«Основы этикета молодого человека»
элективный курс по психологии (9 класс) по теме

Френкель Мария Владимировна

    Необходимость появления предлагаемой программы продиктована современным отношением к правилам хорошего тона. Считается, что знание этикета, правил хорошего тона –не самая важная сторона нашей жизни. Так думает каждый до тех пор, пока эти самые правила не нарушит кто – то другой.

        Знаете ли Вы, что хорошо в этикете? То, что  тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительной ситуации. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого положения – для этого достаточно поступать по этикету.

       В доступной и популярной форме Вы познакомитесь с основными нормами и правилами современного этикета в различных сферах и ситуациях. Узнаете, как правильно знакомиться, приветствовать, представляться. Научитесь этикету общения по телефону. Сможете правильно выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями.

     Без сомнения, для всех,  кто мечтает преуспеть в жизни, делах - будет полезен наш курс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данный курс «Основы этикета молодого человека» входит в образовательную область «Технология», относится к социально- гуманитарному профилю, где предметом изучения курса является – нормы, правила поведения людей, способы их взаимодействия в обществе и является межпредметным курсом.

           Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, расковано, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации.

            Как добиться этого?  Очень просто – овладеть искусством этикета.

            Как  вести себя в обществе, знают многие, следуют правилам поведения избранные, что происходит с людьми, нарушающими правила этикета, знают только очевидцы. У учащихся есть отличная возможность присоединиться к тем, кто знает, как себя вести, к тем, кто ведет себя в соответствии  с нормами этикета.

        Не секрет, что до сих пор в школах учащиеся почти ничего не знают о нормах и правилах поведения среди людей, об этикете отношений. А многие считают, что знание правил этикета – никому не нужная формальность, своеобразный анахронизм, доживающий свои последние дни в современном обществе.

          Содержание курса включает новые знания для учащихся, а актуальность и полезность данного курса мы видим в том, что знания этикета, владение навыками установления отношений, необходимы учащимся на всем жизненном пути (при приеме в ВУЗ, на работу, в совместной деятельности с партнерами), поскольку, плохо зная особенности этикета, они будут постоянно ставить себя и других в трудное положение, вызывать конфликты.

         На самом деле, воспитанному человеку, знающему и соблюдающему правила этикета, гораздо легче живется в любом обществе.

        В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения. Но далеко не всегда красивая внешность, поведение и умение общаться с другими людьми, говорят о наличии этой красоты внутри самого человека.

        Именно поэтому этикет должен показывать наличие внутренней этики и красоты. «Этикет как действительное проявление высокой и красивой внутренней этичности является той надежной основой, на которой строится прочное здание человеческого общежития».

        Общая цель курса – обозначить для учащихся психологические особенности личности и познакомить с деловым этикетом, принятым в профессиональном мире, а так же повысить культуру поведения учащихся, конкретизируется в частных задачах:

        1. Сформировать у учащихся представление об основных понятиях этикета, познакомить с основными нормами, правилами этикета, историй возникновения этикета.

        2. Сформировать и развить умения и навыки ведения телефонных переговоров,  правил поведения в общественном транспорте, улице, музее, школе магазине и других общественных местах, правил знакомства, представления, общения.

        3. Познакомить с межнациональными различиями в правилах этикета.

        Данный курс поможет не только овладеть правилами этикета, но и познакомит с особенностями поведения в других странах. Ведь зачастую правила этикета у разных народов и культур противоречат друг другу: одно и то же действие в рамках одной культуры оценивается положительно, а в рамках другой – отрицательно. Поэтому для успешного общения представителей разных стран и культур необходимо знать не только язык страны, но и язык культуры – язык этикета.

        По окончанию, учащиеся узнают, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, транспорте и других общественных местах. Используя правила делового этикета, располагать собеседника к себе.

        

        В программе предусмотрены различные формы и методы проведения занятий: семинары, мини - лекции с элементами дискуссий, практические занятия, фронтальные беседы,  комбинированные уроки, ролевое разыгрывание ситуаций, игры, тестирование, разные виды самостоятельной работы, составление, решение кроссвордов, тестов,. Итоговый семинар представлен в форме защиты творческой работы учащихся.

        Курс является межпредметным и рассчитан на обучение учащихся  8, 9 классов. Продолжительность обучения – 18 часов. Режим занятий 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

         Критерии успешности.

Кроме оценки полученных знаний, оцениваются следующие виды деятельности по пятибалльной системе:

- разработка, составление кроссвордов по теме

- составление тестовых заданий

- ведение опорных конспектов

-активное участие в дискуссиях на семинарских занятиях

- работа с дополнительными источниками

-участие в итоговой творческой работе

          Формой итоговой отчетности является творческая работа учащихся. Учащиеся самостоятельно знакомятся с особенностями этикета, культурой отношений в выбранной ими стране. В подгруппах представляют изученный материал. Форма представления по желанию учащихся  (мини – сценки, коллаж, доклад, издание книги –раскладушки и пр.).

          К концу обучения учащиеся (ожидаемые результаты)

Должны знать:

Основные нравственные нормы этикета.

Правила знакомства, порядок приветствий и обращений, ведение телефонных переговоров.

Овладеть понятиями: вежливость, корректность, деликатность, тактичность и другие категории этикета.

Особенности  женского, мужского поведения в обществе.

Правила международной вежливости.

Должны уметь:

Владеть коммуникативной культурой.

Соблюдать правила этикета при знакомстве, приветствии, прощании.

Владеть культурой ведения телефонных переговоров.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Название разделов, тем

Кол- во

часов

В том числе

Формы

контроля

теория

практика

1.

Основы делового этикета. История этикета.

Повседневный этикет (этикет знакомства, приветствия, прощания).

4

2

2

Оформление глоссария основных понятий курса

Составление тестовых заданий по темам курса

Тестирование

2.

Речевой этикет. Этикет коммуникации.

Этикет телефонного общения.

Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии

4

2

2

Представление, решение кроссвордов по теме

Выполнение тестовых заданий

Тестирование

Опрос

3.

Особенности этикета мужчин и женщин в общественных местах.

Психологические особенности личности.

4

2

2

Создание, разыгрывание ситуаций. Тестирование.

4.

Особенности этикета за границей.

Дресс- код предприятия.

6

2

4

Оформление, защита творческой работы учащихся

18

8

10

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

        1. Основы этикета. История этикет.  Этикет знакомства а. (2 час).

 Нравственные нормы этикета (вежливость, корректность, тактичность, скромность, достоинство, естественность, деликатность и другие манеры поведения). Общие сведения об этической культуре.  Этикет в сообществе – отношение с окружающими. Шесть  правил Д.Карнеги, чтобы понравиться людям. Особенности представления друг другу. Общепринятые нормы приветствия, прощания (на улице, в помещении; в зависимости от пола, возраста, социального положения).

          Практическая работа. (2 часа).

Тест «Насколько хорошо Вы знаете правила хорошего тона?». Работа со словарями по составлению глоссария основных понятий курса.

Тест «Умеете ли Вы знакомиться?». Самостоятельная работа по составлению, решению тестовых заданий, задач- ситуаций по пройденной теме.

        2. Речевой этикет. Этикет коммуникации. Этикет телефонного общения.  (2 часа).

Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии.

Виды обращений. Правила для говорящего, слушающего. Нормы устной речи. Правила ведения переговоров по телефону. Деловые телефонные разговоры.

           Практическая работа. (2 часа).

Тест «Хорошо ли вы овладели речевым этикетом?».  Составление, разгадывание кроссвордов по основным понятиям, относящимся к курсу.

Тесты: «Эффективность ведения телефонных разговоров», «Культура телефонного общения». Решение задач – ситуаций по теме.

        3.Особенности этикета мужчин и женщин в общественных местах. (2 часа). Психологические особенности личности.

 Некоторые привилегии и обязанности мужчин. Этикет особого случая: в театре, кино. Поведение на улице, в транспорте.

           Практическая работа (2 часа).

Тесты: «Насколько Вы вежливы?», «Насколько хорошо Вы овладели этикетом общения». Разыгрывание ситуаций по теме. Самостоятельная работа с литературой.

        4. Этикет за границей.  Дресс- код предприятия. (2 часа).

 Правила международной вежливости (как  вести себя в разных странах мира). Национальные особенности этикета приветствий.

          Практическая работа. (4 часа).

Творческие работы , доклады учащихся. Разыгрывание сценок.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Теоретические, практические задания

2. Игры, процедуры, карточки – задания.

3. Дидактический, развивающий материал

4. Раздаточный материал: тесты, бланки с заданиями

5. Вопросники, бланки ответов психологических методик.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Дорохов А. Как вести себя «Педагогика» М., 1970.

2. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесмена. – М.: Ось – 89, 2000.

3. Левашова С.А. Психолог и подрсток : коммуникативно – двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2005.

4. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. – М.: Изд – во института психотерапии, 2001.

5. Психология делового общения / под ред. Ю.А. Фомина. – Мн.: Амалфея, 1999.

6. Родионов В.А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов. – Ярославль: Академия развития, 2005

7. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Изд –во «Ось – 89», 1999.

8. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. – М.: Изд-во «Ось - 89», 2003.

9. Федоренко Л.Г. Секреты общения. Методическое  пособие для 7 класса. – СПб.: КАРО, 2003

10. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: ПрофОбр Издат, 2002.

11. Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Все об этикете в правилах, афоризмах и анекдотах. М.: ООО  Издательство «Астрель», 2000.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения . М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004

3. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. Пособие для старшеклассников. – СПб., 1997.

4. Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы. – СПб.: КАРО, 2005

5. Смолка К. Правила хорошего тона. М.: Прогресс, 1980

6. Энциклопедия этикета. – М.:КЛАССИК, 2002

7. Этикет. Путешествие, бизнес, праздники, быт:  сборник / авт. сост. В.В. Иванова. – М. : Дом, 2001.

8. Этикет и антиэтикет : книга для стильной молодежи / авт. сост В.В. Иванова, - М. : Лабиринт – К., 2000.

Краткая аннотация, адресованная учащимся, родителям.

    Данный курс «Основы этикета молодого человека» разработан для учащихся 9 классов, в объеме 18 часов.

    Необходимость появления предлагаемой программы продиктована современным отношением к правилам хорошего тона. Считается, что знание этикета, правил хорошего тона –не самая важная сторона нашей жизни. Так думает каждый до тех пор, пока эти самые правила не нарушит кто – то другой.

    Нарушение этикета приводит к совершенно необратимым последствиям. Ломаются судьбы, вся жизнь идет наперекосяк. Нарушая правила хорошего тона, люди порой теряют все: друзей, уважение и признание, красоту,работу, деньги.

     

     Знаете ли Вы, что хорошо в этикете? То, что  тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительной ситуации. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого положения – для этого достаточно поступать по этикету.

     А тебе известно, как поступать в той или иной житейской ситуации? Как знакомиться, как общаться с людьми противоположного пола, как вести себя в общественных местах?  Если нет, то у Вас есть отличная возможность присоединиться к тем, кто знает, как себя вести, к тем, кто ведет себя в соответствии с нормами этикета.

     В доступной и популярной форме Вы познакомитесь с основными нормами и правилами современного этикета в различных сферах и ситуациях. Узнаете, как правильно знакомиться, приветствовать, представляться. Научитесь этикету общения по телефону. Сможете правильно выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями.

     Без сомнения, для всех,  кто мечтает преуспеть в жизни, делах - будет полезен наш курс.

Методическое обеспечение образовательной программы

Название разделов, тем

Форма проведения занятия

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Основы делового этикета. История этикета.

Повседневный этикет (этикет знакомства, приветствия, прощания).

Мини- лекция с элементами дискуссии

Обсуждение в группе, дискуссия

Выполнение самостоятельных творческих работ учащимися

Работа с литературой, словарями

Тестовый материал

Оформление глоссария основных понятий курса

Составление тестовых заданий по темам курса

Тестирование

2.

Речевой этикет. Этикет коммуникации.

Этикет телефонного общения.

Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии

Семинар

Беседа

Деловая игра

Решение проблемных ситуация

Кроссворды

Раздаточный, тестовый материал,

Карточки - задания

Представление, решение кроссвордов по теме

Выполнение тестовых заданий

Тестирование

Опрос

3.

Особенности этикета мужчин и женщин в общественных местах.

Психологические особенности личности.

Лекция

Практическое занятие

Обсуждение в группе

Фронтальная беседа

Ролевые игры

Конспектирование

Работа с литературой

Тестовый материал

Создание, разыгрывание ситуаций. Тестирование.

4.

Особенности этикета за границей.

Дресс- код предприятия.

 Работа в группах

Защита творческой работы

Самостоятельная творческая работа учащихся

Практическая работа

Обучение друг друга

Обсуждение в группе

Альбомы – иллюстрации

Показ лучших работ учащихся

Оформление, защита творческой работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Имидж и этикет делового человека" 9 класс

авторская программа по технологии для 9 класса...

"Этикет современного человека"

Авторская программа элективного курса "Этикет современного человека"  для учащихся 10-11 классов,продолжительность 17 часов....

Внеклассное мероприятие "Этикет делового человека"

Мероприятие рассчитано на учащихся 10-11 классов.В форме соревнований между командами позволяет усволить некоторые правила делового общения и повторить некоторые нормы русского языка....

Презентация к внеклассному мероприятию "Этикет делового человека"

Презентация помогает в проведении мероприятия "Этикет делового человека"...

Учебное пособие "Имидж и этикет делового человека"

Данное пособие предназначено в помощь учителям технологии по направлению обслуживающий и технический труд, ведущих уроки технологии в 10-11 классах. В учебном пособии даны определения терминам имидж и...

Этикет делового человека

Данная презентация предназначена для учеников 11 класса....

Элективный курс для 9 -х классов "Этикет современного человека"

Элективный курс « Этикет  современного человека» направлен на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.Программа элективного курса со...