Психологические особенности подросткового возраста.
консультация по психологии на тему

Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, для педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией учащихся.
В материале представлены: краткая характеристика психофизиологических особенностей подросткового возрастного периода, рекомендации по эффективному взаимодействию с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис подросткового возраста

Физиологические изменения. В подростковый период внутренние органы и нервная система не успевают за ростом тела и конечностей – сердце и вегетативная сосудистая система не справляются с этой дисгармонией развития. Возможны болевые ощущения в конечностях, перепады давления, всплески гормонов дают перепады настроения без причины, повышение агрессивности и излишнюю импульсивность. Все это напрягает вегетативную нервную систему и часто сопровождается чувством напряженности, дискомфорта, беспокойства, мрачными предчувствиями, повышенной тревожностью и раздражительностью. Часто тревожность связана с ожиданием неудач в общении, может проявляться как неуверенность в себе, беспомощность или, наоборот, агрессивность, зазнайство, сентиментальность может уживаться с черствостью, застенчивость с развязностью, желание быть признанным другими – с показной независимостью.

Психологические особенности подросткового возраста.

1.повышенная ранимость

2.психологическая напряженность

3.эмоциональнпя неустойчивость

4.повышенная импульсивность поведения или наоборот замкнутость при определенных обстоятельствах (конфликты дома, с родителями, братьями, сестрами, в школе - с учителями, товарищами). Тяжело переживаются обиды, даже не значимые, с точки зрения взрослого, возможны уходы из дома, и суицидальные высказывания и т.п.

5.смена авторитетов (что сказал друг важнее того, что сказали родители)

6.формирование абстрактно-логического мышления (к 14 годам заканчивается формирование лобных долей мозга, отвечающих за абстрактно-логическое мышление)

7.критичность мышления – все, чтобы не сказали, подвергается критике.

8.заканчивается формирование половой идентификации – очень важен положительный пример взрослого того же пола (матери, отца)

9.Самое главное – чувство взрослости = Я-концепция (Я-сам).

10.Главный ведущий вид деятельности этого возраста – ОБЩЕНИЕ,

по сравнению с младшим школьным возрастом - учебной деятельностью, хотя ее тоже никто не отменял.

   

Рекомендации для родителей:        

          Родителям необходимо дать подростку 3 вещи:

1.понимание

2.практическую информацию (в том числе и сексуальную)

3.помощь в становлении в качестве независимой личности

         Для понимания подростковых проблем необходимо родителю принять неизбежность изменений. Подросток должен безбоязненно выражать свои чувства, а родителям нужно пытаться принять его право на возражение. Родители должны дать понять ребенку-подростку, что и они тоже были в этом возрасте и тоже сталкивались с определенными проблемами и понимают его, то есть важно не утратить в этом возрасте контакт-доверие с ребенком-подростком.

1.Помнить, какая  бы не случилась ситуация, что взрослый всегда мудрее!

2.Чаще возвращаться в свою собственную историю, ставить себя на место ребенка.

3.В свободное время, в спокойной обстановке рассказать о себе или смоделировать ситуацию:

1) рассказать о ситуации в этом возрасте

2) о чувствах, которые испытывали

3) что тогда сделали

4) что получилось, что не получилось

5) чего тогда не хватило

6) как бы сейчас сделали.

4.Должен быть положительный пример взрослого, если говорите одно, делаете другое, если слово расходится с делом – у вас нет авторитета!

5.Помогайте обрести верных друзей!

6.Приучайте к самообслуживанию и ответственности за младших и старых, за какое-то дело в семье, домашнем хозяйстве, помните – мы  не вечные!

                                                                 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности подросткового возраста.

Консультация для специалистов и родителей по вопросам воспитания детей подросткового возраста...

Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст – это период, которого боятся вся взрослые. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания. Подростковый возраст охватыв...

Психологические особенности подросткового возраста

                   Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подрост...

Психологические особенности подросткового возраста

Документ содержит информацию о месте и значении подросткового периода в развити ребёнка, анатомо-физиологической перестройке организма подростка.  Раскрыты различные теоретические подходы к пробл...

Информационный стенд "Психологические особенности подросткового возраста"

Психологические особенности подросткового возрастаКРИЗИС 13-ти ЛЕТ Психологические особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и со...

Психологические особенности подросткового возраста

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных  и социальных установок личности...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...