Конфликты и их роль в усилении Я
план-конспект занятия по психологии (6 класс) по теме

Даниленко Марина Анатольевна

Цель: помочь подросткам осознать роль конфликтор в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_6_klass_konflikty_i_ikh_rol_v_usilenii_ya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок психологии в 6 классе

Педагог-психолог Даниленко М.А.

Тема:    Конфликты и их роль в усилении Я

Цель: помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться  конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Материалы: карандаши, ручки, листы бумаги формата А4.

Разминка.

Ребятам предлагается назвать качество, которое им помогает добиваться успеха.

  1. Вступительное слово. Что такое конфликт?

     Наше занятие сегодня будет посвящено взаимоотношениям между людьми, а именно той стороне, которая носит название «конфликт». Как вы можете охарактеризовать данное понятие?  

    Что такое конфликт? –  это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.  Или: это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

     Как вы считаете – конфликты нужны, если да, то зачем? Что нужно делать при конфликте, нужно ли его разрешать? Как вы можете догадаться у конфликта есть начало, развязка и завершение (конец).

   Эпиграф: «Первый шаг разрешения конфликта – умение предвидеть его». При обсуждении делается акцент на необходимость конструктивного разрешения конфликтов. Подростки могут поделиться опытом того, как они догадываются о том, что приближается конфликт.

  1. Сигналы конфликта:
  • Состояния – напряжение, дискомфорт;
  • Чувства – обида, злость;
  • Мысли – разногласия.

Стиль входа в конфликт:

  • «Вулкан» - непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт.
  • «Глиняный горшок» - медленно разогревается, т.е. человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.
  • «Волна» - спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, т.е. человек многократно возвращается к причине конфликта.
  • «Собиратель» - копит обиды, не показывает реакции, никто не знает, что он обижен.
  • «Реактор» - человек резко «расходится», его потом трудно остановить.

      Как выглядит человек в конфликте? Подростки обсуждают внешний вид конфликтующих, в котором как раз и проявляются сигналы конфликта: они возбуждены, как правило, или напряжены, скованы.

     Конфликт – это хорошо или плохо? Подростки пытаются в течение пяти минут записать как можно больше аргументов в защиту утверждения «Конфликт – это плохо…», затем в защиту утверждения «Конфликт – это хорошо….». Делается вывод о положительной роли конфликтов при умении их конструктивного разрешения.

  1. Способы поведения в конфликте

    Эпиграф: «Каждый человек ведет себя в конфликт по-разному». Делается акцент именно на поведение в процессе конфликта, а не при его начале.

    Подросткам предлагается ситуация, в которой необходимо решить, чей способ поведения в конфликте быстрее приведен к его разрешению и почему.

    «Миша забросил на шкаф шапки четырех девочек и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с его шапку и  забросила ее еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть еще три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».

     Какие способы поведения, вы можете назвать? Ребята предлагают свои способы, происходит обсуждение, в результате которого делается акцент на основные способы поведения и чувства участников конфликта.

Способы поведения в конфликте:

  • Наступление – требование безоговорочного послушания, критика позиции другого. Угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физической силы, насилия, перекрикивание. Чувство – злость.
  • Обсуждение – поиск справедливого исхода, допущение некоторых уступок, проведение беседы, заявление о своих чувствах и правах. Чувство – спокойствие, радость.
  • Отступление – полное согласие, чувство бессилия, плач. Чувство – обида, страх, печаль, унижение.
  • Уход от конфликта. Чувство – страх, обида, зависть.

      На основании обсуждения делается вывод о том, что во всех вариантах, кроме варианта обсуждения, один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным, грустным, злым или испуганным. Давайте поподробней рассмотрим тот вариант, когда оба участника будут чувствовать себя победителями, выигравшими, сохранят хорошее настроение и расположение друг к другу.

     Конфликтные ситуации.

     Ученикам предлагается решить, найти выход и проиграть конфликтные ситуации (наступление, обсуждение, отступление, уход):

«Учительница Зинаида Петровна сделала Толе несправедливое замечание».

«Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике».

«Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек».

  1. Конструктивное разрешение конфликтов

Эпиграф «Лучшее разрешение конфликта – то, при котором выигрывают оба участника».

Шаги, позволяющие обоим участникам остаться в выигрыше:

  • Узнать желание друг друга. (Почему ты этого хочешь?)
  • Обсудить, какое решении будет справедливым. (Полезно спросить подростков, как они понимают справедливость.)
  • Договориться о взаимных уступках.

     Необходимо рассказать ребятам, что для разрешения конфликта необходимо оставаться спокойным. Фразы, которые помогут ребятам оставаться спокойными, для этого необходимо проговорить их в процессе конфликта:

«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это».

«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне, а для того, чтобы удовлетворить свои желания».

«Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку. Мы благополучно все решим».

«Все идет нормально».

«К этому можно подойти с юмором».

«Это останется в прошлом».

«Не беспокойся и будь счастлив».

     Разыгрываем конфликт. Ребятам предлагается сначала придумать, потом разыграть конфликтную ситуацию, а затем – ее конструктивное решение.

  1. Конфликт, как возможность развития

Эпиграф «Творческий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в возможности» или «Не ошибешься – не научишься»

Текст:

« Однажды в американской фирме IBM произошел следующий случай. Один из ее сотрудников совершил тактическую ошибку, которая обошлась фирме в 9 миллионов долларов. Через неделю его вызвали в кабинет президента. Сотрудник был уверен, что будет уволен. Однако президент начал обсуждать с ним планы нового крупномасштабного проекта, руководителем, которого он и хотел назначить сотрудника. Через некоторое время сотрудник, ерзавший все это время на стуле, вынужден был прервать ход мыслей президента.

- Извините меня, сэр. Признаться, я поражен. На прошлой неделе я стоил нашей фирме 9 миллионов. С какой стати вы хотите назначить меня руководителем этого проекта, вместо того, чтобы уволить меня?

Президент улыбнулся.

- Уволить вас? Молодой человек, я только что вложил 9 миллионов в ваше обучение. Стремление руководства быть всегда правым подавляет инициативу. Организация, терпимо относящаяся к ошибкам и позволяющая себе идти на определенный риск с целью обучения, привлекает в свои ряды самых динамичных сотрудников. Вы теперь являетесь одним из моих самых ценных сотрудников…»

     Ребята, закончите, пожалуйста, фразу: «Конфликт – какая блестящая возможность…» рассматривая его применительно к конфликтам со сверстниками, педагогами, родителями.

  1. Готовность к разрешению конфликта

Эпиграф «Иногда конфликт может быть приятным и желательным», обсуждая данный эпиграф, подростки говорят о том, что конфликт или неразрешенная проблема иногда приносят человеку определенную выгоду. И тогда человек на самом деле не хочет разрешения конфликта.

В чем выгода? Подросткам предлагаются ситуации, в которых им нужно определить выгоду человека, находящегося в конфликте.

«Леша рос в семье, где часто подавляли родители, заставляя делать то, что ему не хочется. А в школе он постоянно вступал в конфликты с педагогами. Более того, он провоцировал эти конфликты, позволяя себе в отношении их обидные замечания». (Компенсация чувства неполноценности, стремление почувствовать свое могущество.)

«Маша часто конфликтовала с Наташей: «Мне не нравится ее самовлюбленность!». (Компенсация ощущения собственной малопривлекательности).

«У Павлика родители были очень заботливы, но их опека уже слегка раздражала его. Дома он терпел. Зато в школе он часто вступал в конфликты по самым незначительным поводам: критиковал музыку, которую слушали одноклассники, одежду, которую они носили». (Стремление проявить самостоятельную позицию).

Обсуждение результатов занятия, что для себя нового узнали ребята?

Заключение. Упражнение «Аплодисменты по кругу». "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется, предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее". Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему, затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

ЛИТЕРАТУРА

  • Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./ Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь. 2007
  • Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер»»/ Под ред. Е.В.Емельяновой – СПб.: Речь, 2010.
  • Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
  • Родители и подростки: навстречу друг другу/ Е.А.Леванова, С.И. Шевченко, М.В.Ковалевская/ под общ. ред. Е.А. Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – 3-е изд. -  М.: Генезис, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Конфликты в семье. Роль родителей".

Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Каковы же  действия взрослых ? Как ...

Родительское собрание "Конфликты в семье.роль родителя"

Что хотят родители для своих детей?- Родители хотят своим детям только добра.Максимум на который рассчитывают родители – это вырастить самостоятельного, активного, уверенного в себе, ответственн...

Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной работу учащихся по запоминанию, закреплению или усвоению исторической инфор...

План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"

Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта.  Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...

Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества

Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...