовка подрастающего поколения к труду является важнейшим звено в процессе совершенствования школьного образования. В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологических аспектов готовности к труду. Труд является творческим созидательным процессом, преобразующим окружающий мир и самого человека, если он является целостной деятельностью, включающей не только исполнительные элементы, но и замысел, планирование, контроль, оценка. Только тогда человек становится субъектом трудовой деятельности, когда он имеет возможность применять и развивать свои способности в труде. Воспитание у детей потребности в творческом труде должно составить основу формирования готовности к труду в школе. Труд лишь тогда становится воспевающей силой, когда он обогащает интеллектуальную жизнь, наполняет многогранным содержанием умственные, творческие интересы, одухотворяет нравственную цельность и возвышает эстетическую красоту личности и коллектива.

 

--


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе

Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...

«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».

Организация  процесса формирования положительного отношения к труду и творчеству у  обучающихся в системе дополнительного образования детей. В статье представлены факторы, мотивы,формы занят...

«Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»

Тема по самообразованию: «Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте....

Формирование гуманистического отношения к природе у школьников средней и старшей ступени в процессе изучения биологии

Работа раскрывает важность воспитания у детей средней и старшей школы гуманистического отношения к природе....

Особенности формирования творческого математического мышления на уроках математики

В работе рассмотрены особенности формирования творческого математического мышления на уроках математики...

Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...