Основные направления превентивной работы по формированию навыков здорового образа жизни
статья по психологии по теме

Хоменко Нина Борисовна

Из опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

       Хоменко Нина Борисовна

Педагог-психолог

МОУ СОШ «Эврика-Развитие»

Основные направления превентивной работы по формированию навыков здорового образа жизни.

    К сожалению, тема наркомании давно стала привычной и понятной большинству граждан нашей страны. Последние 5-10 лет распространение наркомании среди молодежи в России несет в себе угрозу и может иметь последствия стихийного бедствия. Нестабильная экономическая ситуация в стране привела к тому, что употреблять наркотики стали дети и подростки, которые являются уязвимой частью общества.

          С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотиков, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако,  распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.

 В настоящее время проблема детской и подростковой наркомании является одной из самых острых и болезненных для нашего общества. Правда, само общество относится к ней весьма неоднозначно. С одной стороны, на разных уровнях декларируется ее актуальность, с другой — каких-либо реальных действий для ее решения никто не предпринимает. Причины наркомании сложны и неоднозначны, тесно связаны со многими семейными, психологическими и социальными факторами, формирующими личность подростков. Несомненно, с вредными привычками и социально опасными отклонениями в поведении борется милиция и медицина, однако корень зла чаще всего прорастает из семьи и школы. Поэтому наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение.

             Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь, как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших. Болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение. Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов школ. Несомненно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками,  способные  уловить те нюансы состояния и поведения, которые зачастую ускользают даже от родителей.

         Было бы наивным предполагать, что проблему наркозависимости среди молодежи можно решить силами отдельно взятой школы. Но грамотную профилактическую работу, направленную на то, чтобы предупредить подобные проявления, может обеспечить каждая школа. Особенно значительные преимущества  в данном направлении имеют так называемые «малые» школы, так как являются более мобильными  и гибкими, имеют больше возможностей в поиске альтернативных форм организации профилактической работы  и направленности на личность учеников.

                      Организация мероприятий по профилактике наркомании наркозависимости  в МОУ СОШ «Эврика-Развитие» строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа включает  в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

- Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;

- Формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

      А также учащимся предоставляются  альтернативы наркотизации. Цель работы в данном направлении - коррекция социально - психологических особенностей личности.

Это общие принципы ведения профилактики наркомании. Школа «Эврика-Развитие», как социальный институт, обладает рядом возможностей для их успешной реализации:

  • Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения;
  • Влияние на уровень притязаний и самооценку;
  • Возможность тесного сотрудничества с семьей;
  • Предоставление учащимся различных образовательных пространств, позволяющих  им самореализоваться;
  • Грамотное психолого-педагогическое сопровождение каждого ученика

        Просветительские программы ведутся  на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаются в младших классах и продолжаются до выпуска. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, вовлекаются  в разработку стратегии антинаркотического просвещения. Вся профилактическая работа направлена на:

1) развитие социальной и личностной компетентности;

2) выработку навыков самозащиты;

3) предупреждение возникновения проблем.

       Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятие ответственных решений, выработка адекватной самооценки. Вторая задача реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор. Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.

Факторы, на которые  направлены психолого - педагогические усилия:

  • Факторы социальной среды: формирование отрицательного отношения к ПАВ, формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни,  попытка найти то, что объединяет, а не то, что разъединяет, создание благоприятных условий для удовлетворения основных потребностей подросткового периода - потребность в общении со сверстниками, в самопознании и саморазвитии; профилактическая работа с родителями, организация совместной деятельности родителей, учителей и подростков
  • Личностные факторы: развитие навыков общения, социальной компетентности и активности, принятия решений и формирование навыков  позитивного поведения.

Подходы, используемые в процессе реализации превентивных программ:

  1. подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том,  что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций,  c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.

В рамках этого подхода выделяется несколько задач:

  1. Повышение самооценки учащихся.
  2. Определение значимых личностных ценностей.
  3. Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
  4. Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  5. Формирование способностей справляться со стрессом.

Основное внимание в этом подходе уделяется развитию важных личностных качеств.

2.         подход, основанный на учете роли социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение учащихся  формируется в результате положительных и негативных последствий их собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда - источник обратной связи - поощрений и наказаний. Исходя из этого, профилактика, основанная на учете влияния указанных факторов, включает:

  1. Тренинги сопротивления социальному давлению.
  2. «Прививку» против негативного воздействия СМИ.
  3. Информацию о влиянии со стороны родителей и других взрослых:
  4. Корректно нормативные ожидания.

Преимущественными техниками реализации такой работы  являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения. Данный подход рассматривается как относительно успешный, т.к. он предотвращает употребления наркотиков.

3          подход, основанный на формировании жизненных навыков, – навыков личного поведения и межличностного общения, - позволяет учащимся  контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.

Основой этого подхода является теория социального изучения Бандуры и проблемного поведения Джессора (эта теория учитывает проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая использование ПАВ). Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижения личных целей.

Цель работы по  формированию жизненных навыков:

  • повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
  • повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции)
  • Информирование и повышение социальной компетентности.

Эта модель оценивается, как имеющая шансы быть успешной. Этот подход в большей степени ориентирован на обучение тому, как решить конкретную жизненную проблему и эффективно разрешить сложную жизненную ситуацию.    

Чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

  1. Использования тактики запугивания, неэффективность такой тактики доказана;
  2. Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
  3. Ложной информации. Даже после ее подачи однократно вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые на сегодняшний день достаточно хорошо информированы;
  4. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

       По нашему твердому убеждению,  если подросток находится в благоприятной среде, здоровом коллективе, он следует нормам большинства и избегает приобщения к ПАВ.  Адекватные способы формирования системы альтернативных наркотикам увлечений позволят  оградить подрастающее поколение  от наркотической эпидемии.

      Даже беглого взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к употреблению ПАВ или обнаружить какие - либо другие девиации поведения может практически любой ребёнок. Поэтому комплекс психосоциальных задач, на решение которых направлена профилактическая работа в МОУ СОШ «Эврика-Развитие», служит профилактике любых форм девиантного поведения у всех без исключения здоровых детей. В ходе обучающих психосоциальным навыкам занятий устраняется или минимизируется действие факторов риска.

Примером таких занятий могут служить следующие методические разработки.

Занятие для учащихся 9 класса

« Реклама курения»

Цель: ознакомить с приемами рекламы курения и уловками рекламодателей.

Основные понятия: реклама, приемы рекламы, восприятие рекламы.

 Материалы: реклама, портрет курильщика.

Исследовательские задания:

  1. Определите самые действенные рекламные приемы.
  2. В рекламе каких товаров используются эти приемы?

Ведущий. Распространение информации или слухов с целью оказания влияния на людей называется пропагандой. Важно знать, когда рекламное объявление сообщает достоверные факты, а когда - стремится убедить покупать определенный товар. Для того, чтобы отличать одно от другого, подростки должны уметь распознавать приемы, которые используются в рекламе товаров, особенно табачных изделий. Если учащиеся смогут отличать, что есть достоверная информация, а что - дезинформация, они смогут лучше принимать решения, основываясь на реальных фактах.

Учитель собирает принесенные учащимися образцы рекламы, выбирает из них 5-6 и прикрепляет на доску. Под каждым образцом он выписывает отмеченные подростками положительные стороны каждого рекламного объявления (например: симпатичный герой, курение выглядит привлекательным, человек выглядит довольным, богатым и т. д.). Затем предлагается обсуждение следующих вопросов:

1. Почему реклама подает курение только в положительном свете?

  1. Хотят ли рекламодатели, чтобы мы походили на рекламные
    модели? Каким образом?
  2. Следует ли запрещать рекламу?

Покажите классу несколько образцов рекламы табачной продукции из всевозможных журналов, посвященных музыке, автомобилям, знаменитостям, популярным в подростковой среде, включая те, которые явно рассчитаны на подростковую аудиторию.

Используя только что помещенные на доске рекламные образцы и добавляя по мере необходимости новые, попросите учащихся оценить каждую рекламу так же, как они делали и со своими образцами, с точки зрения торговой стратегии, приемов убеждения и привлекательности для аудитории, на которую реклама рассчитана.

Обсудите с ними следующее: считают ли они рекламу правдивой? заведомо ложной? нечестной? провокационно привлекательной для подростков?

Сообщите учащимся, что в целях повышения привлекательности для подростков производители табачных изделий прибегают к следующим приемам:

  • Выставляют курение в качестве символа взросления.
  • Делают сигарету показателем «взрослости».
  • Демонстрируют, что люди, курящие сигареты, экстравагантные и интересные.
  • Связывают курение с вином и пивом.
  • Никогда не упоминают о здоровье.

На основе информации, содержащейся в «Портрете курильщика», предложите подросткам обобщить факторы, кроме рекламы, которые могут оказывать сильное влияние (например, влияние сверстников, родителей, братьев и сестер; низкая самооценка и некоторые другие) на подростка.

Информационные материалы

Основные рекламные приемы:

  1. Свидетельство звезды. Какая-либо известная личность заявляет, что он (она) постоянно пользуется этим товаром. А раз так - он
    должен быть хорош по качеству.
  2. Все как один! Используются обороты речи, которые заставляют
    думать, что «все так поступают» или «пользуются этим». Покупатель не хочет оставаться в стороне.
  3. Обычный человек. В рекламе изображен рядовой человек, рекомендующий товар. Покупатель причисляет себя к таким же, как он.
  1. Радость жизни. Реклама изображает людей, пользующихся
    рекламируемой продукцией в счастливые моменты своей жизни.
    Предполагается, что если вы будете пользоваться той же продукцией, то у вас тоже наступят хорошие времена.
  2. Залог успеха. Реклама, которая изображает людей, добивающихся успеха (у девушки, в работе, в обретении друзей) во время пользования рекламируемым товаром. Заставляет покупателя думать, что он может добиться успеха.

6.        Подтасовка. Реклама дает одностороннюю характеристику то
вара, освещая только его достоинства.

7.        Статистика.   Сообщаются   впечатляющие для  покупателя
цифры.

  1. Перенос. Товар продает симпатичный(ая), хорошо одетый(ая)
    мужчина(женщина).   У покупателя  возникает ассоциация  между
    продуктом и привлекательным образом человека, и это наталкивает
    его на мысль, что он станет таким же, если купит этот товар.
  2. Юмор. Люди склонны помнить смешные ролики.
  1. Воздействие на органы чувств. Звуки, яркие краски создают
    иллюзию того, что ты можешь попробовать, потрогать рекламируемый
    товар.
  2. Словесный блеск. Объявление изобилует словами «лучший»,
    «великолепный», «удивительный» и т. д. Покупатель забрасывается
    прилагательными в превосходных степенях.
  3. Забота об общем благе. Реклама подается как факт озабоченности существующими социальными и экологическими проблемами.

13.        Мнение вместо фактов. Утверждения, в которых мнение
представлено как факт.

Вопросы по теме занятия:

  • С какими приемами рекламы товара вы чаще всего встречались?
  • Используя приведенные выше приемы, инсценируйте рекламу
    какого-либо товара или услуги.

Информ-дайджест «Реклама и закон»

Многочисленные исследования доказали, что решение людей курить во многом формируется под влиянием рекламы и агрессивного маркетинга, проводимого табачными предприятиями.

Какие рекламные средства могут использовать производители табачной продукции? На улицах, станциях метро, вдоль автомобильных трасс размещаются рекламные щиты и стенды фирм - производителей табачных изделий, используются средства «малой информации» - листовки, полиэтиленовые пакеты, элементы оформления торговых точек. При рекламе товаров широкого потребления берутся названия или торговые марки табачной и алкогольной продукции. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, дети и подростки хорошо знакомы с образностью и стилистикой различных марок сигарет, которые четко ассоциируются у молодых людей именно с сигаретами и ни с чем иным, так как в результате предшествующих рекламных компаний был создан и закрепился устойчивый имидж, мгновенно ассоциирующийся с данными знаками.

Имеют распространение акции по стимулированию продаж табачных изделий для взрослых с информированием о них в эфире популярных среди молодежи радиостанций. Участникам таких акций предлагают различные варианты вознаграждений по результатам розыгрышей, которые проводятся на крупных городских рынках и в супермаркетах. Такие хорошо спланированные и финансируемые мероприятия способствуют пополнению рядов курильщиков, привлекают внимание и интерес к продаже и потреблению табачных изделий. Такие акции могут быть расценены как призыв к курению.

Между тем, по данным социологических исследований влияния рекламы на молодежь, рекламные щиты фирм - производителей табачной продукции воспринимаются опрошенными как реклама потребления табака и расцениваются как средство приобщения к курению.

Учитывая сказанное, с целью снижения уровня потребления табака, уменьшения частоты заболеваний, связанных с курением, и формирования здорового образа жизни населения, необходимо совершенствовать законодательство в области рекламы табачной продукции.

Во многих странах предпринимаются меры по ограничению курения и рекламы табачных изделий. Так, например, Министерство здравоохранения России вышло с предложением, обязывающим производителей сигарет давать информацию о содержании вредных для здоровья веществ - смол и никотина. Надпись о вреде курения должна занимать не менее 25% площади большей стороны упаковки. Запрещается продажа табачных изделий в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, при этом расстояние от них до торговых, точек должно быть не менее 100 м. Готовится положение об экспертизе технической документации и государственной регистрации табачной продукции, о создании головного испытательного центра и организации федеральной лаборатории качества и безопасности табачных изделий.

Предполагается также запретить:

  • предложение товаров, подарков, скидок или прав участия в
    любом соревновании, лотерее, конкурсе, игре покупателю табачных изделий либо любому лицу, представляющему какое-либо доказательство такой покупки;
  • размещение наружной рекламы табачных изделий, рекламы на
    транспортных средствах и почтовых отправлениях;

- спонсорство табачными компаниями спортивных и культурных мероприятий, а также использование других товаров и услуг для рекламы алкогольных и табачных изделий;

-        изготовление и распространение любых товаров, имеющих на
себе марку или название табачного или алкогольного изделия,
помимо самих табачных и алкогольных изделий, и упаковки,
тары, в которых названные изделия продаются или транспортируются.

А что делать простым гражданам? Путей много, например:

  • создать судебный прецедент, как поступил некурящий почтовый служащий в Голландии, и теперь работодатели обязаны
    обеспечить всем некурящим «бездымные» условия труда;
  • участвовать в ежегодном международном конкурсе «Брось курить... и стань победителем»., как это делают 28 тысяч россиян, и выиграть путевки на Кипр, а то и 10 тысяч долларов;
  • можно продолжать курить. Но тогда хотя бы помнить, что каждый день 11 тысяч землян умирают от болезней, связанных с
    курением.

Занятие для старшеклассников

«Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ»

Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли.

 Задачи:

предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение;

предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;

смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;

дать обратную связь.

Время: 1 час 20 минут.

Материалы: не требуются.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни. Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.

      Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть,  что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.

I. Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

II. Игра «Маски, которые мы надеваем»

Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель — продавец, ученик — учитель, родитель — ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску. Затем дети меняются местами, и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение вовне (называние) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка.

Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.

III. Обсуждение

Попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали себя в этой ситуации.

IV. Выводы

В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои роли, роли и маски, называть их (выносить вовне), тем самым позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

(продолжение)

Цель: Формирование навыков преодоления эгоцентризма; определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях.

Задачи:

научиться принимать ответственность за нормативные нарушения;

принятие переживаний в конфликтных ситуациях;

формирование границ в сложных межличностных ситуациях;

осознание мотивов индивидуального поведения;

формирование навыка эмпатии.

Время: 1 час 20 минут.

Материалы: выбирают дети.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. В повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами, например, когда он совершает какой-либо проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек. Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.

I. Мозговой штурм

Детям предлагается ответить на вопрос: когда мы что-то нарушаем, что происходит? Как нас наказывают и что запрещают?

Мнения выписываются на большой лист бумаги и могут быть дополнены ведущим. Например, не разрешают гулять лишний час; не дают карманных денег; не пускают на дискотеку; родители сильно злятся и наказывают по-разному; ставят в угол; не доверят больше чего-то важного; обижаются; прощают; сильно орут; начинается разговор и «промывка мозгов».

II. Групповая дискуссия

Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.

III. Игра на смену ролей

Разбить участников группы на пары. Задать темы конфликтных ситуаций, например: встреча с контролером в транспорте при безбилетном проезде; вернулся домой с дискотеки наутро; взял без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом высказанных мнений). Проиграть ситуацию, в которой попытаться принять точку зрения другого, принять ответственность за содеянный поступок и не дать себя унизить, когда берешь на себя вину.

IV. Обсуждение позиций конфликтующих сторон

Обсудить, как полученные знания можно применить в похожих ситуациях в реальной жизни.

V. Выводы

В конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства.

Смена ролей помогает понять точку зрения другого.

Литература:

  1. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте. Пути решения. В сб.Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Методическое пособие под ред. Сирота Н.А., Чистовой Е.А. и др. - М.:Институт молодежи, 2000 - 260 с.
  2. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.В. Терентьева, И.Л .Баушева. Учимся и учим жить без наркотиков. Журнал "Наркостоп" Ежеквартальный бюллетень издаваемый ЮНЕСКО совместно с Европейской комиссией. Февраль 1998. Выпуск 1-2.
  3. Басов А.В., Запорожченко В.Г., Тихомирова Л.Ф. Образ жизни и наше здоровье.Ярославль, 1989.
  4. Колесов в.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1982
  5. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. М., 1987
  6. Тихомирова Л.Ф.,  Басов А.В. Здоровье и здоровый образ жизни. Ярославль, 1997
  7.  Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Под науч. Ред. Л.М.Шипицыной, Л.С. Шпилени СПб, 2003, 464с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...

Формирование навыков здорового образа жизни .

Одним из основных направлений работы с детьми младщего школьного возраста является развитие навыков здорового образа жизни, формирование желания заботиться о своем здоровье.Все занятия апробированы....

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

"Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

работа включает в себя несколько направлений в формировании навыков здорово образа жизни...