Главные вкладки

    Курс предпрофильной подготовки "Основы самоорганизации, саморегуляуции, самоуправления школьников" (9 класс, предпрофиль)
    элективный курс по психологии (9 класс) по теме

    Мордвинова Елена Александровна

     Ведущая идея курса (цель) – формирование способности школьников осуществлять   самоорганизацию, самоуправление, саморегуляцию на основе осознанного восприятия и запоминания системы знаний о природе (обществе), умелого пользования  этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации).

    Задачи:

    формирование умений самоорганизации обучающихся: планирование работы, организация рабочего места, сознательная мобилизация внутренних ресурсов организма (внимания, памяти) для выполнения поставленной цели, самоконтроль качества действий и самооценка успехов в достижении цели; успешное применение общих приёмов учебной (работа с книгой, составление условно логических схем и опорных конспектов) и специальных приемов исследовательской, проектной работы;

    формирование умений самоуправления собственной деятельностью, поведением, эмоциональными состояниями в конфликтных и стрессовых ситуациях, имиджем и карьерой, развитие навыков управления малой группой, творческой группой;

    развитие коммуникативных способностей и навыков рефлексии (предусмотрены тренинги, упражнения, тестовые диагностики, контролирующие динамику развития личности обучающегося; психологические тесты, оздоровительные упражнения как возможности «послушать себя» и скорректировать своё состояние).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_elektiv_osnovy_ssi_s_2013_.doc614.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки

    Российской Федерации

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.О.Самара

    МБОУ СОШ № 12 им.героя советского союза ф.м.Сафонова

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы___________Е.В.Горячева

    от «____» ____________20___ г.

    Основы самоорганизации, самоуправления

    и саморегуляции школьников

                                       

    Разработчик:

                                                                      Мордвинова Е.А.,

    зам.директора по ВР

    Согласовано на

    методическом объединении

    Протокол №____ от «___» _______ 200__ г.

    Принята на педагогическом совете

    Протокол № ____ от «___» _______ 200__ г.

    Самара

    2013

    Пояснительная записка

    Целевая аудитория курса

    Обучающиеся 9-ых классов основной школы.

    Цель курса        

    Ведущая идея курса (цель) – формирование способности школьников осуществлять   самоорганизацию, самоуправление, саморегуляцию на основе осознанного восприятия и запоминания системы знаний о природе (обществе), умелого пользования  этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации).

    Задачи курса        

    • формирование умений самоорганизации обучающихся: планирование работы, организация рабочего места, сознательная мобилизация внутренних ресурсов организма (внимания, памяти) для выполнения поставленной цели, самоконтроль качества действий и самооценка успехов в достижении цели; успешное применение общих приёмов учебной (работа с книгой, составление условно логических схем и опорных конспектов) и специальных приемов исследовательской, проектной работы;
    • формирование умений самоуправления собственной деятельностью, поведением, эмоциональными состояниями в конфликтных и стрессовых ситуациях, имиджем и карьерой, развитие навыков управления малой группой, творческой группой;
    •  развитие коммуникативных способностей и навыков рефлексии (предусмотрены тренинги, упражнения, тестовые диагностики, контролирующие динамику развития личности обучающегося; психологические тесты, оздоровительные упражнения как возможности «послушать себя» и скорректировать своё состояние).

    Методы и средства обучения, разнообразие видов учебной деятельности пользователя курса        

    • лекции, опросы, тесты, диагностика;
    • организация различных видов деятельности обучающихся: самостоятельное получение информации, исследовательская деятельность, выполнение практических заданий, контрольные вопросы/работы/задания, творческие интерактивные задания, тесты.

    Методическое обеспечение курса         

    Предполагаемый результат        

    Предполагаемый образовательный результат:

    формирование ключевых компетентностей для успешной самореализации в условиях либеральной экономики:

    Готовность делать осознанный и ответственный выбор

    Технологическая компетентность

    Готовность к самообразованию

    Информационная компетентность

    Социальная компетентность

    Коммуникативная компетентность

    В частности, обучающиеся будут знать и уметь:

    • осознавать свое «Я» (эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное) в контексте учебной деятельности в школе;
    • использовать на практике методы, приемы и средства самоорганизации, саморегуляции, саморазвития и самосовершенствования;
    • выявлять в ходе диагностики собственные возможности самоорганизации и саморегуляции (выработка собственных правил), осуществлять самоанализ и рефлексию, выстраивать на этой основе жизненные и профессиональные перспективы (цели, планы жизни направлений личностного самосовершенствования);
    • определять свое место в мире и среди других людей (Я – среди людей, Я в эпоху перемен и пр.), требования, предъявляемые к личности школьника (старшеклассника), разрабатывать программы самовоспитания;
    • соотносить с данной моделью свои возможности и потребности; оценивать адекватность и достижимость выполнения целей и задач программы самовоспитания;
    • уметь создавать «Портфолио ученика» («Портфолио» как форма аутентичного оценивания, с одной стороны фиксирует уровень развития обучающегося, который может быть зафиксирован и осмыслен самим учеником, с  другой стороны, - осуществляет целенаправленную систематическую деятельностью обучающегося, которая способствует его развитию).

    Литература и Интернет-ресурсы        

    Используемая литература

    1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. - М: Наука, 1989. - С. 110-134.
    2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-336 с.
    3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -299 с.
    4. Алдер Г. Практика эффективного использования времени / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
    5. Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Казань, 1995. - 27 с.
    6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М: Знание,  1981.-96 с.
    7. Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.
    8. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
    9. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А.Гончаров. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.
    10. Горелов А.А. Становление индивидуальности в свете концепции самоорганизации // Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе / Отв. ред. Г.И. Рузавин. - М., 1990. - Ч. 2. - С. 48-76.
    11. Добротворский И.Л. Самоменеджмент: Эффективные технологии: Практическое руководство для решения повседневных проблем. - М.: ПРИОР, 2003.-272 с.
    12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, М.: ACT, 2001. - 576 с.
    13. Ерастов Н.П. Культура умственного труда. Беседы о рациональной организации познавательной деятельности. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1973. - 188 с.
    14.  Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы: Учебно-методическое пособие. - М.: Мысль, 1985. - 79 с.
    15. Ковалев А.Г. Воспитание и самовоспитание. - М.: Мысль, 1986. -284 с.
    16. Ключников С.Ю. Искусство управления собой. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
    17. Князева М.  Ключ к самосозиданию. – М., 1990.
    18. Кушелев В.А. Проблема самоорганизации субъекта деятельности //  Самоорганизация в природе и обществе. Тезисы докладов. - Лм 1988,  -С. 175-177.
    19. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента: Учебное  пособие. - Киев: МАУП, 1999. - 360 с.
    20. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед.практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240 с.
    21. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2003. - 352 с. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент: Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. — М.: ООО «Добрая книга», 2001. - 264 с.
    22. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2003. - 352 с.
    23. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на Дону, 1998.
    24. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
    25.  Миславский, Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. № 3. – С. 71-78.
    26. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент: Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. — М.: ООО «Добрая книга», 2001. - 264 с.
    27. Моргенстерн Д. Самоорганизация по принципу "изнутри наружу". Система эффективной организации пространства, предметной среды, информации и времени (пер. с англ.) М.: Добрая книга, 2003.-352 с.
    28. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феноменология, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998. – 191 с.
    29.  Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журнал. 2002. Т. 23. № 6. – С. 5-17.
    30. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
    31. Некрасов В.П. Всегда в хорошем настроении: Методы психорегуляции. – М. : Физкультура и спорт, 1986.
    32. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Учебное пособие. Таганрог, ТРТИ, 1989. – 82 с.
    33. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989. - 192 с.
    34. Никифоров Г.С. Теоретические вопросы самоконтроля // Психологический журнал. - 1985. - Т, 6. - № 5. - С. 19-31.
    35. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
    36. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
    37. Омаров А.М. Управление: Искусство общения. – М., 1983.
    38. Орлов А.А. Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод.пособие для студ. Высш.пед.учебн.заведений / Под ред. А.А.Орлова. – М.: Изд.центр «Академия», 2004. – 256 с.
    39.  Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
    40.  Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы со старшеклассниками: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
    41. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
    42. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989.
    43.  Познай себя: 30 популярных тестов / Сост. П.М. Белый. – М.: Экономика, 1997.
    44.  Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело Лтд, 1995.
    45.  Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-Пресс, 2000.
    46. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Папка личных достижений, или "Портфолио школьника" в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. М., 2001
    47. Психолого-педагогический практикум: Учеб.пособие для студ. Высш. Учебн.завдений / Л.С.Подымова, Л.С.Духова, Е.А.Ларина, О.А.Шиян; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд.центр «Академия». 2005. – 224 с.
    48. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
    49.  Самоорганизация: психо- и социогенез / Под ред. В.Н.Келсьева. – Спб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 200 с.
    50. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют... – Дубна, 1996.
    51. Сороков, Д.Г. Технологии самоорганизации и работы с учебной информацией. М., МГППУ, 2008.
    52. Тарас А.Е. Саморегуляция психики: Пособие для самостоятельных занятий. – Слоним, 1993.
    53. Тутышкин Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью: Учебное пособие. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984. - 118 с.
    54. Усачева, И.В. Формирование учебной исследовательской деятельности: Обучение чтению научного текста [Текст] / И.В. Усачева. – М., 1986.
    55. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.  Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.
    56.   Хроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20. – М.: Экономика, 1996.
    57.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интрепракс, 1994. – 160 с.
    58.  Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – м.: Пед.общество России, 1999. – 186 с.
    59. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджмента. – М., 1994.
    60. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
    61. Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование [Текст] / Л.Ф. Штернберг. – М., 2004.
    62.  Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности - путь к расцвету человечества, Хабаровск, 1994. - 51 с.

    Программное обеспечение 

    (электронная библиотека учебно-методических материалов, специализированное программное обеспечение и др.):

    1. http://www.aldebaran.ru/ – Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека.

    2. http://www.encyclopedia.ru/ – «Мир энциклопедий» – русскоязычные энциклопедические и псевдоэнциклопедические издания (энциклопедии, энциклопедические словари, справочники).

    3.http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe?C21COM=Enter&I21DBN=IRBIS_AREF – ГНПБ им. К. Д. Ушинского – государственная научная педагогическая библиотека. Электронный каталог.

    4. http://www.pedlib.ru/ –  электронная педагогическая библиотека

    5. http://www.public.ru/ – публичная интернет-библиотека содержит базу данных по СМИ России с 1990 г.

    6. http://www.edu.ru/ – библиотека федерального портала «Российское образование» Содержит каталог ссылок на интернет-ресурсы, электронные библиотеки по различным вопросам образования.

    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

    www.wikipedia.org, www.yandex.ru, www.Google.ru  – информационные, справочные и поисковые системы.

    Библиотека Гумер, раздел педагогика— литература по педагогике.

    Библиотека начинающего педагога - цель проекта - предоставление методической, психолого-педагогической, управленческой и другой информации для успешной педагогической деятельности начинающих педагогов, размещение разработок уроков, статей, презентаций, а также создание персональных страниц и блогов для обмена опытом.

    Биография.ру - информационно-образовательный ресурс, на страницах которого можно ознакомиться с различными материалами в области науки и культуры, педагогики и воспитания, искусства и литературы. В разделе «Биографии» находятся биографии известных исторических личностей; в разделе «Цитаты и афоризмы» собраны высказывания известных людей на различные темы; в разделе «Книги в формате DjVu» находятся изданные в основном до 1917 года журналы и книги по педагогике и образованию, а также учебные пособия.

    Век образования - предлагаются статьи о жизни и деятельности известных педагогов, о различных учебных заведениях, а также педагогические высказывания и фразы (по одной статье для каждого раздела на каждый год двадцатого века).

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам - информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе Библиотека представлено более 27 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. В Каталоге хранится более 54 000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Глоссарий терминов образования даёт возможность просмотра перечня слов на заданную букву, поиска слова (фразы) и административным интерфейсом для ввода новых слов.

    http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/Matieres/index/Matiere.IdPere:77 -  рубрика: Образование. Педагогическая наука (Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика, История образования и педагогической мысли , Общеобразовательная школа. Педагогика школы, Организация в системе образования, Педагогика образования и самообразования взрослых, Педагогика семейного воспитания, Профессиональное и специальное образование, Собрание сочинений и сборники трудов педагогов, Социальная педагогика, Специальное педагогическое образование, Специальные школы. Дефектология (коррекционная педагогика).

    http://www.intellect-invest.org.ua/ -  портал современных педагогических ресурсов сконцентрировал достаточно большой объем уникальной педагогической и соцокультурной информации, которая постоянно обновляется и дополняется. Целью Портала – предоставление доступа к современным образовательным (педагогическим) е-ресурсам, концентрация новых педагогических источников в собственном образовательном депозитарии, содействие реализации интеллектуальных образовательных инвестиций в национальном социокультурном пространстве, которые осуществляются научно педагогическими учреждениями и благотворительными фондами.

    Раздел Портала отведен под электронные периодические издания, в которых могут публиковаться статьи, содержащие результаты исследований соискателей кандидатских и докторских степеней:

    • новый электронный научно-педагогический журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» (уже вышли три первых номера);
    • архив (с 1999 года) ВАКовского сборника научных трудов «Гуманизация учебно-воспитательного процесса» (Славянский государственный педагогический университет);
    • Вестник Научной школы педагогов «АКМЕ» (г. Ульяновск).
    • Научная школа педагогов «Акме» (руководитель М. И. Лукьянова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАЕ).
    • О школе, ее структуре, направлениях ее работы и других вопросах каждый посетитель может узнать, зайдя по адресу http://www.intellect-invest.org.ua/rus/school_akme/.

    Педагогика - размещены статьи по педагогике, включая некоторые персоналии, дидактику, методику, содержание обучения и контроль знаний, компьютеризацию образования.

    Педагогика для всех - можно найти много полезной информации о педагогике и образовании. Большое количество статей, размещенных в таких разделах, как методики обучения, педагогика, дошкольное образование, история педагогики помогут в подготовке к зачетам, экзаменам, выпускным квалификационным работам и всем, кто интересуется педагогикой.

    Педагогическая библиотека - содержит большое количество полнотекстовой литературы по педагогике и ее прикладным отраслям. Многие материалы из этой библиотеки печатаются малыми тиражами и их почти невозможно купить. Большинство книг редко переиздаются. Что бы восполнить этот пробел была открыта эта библиотека. Библиотека постоянно пополняется.

    Педагогическая периодика - электронный тематический каталог «Педагогическая Периодика», содержащий точные ссылки на наиболее интересные статьи, опубликованные в периодической печати за последние десять лет и посвященные педагогическим проблемам. Правильно сформулировать запрос, сориентироваться в многочисленных педагогических тематиках Вам поможет Рубрикатор, являющийся развитием стандартной ББК, содержит более 270 наименований педагогических тематик. Используя каталог «Педагогическая Периодика», вы сможете:  получить список точных ссылок на газеты и журналы, в которых опубликованы статьи по интересующей вас теме, рубрике;  познакомиться с информацией о новых статьях в педагогических журналах и приложениях к ним; получить полнотекстовые версии статей, находящихся в каталоге. Такая информационная помощь незаменима при подготовке управленцев, педагогов, воспитателей к урокам, конференциям, семинарам; для организации и проведения творческих мастерских, внеклассных мероприятий и т.п.

    PedKnigi.ru - педагогическая книга: каталог.

    PedLib.ru - педагогическая библиотека - постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Популярные и научные издания, учебники, статьи из периодики: библиотека - это фонд доступной каждому информации.

    PedObsh.ru – пдагогическая литература: издательство  Педагогического общества России.

    http://paidagogos.com/ -статьи по педагогике.

    http://www.medien.ru/pedagogicheskie-gazety-i-zhurnaly - газеты и журналы по педагогике.

    Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» -портал входит в систему федеральных образовательных порталов и на-целен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

            Информационные разделы:

    • Библиотека (полнотекстовые учебные и методические материалы с открытым доступом, с описаниями и средствами поиска и навигации);
    • Книги (описания печатных изданий по информационным технологиям, выпущенных российскими издательствами, с изображениями обложек, оглавлениями, и в отдельных случаях одной-двумя избранными главами);
    • Интернет-ресурсы (описания и ссылки на ресурсы по информационным технологиям, размещенные на сайтах учебных заведения и других организаций);
    • Организации (база данных с информацией об университетах, факультетах, кафедрах, специализированных организациях по профилю портала);
    • Персоналии (сведения о специалистах, работающих по тематике портала);
    • Конференции (материалы конференций по тематике портала – тезисы и полные тексты докладов, сведения об участниках).

    Портал современных педагогических ресурсов - библиотека Портала содержит книги и брошюры педагогической, психологической, философской, культурологической направленности. Кроме того в библиотеке представлены учебные планы, учебники и учебные пособия для общеобразовательных школ.

    Российская научная сеть - информационная система, нацеленная на облегчение доступа к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные интернет-технологии. Среди разделов сайта – педагогика, психология, социология, история, география, химия, литературоведение, искусствоведение, философия и др. Научно-образовательная информационная система «Научная Сеть» познакомит студентов с материалами лекций лучших преподавателей страны, а учащимся старших классов поможет узнать о своей будущей специальности.

    Российское образование - федеральный портал, содержащий каталоги ресурсов по образованию для различных уровней образования и по различным областям знаний; материалы по модернизации образования; законодательные и нормативные документы; образовательную статистику; информацию о грантах; материалы прессы об образовании.

    Справочный сайт «Педагогика.ру» - представлена общая информация о всех областях теоретической и практической педагогики. Наш сайт пригодится в самоподготовке студентов, как материал для семинаров, а так же интересующимся педагогикой людям в качестве справочного пособия.

    Терминологический словарь по педагогике - предназначен в первую очередь педагогам, но будет интересен психологам, социологам, а также учащимся и абитуриентам. Педагогический терминологический словарь создан для упорядочения лексики по педагогической тематике и призван облегчить понимание современных педагогических терминов в целях более точного определения предмета. Словарь содержит в себе около 3 тысяч терминов и понятий, охватывает 156 источников.

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - проект ФЦИОР направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования, обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа. Каталог объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 – ориентированных на профессиональное образование.

    Учебно-тематический план

    Тема

    Содержание

    Количество часов

    Урок 1.

    Цели и задачи курса. Основные категории. Глоссарий.

    Сущность, содержание понятий «самоорганизация», «самоуправление» и «саморегуляция».

    Самоуправление и его техники. Управление здоровым образом жизни. Основы здорового образа жизни, научной организации режима дня, учебной деятельности и отдыха школьника.

    Памятка «Если мы хотим приобрести равновесие».
    Инструкция «2 техники управления собой».

    Задание на дом: 

    «Распорядок дня», «Мои правила самоорганизации».

    Оформление папки «Портфолио школьника».

    1

    Урок 2.

    Секреты хорошей учебы.

    Твоя учеба и образование (показать роль знаний и качественного образования в жизни человека).

    Секрет моего жизненного успеха.

    Презентация «Почему школьники плохо учатся».

    Практика: Тесты – самодиагностика «Выявите свой уровень сформированности компетенции; «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?», «Умею ли я учиться?»

    1

    Урок 3.

    Социальный статус и социальная роль.

    Личность и ее понимание. Социализация и внутренняя самоорганизация. Познать себя – управлять собой[1].  

    Презентации: способы осознания и осмысления внутреннего мира личности. Я-концепция.

    Задание на дом:

    Анкета «Я в мире перемен». Составление кроссворда (шарады, головоломки) на тему «Один день из школьной жизни» (до 20 слов).

    1

    Урок 4.

    Цель, смысл и ценности жизни.

    Целеполагание  («Я среди людей»). Ценности. Мои правила самоорганизации и саморегуляции. Организация времени жизни (ОВЖ). Правила тайм-менеджмента. Самоменеджмент: техника управления временем и силами.

    Практика: Тесты – самодиагностика - упражнения

    Памятка «Методы личной самоорганизации», «Система действий организации времени жизни» (структура).

    Советы, практические рекомендации, тренинги, игры

    Инструкция «Виды самоорганизации. Как надо и как не надо организовывать себя. Две техники самоорганизации»

    Задание на дом:

    Эссе (до 3 страниц) и презентация  Power Point (15-30 слайдов)

    «Открыть мир – обрети себя». Самооценка учеником своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, о себе в изменяющемся мире (можно приложить соответ. анкету) и открывающихся возможностей после получения среднего образования, возникающих опасностях, о планах на ближайший год и/или 2 года, о способах, средства и времени их осуществления.

    Примерный план эссе

    1. «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях).

     2. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни).

    3.  «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, уважаете).

    4. «Мой девиз и мои жизненные планы» (ваш девиз, кредо на данном этапе жизни, что делать после 9 класса? После окончания школы? к чему стремиться? Какие вы ставите перед собой цели в жизни, есть ли и какая у вас жизненная стратегия, как вы собираетесь достигать запланированное - способы, средства, сроки достижения целей)

    1

    Урок 5.

    Учебная деятельность и личность школьника. Культура здоровья и её слагаемые Основы здорового образа жизни, научной организации режима дня, учебной деятельности и отдыха школьника. Физическая активность как фактор регулирования психического равновесия  в организме. Самоорганизация учебной деятельности через освоение техники личной работы учащегося.

    Самоорганизация учебной деятельности.

    Практика: Тесты – самодиагностика «Умею ли я учиться?», «Как быстро и внимательно я читаю», «Мотивы уч.деятельности».

    Задание на дом: 

    таблица самоанализа,  планирование по матрице Эйзенхауэра, 10-15 правил самоорганизации и саморегуляции, алгоритм «Мой учебный день», алгоритм действия в 4 ситуациях, упражнения «Кто я? Какой я?», «Плюсы и минусы».

    1

    Урок 6.

    Самостоятельная работа: виды и значение. Способы получения и обработки информации. Виды источников и средства поиска учебной и научной информации.  Работа с научными и учебными тестами. Ведение различных видов записей. Как написать хороший реферат.

    Презентации: «Восприятие информации», «Как оформить реферат», «Как составить эл.презентацию»

    Задание на дом:

    памятка «Конспект, реферат, эссе - как написать и оформить». Положение об исследовательском реферате.

    1

    Урок

    7-8.

    Эмоции человека и эмоциональное развитие личности. Техники саморегуляции психических / эмоциональных состояний и профилактики стресса. Самоуправление эмоциональными состояниями в конфликтных и стрессовых ситуациях.  

    Практика: Тесты – самодиагностика «Мои привычные эмоции», «Равновесие», «Самоуважение».

    Памятка «Индивидуально-психологические особенности, влияющие на эффективность учебной деятельности – Психогеометрический тест».

    Презентации:  «Стресс и как с ним бороться», «Психологическая подготовка к экзамену».

    Задание на дом: 

    банк тренингов и упражнений по саморегуляции (минимум 3);

    2) копилка диагностических психолого-педагогических тестов, выявляющие интересы, склонности, способности и пр.личностные характеристики ученика, самодиагностика (минимум 3);

    3) коллекция практических игр и тренингов на формирование коммуникативных навыков (минимум 3)

    2

    Урок

    9-10-11.

    Роскошь человеческого общения. Коммуникативные способности. Владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием. «Я» в ситуации взаимодействия.

    Управленческая деятельность школьников «Я – организатор».

    Официальное лидерство: преодоление личных ограничений, мешающих эффективно управлять людьми

    Неофициальное лидерство: развитие коммуникативно-лидерских способностей.

    Управление творческой группой: коллективное творческое дело (КТД) как управленческая методика.

    Инструкция «Если знать как действовать» (по книге Е.В.Титовой).

    Практика: Банк тестов и упражений.

    Памятка «Практические советы: учитесь общаться»

    Презентации: «Общение», «Общение в конфликтных ситуациях».

    Задание на дом: 

    Название кружков, секций, клубов, Интернет-ресурсов и блогов, центров дополнительного образования, которые ученик посещает и которые свидетельствуют о накопленном опыте социальной жизни, о межличностных контактах, связях, хобби, интересах, кумирах и т.п. (оформление: алфавитный перечень (не более 15 наименований), год вступления, вид деятельности, ссылки на сайты этих организаций).

     3

    Урок  

    12-13-14.

    Процессы самоопределения, саморазвития, самосовершенствования  и самообразования и их роль в обеспечении личностного роста учащегося.

    Самосовершенствование и его философские истоки. Самореализация личности.

    Управление процессом самосовершенствования

    Имидж, конкурентоспособность и карьера как элементы самоуправления, ведущие к успеху. Имидж и способы его создания

    Конкурентоспособность и её составляющие.

    Карьера и её планирование.

    Кем быть? Каким быть? – круглый стол с использованием ИКТ (профориентация).

    Практика: Тесты – самодиагностика

    Памятка и презентация «Как выбрать вуз».

    Презентация «Самовоспитание».

    Задание на дом: 

    Составить «Программу самовоспитания».

    Подготовить официальные документы «Мои достижения за последние 3 года» (грамоты, похвальные листы об окончании уч.года, сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, документы окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификаты о прохождении практик, стажировок, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах).

    3

    Урок  

    15-16.

    Культура: самоценность и самобытность. Духовная культура человек. Эмпатия. Толерантность.

    Роль психофизического аппарата учащегося в его учебной деятельности.

    Презентации: «Духовная культура», «Культура речи старшеклассников», «Сквернословие».

    Задание на дом: 

    Автобиография или эссе «Взгляд в прошлое» –  анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото-, видеодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест, где вы учились, тренировались, занимались и т.п.) Автобиография или эссе не более 3 страниц

    2

    Урок 17.

    Составление портфолио учащегося.

    Защита портфолио. Зачет.

    1

    ИТОГО:

    17 часов.

    Рекомендации по проведению занятий

    Использование предлагаемого курса несет в себе главное условие — доверительные взаимоотношения учителя и учащихся. От педагога, помимо знания своих воспитанников, требуется такт, умение на ходу перестраивать план урока с учетом результатов выполнения практических работ, дискуссий, игр.

    Методика работы в группах. Прежде чем разделить класс на малые группы, учитель объявляет задание и правила работы в группах. Класс делится по 5—7 человек в каждой группе. Став участником группы, каждый ученик понимает, что от его усилий зависит решение проблемы. Это стимулирует деятельность каждого в группе и заставляет работать с максимальной отдачей. Одновременно каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. В каждой группе должен быть выбран учащийся, который будет выступать от имени группы. Учащимся ставится проблема, объясняются требования, предъявляемые к оформлению ответа и определяется время на обсуждение (5—6 минут). Учитель должен держать в поле зрения каждую группу, направляя ее деятельность, поддерживая рабочую атмосферу, оказывая помощь, если имеются затруднения.

    Методика проведения деловой игры. Деловая игра является одной из форм организации учебной деятельности. При такой форме организации занятия решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы и при критике решений других групп. Игра, несомненно, получится, если будут учтены некоторые требования:

    — она должна быть посвящена конкретной проблеме;

    — в ней необходим элемент интриги, конфликтная ситуация, поиск путей ее решения;

    — соревновательный аспект не должен становиться приоритетным. Главное — выработка общего мнения;

    — учитель в процессе игры может выполнять функцию рядового участника и лишь в незначительной мере — организатора и дирижера.

            Методика проведения занятия с элементами дискуссии. Дискуссия — исследование, рассмотрение, разбор.

    Дискутировать — обсуждать что — либо, спорить. Существенные составляющие при проведении занятия с элементами дискуссии:

    — противоречивость, спорность исследуемой проблемы;

    — разнообразие путей ее достоверного решения;

    — компетентность участников.

    Реализация составляющих дискуссии требует значительной методической подготовки учителя и не менее значительной самостоятельной подготовки учащихся накануне занятия.

            Методика проведения «Мозгового штурма». Метод, позволяющий за короткое время, используя интеллектуальные возможности класса, путем свободного выражения своей точки зрения каждым, решить поставленную задачу. В процессе коллективного обсуждения идет поиск решения проблемы. Разделив класс на группы по 5—7 человек, поставьте перед ними задачу и попросите их высказать свои мысли по поводу решения этой задачи. Запрещается критиковать или давать оценку идеям участников " мозгового штурма«. Высказанные идеи, становятся основой для принятия решения по поставленной задаче. Если штурм не удается, необходимо уточнить вопрос, более его конкретизируя. Использование такого метода позволяет учащимся развить творческое, нестандартное мышление, попрактиковаться в навыках общения в коллективе.

    Понятийный словарь (глоссарий).

    Дифференциация обучения — особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально — психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя — учеников, связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения.

    Индивидуализация обучения — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

    Индивидуальная образовательная траектория — представляет собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.

    Ориентационные (межпредметные) курсы по выбору создают базу для ориентации в мире современных профессий, знакомят учащихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распрстраненным профессиям. Кроме того, поддерживают мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрфильной ориентации. Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми.

    Предметно — ориентированные (пробные) курсы дают ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному профилю, уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, а также создают условия для подготовки к экзаменам.

    Предпрфильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности. Содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе относительно профиля и места дальнейшего обучения).

    Портфолио — это совокупность сертифицированных индивидуальных достижений учащихся. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности.

    Фасилитатор — лидерство.

    Список литературы (для учащихся).

    1. Андрееев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
    2. Андрееев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательным: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
    3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М: Педагогика, 1989, с.325 - 327.
    4. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
    5. Боголюбов Л. Н. Введение в обществознание. Учеб. Пособие для 8 — 9 кл. М. 2001 —  03.
    6. Бруновт. Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии (методическое исследование); Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981.
    7. Бурмистрова Л., Мороз В. Рекорды человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с.60-61 (Серия «Всемирная детская энциклопедия»).
    8. Бурцева О.Ю.  Учим ли мы наших детей учиться? – Биология в школе, №1 /Под ред. Ребровой Л.В. -  М.: Издательский дом «Школа – Пресс 1», 2003, с.29-31.
    9. Гуревич П. С. Человек. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. М. 1995.
    10. Кравченко А. И. Введение в социологию. Учеб. Пособие. М. 1994.
    11.  Никитин А. Ф. Право и политика. Учеб. Пособие. М. 1998.
    12.  Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. Учеб. Пособие. М 1996.Тамарская Н.В., Семёнова И.О. Старшекласснику-будущему педагогу об  управлении: Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 167 с.

    Список литературы (для учителя).

    1. Андреева Г. И. Социальная психология. М. 1988.
    2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1986.
    3. Балаев А. А. Активные методы обучения. М. Профиздат, 1986.
    4. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
    5. Бим — Бад Б. Д. Образование в контексте социализации. —  М. 1996.
    6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 1999.
    7. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. Книга для учителя. М. Просвещение, 1991.
    8. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. Книга для учителя. М. Просвещение. 1991.
    9. Газман О. С. Гуманизм и свобода. Гуманизация воспитания в современных условиях. М. 1995.
    10. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А.Гончаров. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.
    11. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. М.: – Интрепракс, 1994. – 128 с.
    12. Доровский А. И. Сто советов по развитию одаренных детей. Родителям, воспитателям, учителям. М. 1997.
    13.   Дудченко В. С. Инновационные технологии: Учебно — методическое пособие. М. 1996.
    14.  Ермаков Д. С., Петрова Г. Д. Создание элективных курсов для профильного обучения. Технологизация образования: теория и опыт. Стр. 23 —  29.
    15.  Займись собой: Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. / Сост. Котельников М.В. — М.: Изд. Дом «М.С.П.», 1996.-571 с.
    16.  Игры для интенсивного обучения. Под ред. В. В. Петрусинского. М. 1991.
    17. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
    18. Каковихина С.И. Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций: учебно-методическое пособие / С.И. Каковихина, Г.В. Чиконина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 202
    19. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб.пособие / Е.А.Климов. – М.: Изд-во Московского университета; Издат.центр «Академия», 2004. – 240 с. http://window.edu.ru/resource/079/76079
    20.  Кон И. С. В поисках себя. М. 1984.
    21.  Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М. 2002.
    22. Конвенция о правах ребенка. Вестник образования. 1991. № 10.
    23.  Кузнецов А. А. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Статья http:// www. Элективные курсы.
    24.  Кузнецов А. А. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути развития. Народное образование 2003. № 4. Стр. 85 —  88.
    25.  Ключников С.Ю. Искусство управления собой. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
    26. Ковалев А.Г. Воспитание и самовоспитание. - М.: Мысль, 1986. -284 с.
    27. Козлов Н.И. Простая правильная жизнь. М, 1999.
    28. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед.практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240 с.
    29. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие  для студентов пед. Учеб.завед. и слушат. ИПК и ФПК. – М., Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
    30.  Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб.пособие для студ. Высш.пед. заведений. – 2-е изд, стер. – М.: Издат.центр «Академия», 2004. – 192 с.
    31. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента: Учебное  пособие. - Киев: МАУП, 1999. - 360 с.
    32. Милорадова Н.Г. Психологический практикум. Учебные материалы для студентов факультета ЭОУС по курсу «Психология и  педагогика». - М.: МГСУ, 2002. - 46 с.
    33. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2003. - 352 с. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент: Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. — М.: ООО «Добрая книга», 2001. - 264 с.
    34. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.
    35. Некрасов В.П. Всегда в хорошем настроении: Методы психорегуляции. – М. : Физкультура и спорт, 1986.
    36. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    37. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
    38. Омаров А.М. Управление: Искусство общения. – М., 1983.
    39. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
    40. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы со старшеклассниками: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
    41. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений/ Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
    42. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
    43. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. – Минск, 1987.
    44. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1978.
    45. Питюков В.Ю, Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд, испр. И доп. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2011. – 192 с. , С. 63-152.
    46. Петров С.В. Личностное профессиональное развитие и карьера. – Калининград, 1999.
    47. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989.
    48. Познай себя: 30 популярных тестов / Сост. П.М. Белый. – М.: Экономика, 1997.
    49. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело Лтд, 1995.
    50. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-Пресс, 2000.
    51. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. М. 2002.
    52. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Папка личных достижений, или "Портфолио школьника" в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. М., 2001
    53. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. – М., 1997.
    54. Русинов Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. – М., 1996.
    55. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
    56. Самоорганизация: психо- и социогенез / Под ред. В.Н.Келсьева. – Спб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 200 с.
    57. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют... – Дубна, 1996.
    58. Сороков, Д.Г. Технологии самоорганизации и работы с учебной информацией. М., МГППУ, 2008.
    59. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М., 1998.
    60. Степанов С.С. Способности и карьера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
    61. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.
    62. Тарас А.Е. Саморегуляция психики: Пособие для самостоятельных занятий. – Слоним, 1993.
    63. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.  Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.
    64. Хроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20. – М.: Экономика, 1996.
    65. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интрепракс, 1994. – 160 с.
    66. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – м.: Пед.общество России, 1999. – 186 с.
    67. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Пед.поиск», 2001, – 176 с.
    68. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.
    69. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех: Психология бизнеса. – М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
    70. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджмента. – М., 1994.
    71. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
    72. Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование [Текст] / Л.Ф. Штернберг. – М., 2004.
    73. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Пед.общество России, 005. – 256 с.
    74. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед.общество России, 2001.- 250 с.
    75. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах [Текст] / Ю. Эхо. – М., 2001.

    Портфолио школьника

    Примечание:

    папка начинается с титульного листа, оформленного в соответствии со стандартными требованиями; каждый блок и каждая его структурная часть – новый файл; фото, презентации прикладываются на диске.

    Структурная часть

    Содержание

    Примечание

    1. Статистический блок

    Мои достижения

    Официальные документы:

    Грамоты, похвальные листы об окончании уч.года, сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, документы окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификаты о прохождении практик, стажировок, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах. Список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован).

    За последние

    3 года

    Ксерокопия / скан

    Жизненный опыт

    Автобиография или эссе «Взгляд в прошлое» –  анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, газетные, фото-, видеодокументы, свидетельства очевидцев, характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, отзывы с тех мест, где вы учились, тренировались, занимались и т.п.)

    Автобиография или эссе не более  3 страниц

    Я в мире людей[2]

    Название кружков, секций, клубов, Интернет-ресурсов и блогов, центров дополнительного образования, которые ученик посещает и которые свидетельствуют о накопленном опыте социальной жизни, о межличностных контактах, связях, хобби, интересах, кумирах и т.п.

    Алфавитный перечень (не более 15 наименований)

    Год вступления, вид деятельности

    Ссылки на сайты

    2.  Научно-методический блок

    Cоздание персонального банка заданий

    1) банк тренингов и упражнений по саморегуляции (минимум 3);

    2) копилка диагностических психолого-педагогических тестов, выявляющие интересы, склонности, способности и пр.личностные характеристики ученика, самодиагностика (минимум 3);

    3) коллекция практических игр и тренингов на формирование коммуникативных навыков (минимум 3).

    Указание первоисточника

    (выходные данные книги, пособия, ссылка на Интернет-ресурс)

    3. Научно-исследовательский блок

    Взгляд на себя и в будущее

    Самооценка учеником своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, о себе в изменяющемся мире (можно приложить соответ. анкету) и открывающихся возможностей после получения среднего образования, возникающих опасностях, о планах на ближайший год и/или 2 года, о способах, средства и времени их осуществления.

    Примерный план эссе

    1. «Мир вокруг меня» (ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностях и опасностях).

     2. «Я» (взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни).

    3.  «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, уважаете).

    4. «Мой девиз и мои жизненные планы» (ваш девиз, кредо на данном этапе жизни, что делать после 9 класса? После окончания школы? к чему стремиться? Какие вы ставите перед собой цели в жизни, есть ли и какая у вас жизненная стратегия, как вы собираетесь достигать запланированное - способы, средства, сроки достижения целей)

    Эссе (до 3 страниц) и презентация  Power Point (15-30 слайдов)

    «Открыть мир – обрети себя».

    4. Творческий блок

    «Один день из школьной жизни»

    Составление кроссворда (шарады, головоломки) на тему «Один день из школьной жизни» (до 20 слов).

    Соблюдение этических и дизайнерских методических требований к  оформлению кроссворда.

    5. Накопительный блок

    Обучение в школе, предпрофильная подготовка к обучению в вузе.

    Оценки на всех этапах обучения в школе (с 5 класса), комментарии к ним, любимые предметы, учителя, мотивы учения, мнение о выборе вуза в 11 классе, взгляд на свою будущую профессию, отзывы учителей.

    Научно-исследовательская  деятельность

    Список научных работ, докладов, рефератов, проектов (если есть).

    Курсы по выбору (элективы) и творческие работы

    Список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные знания, умения, навыки - компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п (если есть).


    [1]  Из кн.: Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. Высш.пед. учебн.заведений / Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская. – М.: Изд.центр «Академия», 2004. – 224 с., С.114-130.

    [2] Другие разделы этого блока «Я в мире людей» заполняются по желанию ученика:

    3.1. «Участие в общественной жизни» (характер вашей общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы в которых участвовали, их результативность).

    3.2. «Друзья» (ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера из занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.)

    3.3. «Любимые/ близкие люди» (мама, папа, братья, сестры, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты)

    3.4. «Мои кумиры» (те люди, актеры, ученые, писатели спортсмен и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты);

    3.5. «Хобби, интересы» (сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.

    В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно  этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...

    Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

    Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

    Программа курса предпрофильной подготовки "Моя профессия - химик" - 9 класс

    В презентации представлена программа курса предпрофильной подготовки. Определены цели и задачи курса, приведена тематика каждого занятия....

    Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

    Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

    Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"

    Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...

    «Речевые ошибки и их предупреждение» Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Предпрофиль.

    Элективный курс «Речевые ошибки и их предупреждение»  предназначен для учащихся  9 класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элект...