Семинар для педагогов
методическая разработка по психологии по теме

Кирилина Наталья Ивановна

Семинар на тему "Педагогическая этика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_etika.rar409.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Только  личность может действовать

 на развитие и определение личности,

 только характером можно

образовать характер».

(К.Д.Ушинский)

                 На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

                    Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая  нравственность делают педагога личностью.

Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура учителя. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.        

            В педагогической науке понятие Педагогическая культура определяется как

      динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:

а)педагогическая позиция и личностные качества;

 б)профессиональные знания и культура педагогического мышления;

в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога .

  Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога  является этика.

      “ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Однако, есть и второе значение этого слова.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми,  который вытекает из их профессиональной этики .

   Таким образом,  этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

     Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого.

Не желая работать над собой,  некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности  ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма.  У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом.  Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты.  Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта.  Попустительство,  всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя,  над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

Значение поз и жестов педагога:

Руки, раскрытые ладонями вверх   - искренность, открытость

Пиджак расстегнут (или снят)         -  открытость, дружеское расположение

Руки спрятаны (за спину, в карманы)         -   напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди    -  закрытость от информации, общения

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)  -         защита, оборона

Кисти рук расслаблены   -        спокойствие

Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку         -    заинтересованность 

Голова слегка наклонена набок   -   внимательное слушание                        

Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта   -        критическая оценка

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)   - обдумывание решения

Ладонь захватывает подбородок   -  обдумывание решения

Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла   -        желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению

Педагог ходит по классу    -        функция контроля или обдумывание решения

Пощипывание переносицы   -    напряжение

Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания   -         неискренность, обман

Педагог прикрывает рот рукой во время слушания  - сомнение, недоверие к учащемуся

Педагог старается на вас не смотреть  - скрытность, утаивание своей позиции

Взгляд в сторону от ученика  -  сомнение, отсутствие интереса к мнению другого человека

Слушающий слегка касается века, носа или уха -        недоверие к говорящему

Педагог начинает собирать бумаги на столе  - урок окончен или разговор окончен

Ноги или все тело педагога обращены к выходу  -  желание уйти

Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи  -        превосходство, уверенность

Педагог жестикулирует сжатым кулаком  -        демонстрация власти, угроза

Пиджак застегнут на все пуговицы  -        официальность, подчеркивание дистанции

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ,  ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.

Педагог профессионально ответствен за душевное здоровье ученика.

Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма

Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. 

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.  Педагог,  который  искусственно  делит  учащихся  на  «шалопаев»,  «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность,  не увидеть чью-то судьбу.  Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.   Любить  ребенка  -  это  значит уметь  вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь,  уметь вслушиваться в настроения учащихся,  уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни.  Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как: ƒ доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, ƒ взаимопомощь,  взаимопонимание,  взаимоуважение,  взаимная  требовательность и ответственность.

Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

Аксиома 3.  Ученик - имеет право на незнание.

Часто неуважительная,  авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых».  Ученик имеет право не знать,  но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4. Злой учитель  -  непрофессионал.

Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. О  сдерживании  эмоций  в  человеческом  общении  писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно,  без шипов злоречья все-все,  что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном».

 Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание — это сложный динамичный процесс, которому  присущи противоречия.

Можно условно выделить несколько категорий противоречий:

- несоответствие нравственного опыта микросреды, в которой воспитывается ребенок, с установками общественной морали;

- несовпадение сформированных в предшествующем опыте интересов и стремлений с целями воспитания;

- несоответствие престижных устремлений ребенка и его заслуг перед коллективом;

- отсутствие у воспитанника достаточно развитой волевой сферы, собранности, с одной стороны, и требовательности воспитателя, с другой;

- несовпадение личных интересов и стремлений ребенка с интересами коллектива;

- несоответствие уровня педагогической культуры воспитателей требованиям тех задач, которые они призваны решать в деле нравственного воспитания учащихся.  

Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.

 Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

·      Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

·      Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.

·      Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

·      Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

·      Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

    Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

Этика  делового  общения  «по  горизонтали»  (между  рядовыми членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения:  «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их

Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.

Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.

Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.

Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

семинар для педагогов "Интерактивная доска - новый инструмент учителя"

Семинар для педагогов«Интерактивная доска – новый инструмент учителя» МОУ Болгуринская СОШВоткинский район УР Автор проектаГлазырина Нина ПименовнаЗаместитель директора по УВР...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

семинар для педагогов СКШИ - снятие эмоц напряженности у школьников

Для психологов С(К)У 8 вида в работе с педагогами предлагаю семинар по поиску форм и методов работы с детьми по снятию эмоциональной напряженности...

Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...

Семинар для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"

Семинар для педагоговТребования к качеству речи педагога дошкольного учрежденияОбязательным элементом общей культуры человека является культурная речь. Речь человека – его визитная карточка, поскольку...