Главные вкладки

    Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
    статья

    Чабан Любовь Александровна

    Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками и его диагностика.

                            Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

                            Личность педагога и стиль управления (взаимодействия) детьми необходимо рассматривать в единстве. Наибольшее распространение в социальной педагогике и педагогическом менеджменте получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

    • на авторитарный;
    • демократический;
    • либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский).

            Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

            Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения к детям.

            Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.

            Основные признаки авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.

            Формальная сторона характеризуется примерно следующим – педагог:        - обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый;

            - предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий;

            - подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия;

            - обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников;

            - редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества» и т. п.).

            Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим – педагог:

            - чётко планирует свою деятельность;

            - часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»;

            - пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным;

            - считает себя вне критики;

            - обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них;

            - имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации;

            - обладает формальным авторитетом.

            Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

            Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.

            Формальная сторона:

            - обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;

            - тон обращения дружеский, характер речи спокойный;

            - требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;

            - умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;

            - постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;

            - очень осторожен в оценке по формальным признакам;

            - использует положительные стимулы в своей воспитательной работе..

            Содержательная сторона характеризуется следующим:

            - имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;

            - критически осмысливает  свои действия и действия детей;

            - не пресекает критику, способен к самокритике;

            - обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;

            - проявляет истинную заботу и словом и делом;

            - никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;

            -  пользуется истинным неформальным авторитетом.

            Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа маманя. Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.

            Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.

            Формальная сторона- педагог:

            - не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;

            - быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;

            - не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;

            - имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;

            - необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

            Содержательная сторона:

            - предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;

            - стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;

            - стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;

            - легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;

            - не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать  сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;

            - обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

            Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале подчиненные (дети) широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.

            Ознакомившись с характерными чертами трех стилей взаимодействия нетрудно заметить, что в чистом варианте они встречаются редко. Можно сделать ошибочный вывод, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль. Однако на практике отдельная личность проявляет смешанный стиль взаимодействия с подчиненным.

            Смешанный стиль характерен сочетанием формальной и содержательной сторон двух разных стилей.

            Наиболее желателен и благоприятен авторитарно - демократический стиль. Это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Без формального  автократизма  процесс управления невозможен.

            На второе место можно поставить демократически - авторитарный.

            Данная классификация считается наиболее достоверной, т. к. был проведен анализ многолетней практики. На третьем месте – чисто демократический стиль.

            

            Стиль взаимодействия не является врожденным качеством, зависит от стажа работы, опыта, образования, профессионального выгорания педагога.

            

                    Основные методы                               

                    педагогического воздействия на детей        

            

            1. Методы убеждения – воздействие через слово.

            Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации  деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

             -  Индивидуальная  беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.

              -  Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

            -  Просьба.

             -  Внушение.

            -  Суждение.

            -  Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

             -  Аргументация педагога.  Ставить ребёнка на позицию другого человека,  спросить, чтобы чувствовал он.

            -  Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.

    -  Сообщение об общепринятой культуре.

            - Доверие.

    -  Открытый диалог педагога с детьми.

            -  Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она  нужна каждому из нас...»)

            -  Обмен впечатлениями, сотрудничество.

            -  Совет, рекомендация, консультирование педагога.

             -  Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

             - Использование средств массовой информации, литературы, искусства.

    - Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.

    2. Методы  упражнения – практически-действенное воздействие. Способствует формированию поведения.

     -  Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.

    -  Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

              -  Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.

             -  Привлечение ребёнка в качестве помощника.

    -  Приучение.

             Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

            Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.

             - Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

             - Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.

     - Сотрудничество.

    - Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).

             - Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.

     - Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).

            - Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

             

    3. Методы педагогической оценки – методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит  через оценочное воздействии.

            

             а.  Открытая педагогическая оценка:

             

             -  Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.

    Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

    Это подбадривание, поддержка.

    Это похвала.

    Это  демонстрация малейшего успеха.

             Это благодарность, вручение грамоты -  персональное либо коллективное признание значимости, сделанного ребенком.

            Это  материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

            Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).

    -  Наказание.

            Это  осуждение, неодобрение  педагогом и другими детьми негативного поступка  (направлено на возникновение желания поступать хорошо);

    Это  недоверие.  Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.

    Это лишение участия в походах, в праздничных  мероприятиях,  развлечений, удовольствий.

    Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)

    Это вызов родителей.

             Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).

            Это порицание.

             Это выговор.

            Это исключение из системы общения.

            Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.

             Это строгий контроль в разных видах деятельности.

             Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.

    Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:

    - не всякое наказание может решить поставленную задачу;

    - наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

    - наказание должно следовать непосредственно за проступком;

    - наказание не должно применяться одновременно с поощрением;

    - наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;

    - наказания должны быть последовательными.

             Запрещаются:

    - коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

    -  наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);

    - меры физического воздействия со стороны педагога;

    - наказания едой;

    - наказания унижением личности и  ущемлением других прав.

    б  Скрытая педагогическая оценка.

    «Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).

    «Ты - сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)

    «Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)

    Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)

    Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)

    Все методы воспитания используются комплексно и направлены на формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план внеклассного мероприятия "Защита права на жилье воспитанников детских домов и школ-интернатов в судебном порядке"

    Данное мероприятие является заключительным занятием по программе «Нравственно-правовое воспитание», блок «Я и семья»...

    Сценарий концертной программы в рамках республиканского многожанрового фестиваля"Звезды детства" среди воспитанников детских домов и школ -интернатов

    Материал сценария концертной прграммы послужит помощью педагогам в подготовке к праздникам,мероприятиям....

    Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

    Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

    Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника в вопросах формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни

    В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства чер...

    «Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»

    С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увелич...

    Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками

    Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками...

    Программа профессионального взаимодействия педагогов, ориентированная на повышение качества образования основной школы

    Актуальность проекта обусловлена выявленным противоречием между социально-профессиональным заказом на организацию инновационной образовательной деятельности школы и низким уровнем мотивации субъектов ...