Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.
методическая разработка по психологии по теме
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._doklad.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов, управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического и социально-психологического.
Каждому ребенку - а не каким-то особенным - даются исключительные возможности интеллектуального, художественного и физического развития. Никого уже не поражает, что обыкновенные дети осваивают в начальной школе элементы алгебры, с успехом снимаются в кино, демонстрируют головокружительное мастерство в спорте, что новорожденных учат плавать. Разнообразная информация, в частности кино и телевидение, весьма причудливо организуется в голове ребенка, изредка выплескиваясь на потрясенных взрослых.
Одаренные дети порождают у всех, кто с ними сталкивается или о них читает, неиссякаемый интерес. Однако взрослые часто забывают, что одаренные дети остаются детьми со своими ребячьими особенностями, хотя и преобразованными и измененными самим фактом необычности их дарования. Вот почему психологическое изучение одаренных детей имеет своей целью не фиксацию тех или иных феноменальных их успехов и удивительных отклонений от нормы, а исследование одарённого ребёнка как личности с присущем ей строем психологических качеств, в том числе и тех, которые дают основание считать его вундеркиндом.
Психологический анализ одаренности показывает некоторые существенно важные способности, которые образуют в совокупности общую умственную одаренность ребенка. Первая особенность личности, которая может быть выделена таким образом,- это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодарённого ребёнка заключается в том, что готовность к труду него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуёмную потребность трудиться без устали, срока и отдыха. Следующая, третья группа способностей, связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью. Это особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.
Специфические различия между одаренными детьми образует принадлежность их к одному из трех типов людей, которые в трудах И.П.Павлова получили название: художественный, мыслительный и средний тип.
Развитие умственной одарённости или каких-либо профессиональных способностей не может быть самоцелью. Форсирование развития способностей и умений ребёнка, проявляющего признаки одарённости, должно сочетаться с развитием его моральных убеждений. Бездумное стремление увеличить разрыв между умственным и фактическим возрастом ребёнка может привести к тому, что, уйдя в интеллектуальном отношении из мира детства, одарённый ребёнок в связи с незрелостью своей моральной и эмоциональной сферы не найдёт себе места в мире взрослых людей. Внутренние противоречия его развития чреваты конфликтами и разрывами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности мыслительных процессов и некоторые приемы их формирования у детей школьного возраста с задержкой психического развития
В работе прослеживаются особенности мыслмтельных процессрв у детей с задержкой психического развития. Данная работа полезна педагогам общеобразовательных школ, работающих в коррекционных классах и кла...
Анализ результатов исследований особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игра занимает важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в мире игры, она их мир и бытие…Часто произнося эти фразы, задаются вопросом: «А ...
Особенности психического развития детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...
Особенности психического развития детей с СДВГ
Презентация к педсовету...
Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Материал размещен в сборнике 2 Всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул 24-25 февраля 2017г....
Особенности психического развития детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
Специфика развития детей воспитывающихся в домах ребенка...