Тренинг толерантности для педагогов
план-конспект занятия по психологии по теме

Савичева Лариса Михайловна

Тренинг толерантности для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tolerantnosti_dlya_pedagogov.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг толерантности для педагогов

Цели:

  • Осознание педагогами своей индивидуальности
  • Познакомить с понятием «толерантность»
  • Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
  • Помочь педагогам внимательно  относиться к себе, уважать и принимать себя.

Задачи:

-создание комфортного психологического климата в группе;

- способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало , визитные карточки, булавки

 Ход занятия:

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя…

                                                                  Эразм Роттердамский

1.  Упражнение  «Смысл имени»

-  Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем.     Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

 Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием:  назвать  качество, характерное для вас ,которое начинается с первой буквы вашего имени . ( Например , Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

2.Упражнение «Аплодисменты»

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Развитие толерантности педагогов»

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

3.«Мои положительные черты»

-Напишите свои положительные черты.

  • Трудно ли было написать эти черты? Почему?
  • Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят  в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением   и делами всё то положительное, что вы у себя отметили. Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

4.«Отражение  в воде»

-Один человек будет  тот, кто стоит на берегу, а другой- тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга  и внимательно выполняйте мои команды:

  • человек скорчил  страшную рожицу.
  • Человек замахнулся палкой
  • Человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.
  • Что вы чувствовали ,когда ваш партнёр скорчил вам рожу(замахнулся на вас, улыбнулся вам)?
  • Что вам было приятнее делать : корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
  • Как вы думаете ,все ли из вас правильно выполняли  мои задания, ведь в реке всё отражается    так же ,как в зеркале?
  • Наша злая  рожица  может испугать не только  другого человека, но и нас самих.  Замахиваясь на другого  палкой  ,мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому , мы улыбаемся сами  себе.

5.«Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

-Сейчас вы будете  передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального  и неповторимого человека на свете .Улыбнитесь ему.

  • Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
  • Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
  • Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
  • Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой  личности?

6.Знакомство с понятием «толерантность»

  • Мы выяснили, что каждый человек –это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная  в своём роде. Поэтому мы должны бережно , с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
  • А что , по-вашему  , означает слово «толерантность»?

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Понимание  толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого», в китайском – быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в арабском -  «прощение, снисхождение», в персидском – «терпение, выносливость ,готовность к примирению».

7. «Я люблю тебя…»

Толерантность  к другим  возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый  из вас попробует признаться в любви… самому  себе. Это нелёгкая задача. Вы должны сказать «Я люблю тебя...»,назвать  своё имя и объяснить, почему вы себя любите. ( Например, Я люблю тебя, Лариса, за то ,что ты много внимания уделяешь своим детям) .Эти  слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви  к самому  себе все поверили.   Помните ,что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

-Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

  • Что вы при этом чувствовали?

8.«Похвали себя  и других»

Участники  делятся на пары.

  • Если мы не научимся находить в себе положительные качества  характера, говорить о них окружающим  нас людям, мы ничего положительного  не увидим  и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать  своему партнёру ,что вам в нём нравится. Партнёр ,выслушав вас, должен сказать: «А, кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь  другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая» Затем Вера должна похвалить меня.

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?

  • Легко ли было хвалить себя?

9. «Я заслуживаю..»

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру — “Я заслуживаю...”.

-Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас  подумайте и продолжите  фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п..

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

10.«Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу . Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"

Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...

Тренинг толерантности

Представлен тренинг по формированию толерантности для учащихся 8-10 классов, состоящий из 5 занятий....

Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"

Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...

Тренинг "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,...

тренинг толерантности

Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности....