Тренинговое занятие "Уважай права других"
план-конспект занятия (психология) по теме

Шиганова Екатерина Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скачать20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

«Уважай права других»


1) 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Дети называют известные им права)

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

2) Назовите сказки, в которых нарушалось права героев - В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.

При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ - (Как он называется?) свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

- Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?

- Следовательно, о вас заботится правительство России.

3) Обсуждение истории:

Есть такая история, как один царь учил своего сына уважать право: «Сын мой, когда ты будешь разбивать парк, то сначала в парке не делай никаких дорожек, а позволь людям ходить там, где им удобно. Постепенно в наиболее естественных и удобных для людей местах образуются тропинки - и лишь после этого, мой сын, по этим тропинкам и прокладывай дорожки из камня. И точно также, когда ты станешь государем и захочешь издать какой-то закон, сначала найди эти «тропинки», по которым людям естественно ходить в нормальной жизни, стремясь к взаимопониманию, миру, сотрудничеству и любви. И когда ты изучишь эти естественные, одобряемые всем обществом правила поведения людей, только тогда записывай правила в свои законы!»

Вопросы: Чему учил царь-отец своего сына?

- Что он подразумевал под «тропинками»?

- Всегда ли правители издавали свои законы на основе «естественных правил поведения людей»?

4) Упражнение «Правила общения»

Ведущий предлагает сформулировать правила, помогающие общению:

-интерес к человеку;

-уступчивость, тактичность;

-уважение другого человека, его взглядов, чувств, вкусов;

-доверие, вера в хорошее в человеке и другие.

5) Обсуждение ситуаций

Ведущий предлагает ребятам ситуацию и варианты поведения в ней.

- Когда вы видите (или предположите, что увидели, встретили) человека в инвалидной коляске, вы:

1. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

2. Не знаете, о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

(Вероятно, ответов № 2 будет больше, так как дети не знают, как вести себя в подобных ситуациях).

6) Игра «Слепой - немой - глухой»

Предлагается передать определенную информацию в разном порядке: немой - глухому и слепому; слепой - глухому и немому, глухой - слепому и немому.

Обсуждение: какие средства, общения могут использовать люди?

(можно сыграть в игру «Два телефона» - передача информации с помощью мимики и жестов, при этом последний должен назвать слово, которое передавалось невербальным способом).

7) Ведущий предлагает одному ученику зажмурить глаза и рисовать на доске мелом рисунок, с помощью второго ученика, который командует что и как рисовать (рисунок – солнышко). Если второй ученик не справляется с объяснением, по очереди вызываются другие желающие. Потом проводится обсуждение, почему не получился рисунок, какие ошибки в объяснениях допускали помощники «слепого» ученика, каково было чувствовать себя «слепым».

8) Обсуждение притчи.

В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

Обсуждение:

- В чем смысл этой притчи? Чему она учит?

- Какими должны быть взаимоотношения между людьми?

- Можно ли построить такие отношения в наши дни? Что этому помогает?

- Всегда ли удавалось людям найти такое «умеренное расстояние друг от друга», чтобы учитывались интересы каждого?

9) Обсуждение сценки 1

Мама: Сколько раз тебе говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь. (В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка.)

10) Обсуждение сценки 2

Мама: Сынок, я ухожу, прибери в квартире, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

11) Упражнение «Чем мы похожи»

Участники сидят в кругу, ведущий находится в середине круга.

Ведущий предлагает участникам поменяться местами тем, у кого есть называемый ведущим признак. Ведущий, пока участники меняются местами, занимает чье-нибудь место, кто остался без места, становится в центр круга на место ведущего и называет свой признак и т. д.

12) Упражнение «Браво»

Ведущий предлагает встать в круг тем, кто обладает определенными умениями, качествами, положительными чертами (например, встаньте все те, кто уважает мнение другого, кто любит спорт, умеет играть на музыкальном инструменте и т. д.). Другие аплодируют и кричат «Браво».

13) Подведение итогов

Конвенция о правах ребенка явилась наиболее полным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм международного права. В ней провозглашены неотъемлемые права ребенка на жизнь, на имя, на приобретение гражданства и др. Согласно этому документу, государства призваны обеспечить осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий, содействовать реализации интересов детей учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения. Дети имеют право свободно выражать свое мнение. Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии, признают право детей на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Государства должны обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

Государства обеспечивают заботу, уход за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться в каждой стране. Предполагается, что будут подписаны международные соглашения в целях обеспечения прав детей, приемные родители которых предполагают вывезти их из страны, где они родились.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства уделяют при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и снижению детской смертности.

Пожелания ученикам. Выполняйте следующие правила общения:

- не делать вид, что вы «выше других»;

- прислушиваться к мнению человека;

- быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями;

- найти доброе начало в каждом;

- воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами;

- не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе на тему: "Ваши права и права других людей"

Классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться сво...

«Ваши права и права других людей»

Конспект открытого классного часа по теме «Ваши права и права других людей»проведенного в 8 классе...

КЛАССНЫЙ ЧАС "ВАШИ ПРАВА И ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ"

.     Рассмотреть понятие права и свобод человека.2.     Ознакомить учащихся с основными международными правовыми актами о правах человека.3....

Классный час "Ваши права и права других людей"

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся;             - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» ...

Ваши права и права других людей

Классный час в 7 классе...

Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"

Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"...