«Психологические проблемы обучения подросткового возраста»
статья по психологии (7 класс) по теме

Оганесян Маргарита Григорьевна

Вступление  в  отрочество  несет с собой  серьезные  перемены  в отношении ребенка  к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому  развитию  ребенка, порождается изменением его реального места в жизни. На  определенном этапе развития, прежнее место, занимаемое  подростком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает сознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится  изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни подростка и его возможностями. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самим совершается переход  к  новой стадии развития  его психологической жизни. Значительно расширяется весь практический жизненный опыт – стремление подростка занять новую позицию в отношениях  со взрослыми, приобрести большую самостоятельность, известную свободу действий, а также по-новому строить и свои отношения со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskie_problemy_obucheniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

               «Психологические проблемы обучения подросткового

     возраста»

          Вступление  в  отрочество  несет с собой  серьезные  перемены  в отношении ребенка  к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому  развитию  ребенка, порождается изменением его реального места в жизни. На  определенном этапе развития, прежнее место, занимаемое  подростком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает сознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится  изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни подростка и его возможностями. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самим совершается переход  к  новой стадии развития  его психологической жизни. Значительно расширяется весь практический жизненный опыт – стремление подростка занять новую позицию в отношениях  со взрослыми, приобрести большую самостоятельность, известную свободу действий, а также по-новому строить и свои отношения со сверстниками.

                         Психологические особенности подросткового возраста

Ведущая деятельность – учеба

  Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как  учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление  его  как гражданина. Подросток  готов  ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают  самостоятельные формы организации  занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.  

Новообразования:

На фоне  развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны объективного  развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических  функций, в эмоциональной сфере.

  - развитие  потребности  быть  и  считаться  взрослым, которое превращается в этот период  в  доминирующую, (стремление  подростка приобщиться к жизни  и деятельности  взрослых),

- развитие новых мотивов учения, связанные с идеалом, профессиональными предпочтениями, когда учение  приобретает  для многих подростков личностный смысл,

- развитие самосознания, стремление иметь свою оценку, свое мнение, (поведение и деятельность подростка во многом определяются  особенностями самооценки),

-формирование  самооценки в процессе общения  с другими людьми (взаимодействуя с окружающими, подросток  постоянно  сравнивает себя с  другими  и  познает себя на основе этого сравнения),

- развитие рефлексии – умение подростка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность,

- формирование  устойчивых эмоциональных переживаний:

Отношение  к мнению  коллектива ,общность интересов, нравственные чувства, высокие требования  к дружбе, досада и стремление все бросить,

- формирование отношений в учебном коллективе:

  • Формирование чувства товарищества (воспитание подлинно товарищеских отношений)
  • Формирование уверенности в себе, компетентности либо чувства неполноценности, неверия в свои силы при критичности родителей и учителей

Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии.

Став классным руководителем 7 класса я встретилась с определенными трудностями  как психологического, так и педагогического характера. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные.

Трудность

Проявление

Причины

Пути преодоления

1.Учеба отходит на  второй  план

- пропуски букв в письменных работах

-орфографические ошибки, при хорошем знании правил;

- невнимательность и рассеянность;

- трудности в пересказе текста;

-неумение правильно аргументировать  свои мысли, оценить свои  знания

- неусидчивость;

- трудности в усвоении новых знаний;

-Учеба  отходит на третий, четвертый план

Отклонения от

индивидуального оптимума учебной деятельности. 

еравномерность психофизиологического развития у разных детей,                              - неумение обосновывать мотивы обучения,                      -абстрактное  мышление;

Определение трудностей в обучении на ранних этапах развития, диагностика социальной ситуации развития (отношений в семье, классе), индивидуальная систематическая работа учителя с учащимся при непосредственной помощи родителей.

2.Неустойчивость эмоциональной сферы

Необщительность и неприемлемые формы поведения ребенка, возникновение внутренней жизни -жизни переживаний и скрытного поведения, низкая  самооценка, агрессия.

 Гормональная  буря  в  организме  ребенка,  сбой нервной системы. Глубокие изменения в плане переживаний, образование аффективных комплексов – чувства неполноценности, унижения, досады,        снижение продуктивности и способности к учебной деятельности

Проведение диагностики ребенка совместно с психологом, организация разных внеклассных мероприятий с участием такого ребенка для познания мира собственных переживаний, быть терпимым и объяснять, что происходит в организме.

3. Трудности  в общении  со  сверстниками, когда  общение выходит  на первый  план

Неумение вести конструктивный диалог, проявление агрессии к одноклассникам, замкнутость, неумение отстоять свои решения, смена интересов

- Подражание  внешним проявлениям взрослых,                     употребление особых форм  сленговой речи, которые стирают индивидуальные дистанции между общающимися, самооценка и негативное мнение коллектива

Организация совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, совместных учебных занятий на сплочение коллектива, где подросток может без боязни выражать свои мысли и аргументировать их, показывать опыт  «падений  и  взлетов» из собственной жизни  и жизни других, выслушать подростка, поощрять рассказы о себе и друзьях

4. Возрастание уровня тревожности , обостренная реакция на мнение окружающих  о себе и своей  внешности

Бурный физический рост и половое созревание:                  --повышенная  утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм,

- увеличение сексуальных желаний и  сексуальной  энергии, особенно у  мальчиков «развязность»,

 упрямство, протест    

Появление новых  гормонов в крови, влияние  на центральную  нервную систему, рост тканей и систем организма. Развитие вторичных сексуальных признаков. Презрительное отношение к детским забавам,      

-смена интересов,         стремление  освободится от родительской  опеки, постепенное вхождение в группу сверстников

Привлечение подростка в общественно – трудовую деятельность, предъявления новых  требований в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться), развитие новых интересов, совпадающих  с фазами биологического созревания у подростков

5. Отклонение от обычного поведения, грубит  взрослым

Подросток активен, нарушает поведение как на перемене, так и во время уроков. Зачастую не реагирует на замечания старших или выражает свою досаду, аргументируя свою правоту. Требует постоянного внимания, стремиться выделяться от коллектива.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, подросток переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения, выражая собственное «Я».

- В острые моменты свернуть разговор и вернуться к нему тогда когда буря уляжется, не  опускаться до ответной  грубости, объяснить что взрослость это когда умеешь брать на себя ответственность за  свои поступки.

6.  Уделение большого  внимания  своей внешности

Не  всегда  внешний вид  соответствует  возрасту, стремление показаться взрослым.

Неумение  правильно ухаживать за собой, увлечение девочками косметикой  для взрослых, и на оборот, показное, пренебрежительное отношение к одежде у мальчиков.

Помогать  искать  себя по мере возможности, учить ухаживать за собой, познакомить с подростковой косметикой.

7. Стремление  к самостоятельности  в  принятии  решений

 Не всегда  вопросы, поставленные подростком перед собой, соответствуют возрасту

Неумение правильно и самостоятельно решать принятые вопросы, не  желание принять помощи от взрослых.

Проговорить  с ребенком  те  вопросы, в которых он принимает  решение  самостоятельно, и те, где участие может быть  частичным  или полным. Давать  возможность  как принимать  решения, так и отвечать за них.  

8.Межполовые  взаимоотноше-ния

Не адекватное отношение  к  противоположному полу, стремление привлечь внимание словами или действием.

Любыми способами обратить на себя внимание

Обращать внимание на оценку подростком  уровня сложившихся  взаимоотношений и учить строить  новые  отношения. Поговорить  на тему используя  соответствующую медицинскую и публицистическую литературу.

            

                                                                                                                                                                         

                 

   

 Список литературы

  1. Мухина А. С. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
  2. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» - М.: Просвещение: ВЛАДОС,2001
  3.   Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование») – Ростов н/Д: Феникс, 2004
  4. http:// Wikipedia.org