Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Тема занятия: «Мой выбор».
классный час по психологии (7 класс) на тему

Казачкова Наталья Николаевна

Цели занятия:

1.     Выявить причины употребления ПАВ.

2.     Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.

3.     Выработать у учащихся умение отказа от принятия ПАВ в компании подростков.

4.     Выработать негативное отношение к принятию ПАВ.

Участники занятия:

Обучающиеся 7В класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» города Альметьевск.

План занятия:

1.     Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».

2.     Игра-активатор, направленная на сплочение группы.

3.     Обсуждение темы «Вредные привычки»

4.     Причины употребления ПАВ.

5.     Способы отказа от употребления ПАВ.

6.     Разбор ситуаций.

7.     Рисование плаката «Профилактика ПАВ».

8.     Итоговый круг «Интересное-полезное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Тема занятия: «Мой выбор».

Цели занятия:

  1. Выявить причины употребления ПАВ.
  2. Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.
  3. Выработать у учащихся умение отказа от принятия ПАВ в компании подростков.
  4. Выработать негативное отношение к употреблению ПАВ.

Участники занятия:

Обучающиеся 7В класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» города Альметьевск.

План занятия:

  1. Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».
  2. Игра-активатор, направленная на сплочение группы.
  3. Обсуждение темы «Вредные привычки»
  4. Причины употребления ПАВ.
  5. Способы отказа от употребления ПАВ.
  6. Разбор ситуаций.
  7. Рисование плаката «Профилактика ПАВ».
  8. Итоговый круг «Интересное-полезное».

Ход занятия

 1. Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».

Обучающимся предлагается выбрать фигуру, нарисованную на листочках (круг, треугольник, квадрат). Рассаживаются за столы в соответствии с выбранной фигурой. Диагностика по выбору фигуры. Ведущий зачитывает характеристику обучающихся в соответствии с выбранной фигурой.

КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий

ТРЕУГОЛЬНИК: 
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные,  неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

КРУГ: 
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой  эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

2. Игра-активатор, направленная на сплочение группы. (Работа в группах)

Ведущий предлагает обучающимся упражнение, направленное на сплочение группы «Круг, треугольник, квадрат».

- Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники занятия смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ.  Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.

Рефлексия: - Что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?

  1. Обсуждение темы «Вредные привычки».

- Участникам предлагается назвать вредные привычки, которые есть у людей?

- Это употребление спиртных напитков, курение, употребление наркотических средств.

       4. Причины употребления ПАВ (работа в группах).

   Вопрос группам:

Назовите:

1 группа: Причины курения.

2 группа: Причины употребления алкоголя.

3 группа: Причины употребления наркотических средств.

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.

Подведение итогов, обобщение сказанного  (выводы выводятся на экран)

Причины  употребления ПАВ.

Причины курения

Причины употребления алкоголя

Мотивы употребления наркотических средств

  • Необходимость расслабиться
  • Собрать мысли
  • Снять эмоциональное напряжение
  • «за компанию»
  • Широкая реклама сигарет через средства массовой информации.
  • Медицинские
  • Стрессовые ситуации
  • Социальные обычаи
  • Интерес к возникающим при этом ощущениям
  • Желание походить на старших
  • Чувства неудобства отказа в компании
  • Желание быть таким как все
  • Надежда получить облегчение в горе, от обиды
  • Показать свою независимость, взрослость
  • Интерес к возникающим ощущениям
  • Как дань моде
  • От скуки
  • Облегчить общение
  • Как средство поднятия настроения
  • Возможность уйти от проблем
  • Из чувства обиды на близких
  1. Причины отказа от употребления ПАВ (работа в группах).

Вопрос группам:

Назовите:

1 группа: Причины отказа от курения.

2 группа: Причины отказа от употребления алкоголя.

3 группа: Причины отказа от употребления наркотических средств.

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.

Подведение итогов, обобщение сказанного  (выводы выводятся на экран)

Причины  отказа от употребления ПАВ

  • Сохранить здоровую и красивую внешность
  • Избежать болезней
  • Не нравится вкус сигарет
  • И т.д.
  • Вредит здоровью
  • Не нравится вкус
  • Стыдно покупать
  • Семейные традиции
  • Занятия спортом
  • Др.
  • Сохранить здоровье, жизнь
  • Создать и сохранить семью
  • И др.

  1. Способы отказа от ПАВ.

Вопрос группам:

- Можно ли отказаться от приема ПАВ, и каким образом?

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.

Подведение итогов, обобщение сказанного  (выводы выводятся на экран)

Способы отказа от

Предложенной сигареты

Употребления алкоголя

Отказа от приема наркотических средств

  • Я не курю
  • Я больше в этом не нуждаюсь
  • Я не собираюсь отравлять свой организм
  • Эта дрянь не для меня
  • Нет, спасибо, это сейчас не модно
  • Я спокойно обхожусь без этого
  • Я занимаюсь спортом, а курение и спорт несовместимы
  • Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
  • у меня и так хватает неприятностей с родителями
  • Это мне ничего не дает.
  • Я не знаю, какими свойствами обладает алкоголь
  • Я не хочу неприятностей
  • У меня на это аллергическая реакция
  • Я не уверен, что в результате буду чувствовать себя  хорошо
  • У меня и так хватает неприятностей с родителями
  • Что я получу в результате
  • Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
  • Я занимаюсь спортом, а алкоголь и спорт несовместимы

  1. Отвечать «нет», несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости характера.
  • «Нет, я не хочу неприятностей»
  • «Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция»
  • «Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями»
  1. Обходить стороной место и людей, где могут предложить наркотики.
  2. Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом.
  3. Сказать, что не хотите
  • «Мне не хочется умереть молодым»
  • Нет, спасибо препаратов не хочу»
  • «Я не собираюсь загрязнять организм»
  1. Испугать, сказать, что они могут заболеть гепатитом, СПИДом.
  • «От этого можно заразиться СПИДом»
  • «Ты можешь заболеть гепатитом»
  1. Найти в компании человека. Который поддержит твою позицию.

  1. Разбор ситуаций.

  Каждой группе предлагается ситуация. Членам группы необходимо  проиграть эту ситуацию и найти выход из неё (заранее обговаривается время на это упражнение 10-15 минут).

Ситуации:

  • Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
  • В отсутствие родителей ребята собрались встречать Новый год, накрыли на стол. Двое ребят уже пробовали алкоголь. Они предложили выпить. Двое еще не пробовали. Один хочет попробовать, а другой относится отрицательно. Ребята знают, что родители не догадаются о случившемся.
  • Маша – новенькая и пока никого не знает в классе. Сегодня в школе дискотека, к ней подходит одна из популярных девочек в классе, предлагает дружить и присоединиться к их тусовке, рассказывая, как они «оторвутся» на дискотеке, имея «колеса». Маша хочет отказаться от таблеток, но боится потерять престижную компанию.

6.Рисование плаката «Профилактика ПАВ».

Каждой группе предлагается нарисовать плакат-листовку и защитить его на тему:

  • Мы против курения (1 группа)
  • Мы против употребления алкоголя (2 группа)
  • Мы против употребления наркотиков (3 группа)
  1. Итоговый круг «Интересное-полезное».

Педагог-психолог благодарит участников занятия за хорошую работу. Предлагает высказать свое о том, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А, может быть, что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может высказать в нескольких словах свое мнение.

Литература:

  1. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. А.Г. Жиляев, Т.И.Палачева, А.Т. Кулагин – Казань 2002 год.
  2. Сборник психологических тестов – Казань 2002 год
  3. Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков в школе. В.Н. Касаткин и др. – Казань 2002 год
  4. Педагогические ситуации. Е. Бодина, К. Ащеулова - Москва 2002 год
  5. Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов – Москва 2000 год.
  6. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению. – Казань: РИЦ «Школа», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

В настоящее  время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.Сог...

Профилактика употребления психоактивных веществ

Анализ программы по профилактике психоактивных веществ "Я за здоровье"...

Занятие по профилактике употребления психоактивных веществ с обучающимися старших классов «Остановись и подумай…»

Цель:  Развитие навыков противостояния психологическому давлению, принятия жизненно-важных решений....

Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Мой выбор».

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - тра...

Занятие по первичной профилактике употребления психоактивных веществ «Мой выбор»

Данное занятие посвящено обсуждению жизненного выбора учащимися и его влияния на наше будущее. Изучение данной темы может помочь учащимся оценить события своей жизни, осознать необходимость оказания с...

Тема: «Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»

laquo;Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»...