Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
материал
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже родителям, воспитывающим подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gkuso_vo.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Выступление на методическом объединении педагогов
Тема:
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Подготовила воспитатель стационарного отделения Чижова Е.С.
Ковров 2021
Каждый период жизни человека имеет свою физиологическую и психологическую характеристику. Подростковый период - не исключение. Подростковым принято называть средний школьный возраст. Ориентировочно, от 9-11 до 14-15 лет. Начало этого периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, но судить о его окончании по биологическим критериям нельзя. Подростковый возраст кончается тогда, когда личность достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, возникает самосознание. Это наиболее ответственный период становления личности.
Нравственно-психологические особенности развития подростков.
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Они полны противоречий, их разрывает внутренний мир, они ищут себя во внешнем мире. Для них характерна личностная нестабильность (обусловлена она гормональными изменениями). Противоположные черты, тенденции, стремление, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувства взрослости. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в это время, складывается новая социальная ситуация развития. Ребенок осваивает в этом возрасте то, с чем он реально взаимодействует - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Учебная деятельность отступает в подростковом возрасте на второй план, а центр жизни перемещается в деятельность общения. Главная жизнь в школе протекает на переменах. Изменяются и отношения с учителем, как с представителем взрослого сообщества: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее оценки учителя. Изменяется характер общения с родителями. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, и именно за счет этого осваиваются социальные нормы взаимоотношений, формируется самосознание, самоконтроль. В этом возрасте начинается процесс самоопределения.
Тем не менее, ведущую роль в формировании нравственности и норм социального поведения принадлежит семье, а не детскому сообществу. Ребенок невольно проецирует поведение, образ жизни родителей на себя, свое поведение и жизнь в целом. Большое количество современных подростков живет с одним из родителей. Чаще в семьях отсутствует отец. Многие подростки живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью. Не всегда семьи способны полноценно реализовывать свои функции (хозяйственную, воспитательную, психологическую). Семейные ценности разрушаются.
Дети рано столкнулись с жестокостью, видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые.
Зачастую дети лишаются возможности общаться с бабушками и дедушками – носителями нравственных убеждений, полученных в другое время. Падает авторитет родителей, не усваивается социальный опыт других поколений. Нравственные идеалы, которые русский народ копил веками, уводящие от дурных поступков и уберегающие от неверных мыслей сегодня вытесняются и заменяются ценностями других наций, а зачастую и совсем исчезают, а вместо них возникает безнравственность.
Современные подростки живут в «технологической» реальности – интернет-ресурсы оказывают огромное влияние на формирование их нравственности. Хорошо ориентируясь в современных технологиях, молодежь в большинстве своем абсолютно беспомощна в быту, обычной жизни, жизни в социуме. Общаясь и «проживая» в виртуальном мире, не умеют и не учатся строить поведенческую программу, просчитывать последствия поступков. Часть подростков поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, иждивенческими настроениями.
Современные фильмы, романы, песни, компьютерные игры наполнены жестокостью, пропагандой насилия, призывом к асоциальному поведению. Формированию нравственного сознания детей они не способствуют, также как речь, внешний вид, поведение, образ жизни многих кумиров современных детей.
Подростковому возрасту присуща черта: все подвергать сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, формированию системы нематериальных ценностей уделяли очень большое значение, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Современная система воспитания направлена на обучение ребенка правам, а не привитию обязанностей и ответственности. Современное поколение не представляет себе четко, «что такое хорошо, а что такое плохо». Моральные ценности вытесняются.
Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте.
В данный период впервые появляется и становится предметом осознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность - половое влечение, вместе с этим следует учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Возникая, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований, разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок, формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положения. К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности ( «Я как мужчина, Я как женщина»). Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, которые иногда сопровождают показное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.
Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. В физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
К сожалению, наши подростки живут в мире, где нет никаких правил, связанных с межполовыми отношениями. Из-за того, что кино, пресса, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как обязательную часть полноценных отношений между людьми, значительное число современных подростков ведет сексуально активный образ жизни.
Особенности реабилитационной работы.
С негативными проявлениями особенностей подросткового возраста мы, воспитатели, сталкиваемся ежедневно. Вот самые распространенные из них:
- грубость, раздражительность, неуважение к окружающим (взрослым и детям;
Подросток не знает, как ему проявить свою "взрослость", и находит самый простой путь - грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. Здесь нам очень важно правильно повести себя, чтобы исправить ситуацию. Следует указать ребенку, что он перешагнул черту, при этом направить свои замечания на поведение, а не на личность ребенка (« Не надо так больше делать». «Разговаривать так недопустимо». «Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла».) Стараемся разъяснять ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Возможно, он просто не знает, как надо правильно себя вести. Для подростка важен авторитет взрослого, многое можно объяснить на примере собственного опыта. Следует помнить, что подростки болезненно воспринимают критику, поэтому замечания ему делаются очень осторожно, небрежно сказанное слово может привести к ярко выраженному оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.
-дети обманывают;
К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более если оно имело место быть и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. Причин для обмана взрослых может быть очень много – не хочется выполнять домашнее задание, сложно выполнять то, что предполагается по режиму дня и др. В общении со сверстниками - чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. В первую очередь воспитатель старается понять причину, по которой ребенок обманул. Случается, что дети обманывают, потому что чего-то боятся. А иногда – с целью просто привлечь к себе внимание. Каждый случай анализируется индивидуально, обязательно проводится беседа. Мы объясняем, почему обманывать плохо. Приводим веские аргументы, сопровождая их наглядными примерами, понятными подростку: вранье может привести к неприятностям, часто к очень большим: репутация страдает, группа сверстников перестает тебе доверять (в подростковом возрасте это имеет очень большое влияние); обман обижает, особенно, самых близких людей и т. д. Задаем вопросы, которые помогут самому понять, к чему может привести ложь, и дожидаемся на них ответа. Например: «Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?».
- стремление к власти, лидерству;
Стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой (очень частый спутник пубертатного периода) и просто - отсутствием коммуникативных навыков. Наша задача – научить подростка считаться с мнением других. Командирам надо дать понять, что их поведение - неуважительное, а зачастую и причиняет боль, поэтому мы говорим ребенку: « Поставь себя на место другого. Что ты чувствуешь?». Формированию коммуникативных навыков и навыков общения у ребят нашей группы способствует социально-реабилитационная программа «Я в мире людей». С целью формирования навыков социального поведения регулярно проводятся занятия, которые совершенствуются в зависимости от актуальности задач.
-игнорирование требований и просьб старших, «ребенок меня не слышит»;
Стараемся формулировать просьбу ёмко и точно (« Уберись на полке в шкафу до полдника», «Выполни упражнения»). Как ни странно, именно тихий, приглушенный голос вызывает желание выполнить то, что просят. Длинные монологи не сыграют положительной роли, в этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Еще один способ быть услышанным – установить зрительный контакт с ребенком.
Обо всех не поддающихся педагогическому воздействию, выходящих за рамки допустимого проявлениях в поведении подростков информируется психолог.
В подростковом возрасте оформляются нравственные и гражданские качества личности, основы нравственного мировоззрения. Подростки, оказавшиеся в социально-реабилитационном центре – это, в основном дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их уровень нравственности и культуры низок. Именно поэтому одним из приоритетных направлений реабилитационной работы является нравственное воспитание. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений к живой и неживой природе, к людям вокруг и соответственно к самому себе. При этом отношения устанавливаются согласно общепринятым нормам, которые оцениваются с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств, таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно - ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности, такие как лживость, лицемерие, стремление обогатиться любой ценой оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.
Работа по нравственному воспитанию наших воспитанников осуществляется параллельно с работой по следующим направлениям: основы гражданского и патриотического воспитания (социально-реабилитационная программа «Моё право»), основы социализации и общения, основы здорового образа жизни, трудовое воспитание, формирование семейных ценностей, экологическое воспитание, развитие творческих способностей. В процессе занятий и в свободное от занятий время ведется непрерывная работа по формированию нравственных качеств.
В методической копилке группы собраны мультимедийные средства формирования нравственных качеств личности – познавательные презентации патриотической, правовой, экологической направленности, видеоролики («День доброты», «Притча о доброте», «Мамы», «Все лучшее в нас от мамы», «Неверный шаг» и др.). Для организации досуга детей подготовлены фильмы, которые не оставят равнодушными – «Аврора» (о трагической судьбе девочки и о том, как она смогла поменять взгляды на жизнь взрослого состоятельного человека), «Девочка ищет отца», «Солдатик» (о детях, переживших войну, о героизме и стойкости),), «Звездочки на земле» (о победе над одиночеством, о дружбе), «Того», «Пальма» о взаимоотношениях человека с домашними животными. Главное – развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким, сверстникам и окружающему миру.
Еще одна важная, актуальная цель воспитательной работы с подростками заключается в привитии молодому поколению нравственных критериев в отношениях мужчин и женщин. Задачи нравственно-полового воспитания призваны сделать из мальчика настоящего мужчину, который способен отвечать за свои поступки и слова, нести ответственность за свою будущую семью, а из маленькой девочки – счастливую женщину, умеющую ценить семью и понимающую ее значимость. Период первой любви и желания обрести полную свободу и независимость чреват опасностью первых сексуальных опытов, которые могут закончиться приобретением заболеваний, передающихся половым путем, эмоциональными срывами и потерей правильных жизненных ориентиров. Осуществляя воспитательную работу с подростками, мы проводим беседы, имеющие профилактическую направленность. Иногда бывает необходимость в проведении индивидуальных бесед по вопросам защиты от нежелательной беременности и о последствиях прерывания беременности. К участию в таких занятиях можно привлекать медицинских работников.
Готовить наших воспитанников к осознанному супружеству как ответственному и необходимому шагу, освещать важность материнства (отцовства), предназначение родительской миссии сложно, т к у большинства детей не было примера положительной семьи. Этой подготовке способствует реализация социально-реабилитационной программы «Счастливая семья».
Для организации досуга детей подобраны фильмы, которые рассказывают о любви между мужчиной и женщиной, о любви родителей к своим детям («В метре друг от друга», «Верю в любовь», «Мачеха» и др.).
В реабилитационной работе следует придерживаться следующих принципов:
-системности (работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически, во время и вне занятий);
-опоры на положительное;
-гуманизации воспитательного процесса (уважения прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств);
-личностно-деятельного подхода (уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств);
-единства воспитательных воздействий (все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие).
Осуществляя деятельность в разновозрастной группе, целесообразно использовать индивидуальный подход. Это позволит увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделить положительные стороны, основу, на которой начнется восстановление воспитательного потенциала семьи. Ни одно государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Итоги учебно-воспитательной работы в классе за 1-ую четверть".
Родительское собрание "Возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Итоги учебно-воспитательной работы в классе за 1-ую четверть"....
Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста
Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...
Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра
Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...
Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов
Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с овз подросткового возраста в условиях реабилитационных центров Липецкой области
Выпускная квалификационная работа...
Нравственно-психологические основы взаимоотношений юношей и девушек
Автономия, ожидания и поиск общения, потребность в общении, самоутверждение, психологические особенности юношей, психологические особенности девушек...