Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга "Остров Дружбы"
методическая разработка (психология) по теме

Групповое занятие с элементами тренинга "Остров Дружбы" направлено на формирование и развитие толерантного этнического сознания. Занятие может быть реализовано в условиях разновозрастной группы, возраст участников от 7 до 17 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

группового занятия с элементами тренинга

«Остров дружбы»

Группа: воспитанники 7 – 17 лет.

Цель: создать условия для формирования и развития толерантного этнического сознания.

Задачи:

- способствовать осознанию ценности уникальности различных национальных культур;

- способствовать формированию и развитию навыков толерантного поведения по отношению к представителям других национальных культур;

- способствовать формированию и развитию интереса к культуре своего народа, к культуре других народов мира, мотивации самостоятельного изучения культурного наследия человечества.

Ориентировочное время занятия: 45 минут.

Необходимое оборудование: карандаши, фломастеры, ватманы, силуэтные фигурки человечков.

1. Организационный момент

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Цели:

- сосредоточить внимания на педагоге-психологе;

- включиться в групповую работу.

Задачи:

- выполнять инструкцию педагога-психолога;

- участвовать в совместной деятельности с другими участниками группы.

Описание действий участников группы:

Приветствуют друг друга.

Цели:

– создать благоприятные условия для работы;

- создать условия для введения в тему занятия и развитию интереса к данной теме.

Задачи:

- способствовать  сосредоточению внимания подростков на психологе посредством парадоксального, неожиданного приветствия;

- способствовать формированию и развитию мотивации на работу в группе посредством включения в совместную деятельность.

Метод работы: модификация упражнение «Такие разные приветствия».

Описание действий педагога: «Уважаемые господа, разрешите поприветствовать вас. Приветствую вас, драгоценные мои! Сейчас я вам подарю возможность поприветствовать друг друга так, как принято в вашей семье, а если вам не нравится заведенный порядок, то вы можете приветствовать всех так, как вам бы хотелось, чтобы у вас было в семье».

«Сейчас кто-то из вас приветствовал других так, как обычно принято делать в его семье, а кто-то так, как ему хотелось бы. Кто, каким образом поступил, мы не знаем и выяснять не будем. Мы это сделаем относительно представителей различных культур.

5 минут

В случае затруднений педагог-психолог сообщает, что сейчас данного участника мы пропустим, но ему необходимо вспомнить или придумать приветствие на следующее занятие.

2. Основная часть

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Цель:

- включение в групповую работу

Задачи:

- разделиться на группы;

- установить рабочий контакт с участниками группы.

Описание действий участников группы:

Выполняют инструкцию

Слушают задания, выполняют инструкции

Встают представители соответствующей подгруппы и выполняют свои действия.

Раскрашивают силуэты, оформляют плакаты

Показывают плакаты, комментируют их

Цел:

- создать благоприятные условия для работы в микрогруппах;

- создать условия для осознания ценности и уникальности культурного наследия человечества.

Задачи:

- стимулировать активность каждого участника группы;

- управлять групповой динамикой;

Метод:

Модификация упражнение «Ураган»

Описание действий педагога-психолога:

«Сейчас я буду называть некоторое качество, а те, у кого это качество присутствует будут вставать. Итак, встаньте те, кто родился зимой. Это будет первая группа (участники пересаживаться в микрогруппу). Аналогично образуются еще 3 группы тех, кто родился летом, весной и осенью»

Критерии достижения целей:

- участники группы правильно разделились на 4 группы;

- участники активны на последующих этапах занятия.

Критерии оценивания ответов участников группы:

- правильное понимание и выполнение задания;

- ответы содержат уникальные семейные особенности.

Модификация упражнения «Приветствия от…»

Теперь, когда у нас образовалось 4 группы, мы поселимся в разные места. Рожденные зимой будут представлять Чукотку, рожденные весной – Японию, рожденные летом – Россию, рожденные осенью – Францию. Сейчас представители каждой территории сядут в огромный самолет и полетят на «Остров дружбы». По дороге мы будет пролетать над каждой территорией, и представители этой территории как только услышат название своей страны должны поприветствовать всех своим способом».

Педагог показывает определенные действия и слова, которые выполняют представители каждой группы, когда слышат название своей страны.

«Итак, наш огромный самолет взлетает и мы пролетаем над Россией.

Итак, мы прилетели на «Остров дружбы» и сейчас представители каждой группы расскажут об особенностях своей культуры. Для этого Вы получаете совершенно одинаковые силуэты человечков, которых вы должны оживить: разукрасить их так, чтобы было понятно, что это представители одной группы. Это может быть определенный элемент в одежде, во внешности и т.п. затем вы наклеите своих человечков на ватманы и дорисуете вокруг элементы их повседневной жизни.

А сейчас каждая микрогруппа расскажет о себе»

Склеивает плакаты в один

«Посмотрите, что у нас получилось: «Остров дружбы»

30 минут

Описание действий педагога-психолога в случае невыполнения или неверного выполнения группой или отдельными участниками домашнего задания:

Педагог-психолог предлагает разделить по другому принципу: по цвету волос, по наличию братьев, сестер и т.д.

Проделывает действия вместе с участниками

Оказывает консультативную помощь участникам микрогрупп

Задает наводящие вопросы

  • 3. Рефлексия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Цель:

- сформировать представление о ценности и уникальности каждой культурной традиции.

Задачи:

- фиксировать внимание на поиске и выявлении существенных сторон каждой культурной традиции;

- проанализировать свои выводы и размышления относительно изучаемого явления;

- проанализировать выводы и размышления об изучаемом явлении других участников.

Описание действий участников группы:

- рассуждают, отвечают на вопросы педагога-психолога, при необходимости задают вопросы педагогу, другим участникам группы.

Цель: 

- организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.

Задачи:

- способствовать осознанию сущности национальной традиции посредством логических размышлений и эвристического поиска;

- способствовать умению соотносить и анализировать собственные размышления и с выводами и размышлениями других.

Метод: решение эвристического вопроса.

Описание действий педагога-психолога:

- Как вы думаете почему люди отличаются друг от друга? (Различные условия жизни, истории развития и т.д.)

- Как вы думаете, как должны относиться друг к другу представители различных культур? (уважительно, с интересом и т.п.)

- Как вы думаете, что может помочь развитию дружеских отношений между представителями различных культур? (знание и понимание культурных традиций других народов и т.д.)

- Как вы думаете, повлияет сегодняшнее занятие на вашу жизнь? Как? Будите ли вы углублять свои знаний о национальных различиях? Зачем?

Критерии определения уровня внимания и интереса подростков к излагаемому материалу:

- продуктивный характер совместной деятельности;

- активность всех детей при совместной работе;

- рассуждения над вопросами рефлексии.

8 минут

Задает наводящие вопросы

4. Завершение занятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Цель:

- организованное завершение занятия.

.

Задачи:

- достижение спокойного эмоционального состояния;

- релаксация.

Описание действий участников группы:

- выполняют инструкцию, повторяют слова и действия педагога-психолога.

Цели:

- создать условия для организованного завершения занятия.

.

Задачи:

- способствовать достижению спокойного позитивного эмоционального состояния;

- способствовать релаксации;

Упражнение: «Между нами»

Описание действий педагога-психолога:

«Сейчас я попрошу всех организовать большой круг, я буду показывать действия и говорить слова, вас прошу повторять за мной: «Мои глаза видят вас (рукой прикасаемся к своим глазам), мои уши слышат вас (прикасаемся к ушам), мое сердце принимает вас (рука прикладывается к сердцу), мой разум понимает вас (рука прикладывается ко лбу),  между нами дружба (все берутся за руки и поднимают руки вверх)

2 минуты

Повторяет упражнение еще раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».

Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»

Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

       Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...

Методическая разработка группового занятия «Патриотизм. Национализм. Толерантность. Толерантен ли ты?»

Одно из задач занятия: сформировать у студентов нравственное представление о толерантности, патриотизме, национализме, стереотипе.Занятие содержит: информационные блоки, интерактивные беседы, тренинго...

Методическая разработка группового занятия «О вредном воздействии наркотических веществ на организм человека»

Рост распространенности наркоманий продолжается среди подростков и взрослых людей, несмотря на все меры противодействия наркотизации, предпринимаемые в обществе.За молодежь идет борьба между представи...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»

Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков  «Уверенное поведение»...