"Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы"
статья по психологии по теме

Шатохина Оксана Викторовна

В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. Чтобы предупредить разные формы отклоняющегося поведения учащихся, необходимо оказывать им психологическую помощь с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия. Решение этой проблемы не может быть исчерпано лишь индивидуальной психокоррекционной работой психолога. Среди методов коррекции и реабилитации социальной дезадаптации и девиантного поведения несовершеннолетних одно из ведущих мест занимают различного рода групповые социально-психологические тренинги, которые эффективно формирует навыки неагрессивного общения, что помогает подросткам лучше понять и оценить себя, свою личность, получить опыт рефлексии, самоанализа своего поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sots-psikh_svyazey.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы.

педагог-психолог ГБС(К)ОУ школы-интерната ст. Калининской

Шатохина О.В.

В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа.

Чтобы предупредить разные формы отклоняющегося поведения учащихся, необходимо оказывать им психологическую помощь с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия. Решение этой проблемы не может быть исчерпано лишь индивидуальной психокоррекционной работой психолога. Среди методов коррекции и реабилитации социальной дезадаптации и девиантного поведения несовершеннолетних одно из ведущих мест занимают различного рода групповые социально-психологические тренинги, которые эффективно формирует навыки неагрессивного общения, что помогает подросткам лучше понять и оценить себя, свою личность, получить опыт рефлексии, самоанализа своего поведения.

Кроме социально-психологического тренинга, к методам групповой коррекционной работы следует отнести: сюжетно-ролевые игры, игры общения, игровые арт-терапевтические приемы, творческие и познавательные игры. Цель ролевой игры в группе — это выработка оптимального, основанного на уверенности в себе поведения в той или иной сложной ситуации. Игровое взаимодействие партнеров, по правилам ролевого общения, вынуждает их преодолевать собственные непосредственные импульсы. Так формируется произвольное поведение и новые личностные ценности участников игрового взаимодействия. В коррекционной работе с несовершеннолетними эффективны творческие занятия, в которых у подростков формируется адекватная самооценка, повышается мотивация, создаются оптимальные условия для развития личности.

В работе с детьми необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. Однако в педагогической практике индивидуальный подход понимается в узком смысле, когда меры учебно-воспитательного воздействия направлены главным образом на тех детей, кто плохо учится, нарушает дисциплину.

В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая знание педагогом личности каждого ребенка.

Осуществляя индивидуальный подход в воспитании детей, педагог, таким образом, включается в единый комплексный процесс клинико-психологической профилактики аномальных личностных проявлений, способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность.  Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.

Прежде всего, необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль.

Исходя из учета вышеизложенного мною на базе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы-интерната ст. Калининской Краснодарского края было организовано целенаправленное включение подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности, при тесном  взаимодействии с учителями и воспитателями школы.

Моё особое внимание привлекали, понятно, трудные подростки, но вовлекаемые в разнообразные дела вместе со всеми другими школьниками. При этом, сознавая их негативное отношение к просоциальной деятельности, я стремилась облечь ее в занимательные формы, например  в коммуникативно-двигательный игротренинг с элементами самоуправления - «Неделя доброты и положительных эмоций», интерактивные игры - «Праздник смеха и веселья», «Авиа-шоу», спортивно-развивающие состязания  и др.

Например, организуя целенаправленное включение подростков, проявляющих повышенную агрессивность, в работу коррекционно-психологической недели «Неделя доброты и положительных эмоций», я и педагогический коллектив школы стремились выявить наиболее четкие моменты, «узловые точки» воздействия деятельности воспитанников  на формирование нравственной сферы личности. Задача  проводимой недели заключалась в профилактике нарушений эмоционально-личностной сферы, поведенческих отклонений, пропаганда здорового образа жизни. В работе всей недели позитива ребята учились элементарным формам самоуправления: выбирали правительство своего школьного государства, почётных граждан, изготавливали символику – флаг, паспорта-бантики, денежную единицу. Выдавали заработную плату жителям образовавшихся городов-классов: по количеству заработанных оценок на уроке. Составляли проекты «Город счастливых людей», коллажи «Море позитива» и «Весёлые ладошки». Развешивали листовки с положительным и жизнерадостным содержанием, адресованные сверстникам, учащимся  младших классов, педагогам, администрации и обслуживающему персоналу школы. Во время работы школьного государства под названием «Солнечный Мир», действовала паспортно-визовая служба, а также принятый ребятами «Закон государства» - ношение паспортов-бантиков всеми жителями «Солнечного Мира» как детьми, так и сотрудниками образовательного учреждения. Просмотр видеороликов, мультфильмов и фильмов в районном кинотеатре с соответствующей проводимого мероприятия тематикой.

Обучение педагогов методике проведения игровых компонентов для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, применяемых в обучении и воспитании детей, совместное проведение общешкольных мероприятий, позволили  разрушить барьер отчуждённости и недопонимания их с нашими воспитанниками, создали благоприятный психологический климат в образовательном учреждении. Беседы с педагогами, администрацией школы и опрос учащихся помогли решить вопрос соблюдения всеми сотрудниками школы-интерната принципа индивидуального подхода к воспитанникам:

- знание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка и условий их формирования;

- учитывание индивидуальных особенностей учащихся при выборе методов и приемов учебно-воспитательного воздействия на них;

- проявление педагогического такта и умение предвидеть последствия того или другого подхода к ребенку.

 В приведённом примере особая роль отводится заинтересованности и заинтригованности, которая достигается мною и педагогами школы-интерната посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества подростков. Именно заинтересованность вовлекает наших учащихся в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности ребенка в признании его прав и возможностей.

Важную роль в развитии учащихся школы VIII вида играет темп наращивания положительных моментов в их делах, от чего зависит и темп «стихания» отрицательных моментов. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация просоциальной деятельности педагогов и учащихся, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении в них детей всего класса или детей всей школы и при подчеркнутом доверии, уважении к ним. Деловое сотрудничество между сотрудниками школы учащимися изменяет их поведение, побуждая руководствоваться не симпатиями-антипатиями, а принципами товарищества и взаимопомощи.

Практика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем интернате показывает, что в коллективной деятельности подростки на собственном опыте понимают как  свои желания и действия нужно согласовывать с желаниями и действиями других учащихся, всего  коллектива и подчинять их требованиям общего дела. При этом педагоги школы-интерната, действуют как единое целое по выполнению школьных  дел, с учётом необходимости самоограничения воспитанников.

Особенно возрастает значение организационного труда детей. В процессе совместной деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но, главное, формируется сознание долга, умение поступаться личными интересами во имя общего дела, воспитывается «вкус». Эта работа ставит подростка в новую позицию равноправного члена общества, формируя психологическую готовность к будущему труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Педагогическая статья "Взаимодействие педагога с воспитанниками"

Авторитет педагогов в глазах воспитанников формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и...

Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...

Взаимодействие педагога с воспитанниками

Взаимодействие педагога с воспитанниками...

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками...