Методическая разработка группового занятия «Патриотизм. Национализм. Толерантность. Толерантен ли ты?»
методическая разработка (10 класс) по теме

Мишина Светлана Геннадьевна

Одно из задач занятия: сформировать у студентов нравственное представление о толерантности, патриотизме, национализме, стереотипе.
Занятие содержит: информационные блоки, интерактивные беседы, тренинговое упражнение, имеющее целью помочь подростку понять, что такое "стереотип", анкетирование.
Занятие проводится в аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием. В ходе занятия демонстрируется презентация "Патриотизм. Национализм. Толерантность."
Занятие занимает один академический час. Рассчитано на студентов-первокурсников техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodraz_toleran.doc806 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка группового занятия

«Патриотизм. Национализм. Толерантность.

Толерантен ли ты?»

Разработала и провела

педагог-психолог ГБПОУ МО «ШЭТ»

Мишина Светлана Геннадьевна

Шатура

2015 год

«Патриотизм. Национализм. Толерантность.

Толерантен ли ты?»

Цель: продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в группе с многонациональным составом, сформировать у студентов представление о толерантности, стереотипах.

Задачи: 

1.Познакомить студентов с историей формирования национального состава населения России.

2.Сформировать у студентов нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме, а также национализме, стереотипах.

3. Провести анкетирование студентов для определения уровня толерантности каждого и обсудить полученные результаты.

Методы:  лекция, беседа, тренинговое упражнение, анкетирование.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Патриотизм. Национализм. Толерантность», грецкие орехи, бланки для анкетирования студентов.

Место и время проведения: аудитория ОСП ГБПОУ МО «ШЭТ», 09. 12. 2015г., группы МС – 55, Ш - 56.

План занятия:

1.Исторические аспекты формирования населения России.

2.Нация, национальность, национализм.

3.Патриотизм и национализм: как их различить?

4.Знакомство с понятием «Стереотип».

5.Проведение тренингового упражнения «Найди свой орех».

6.Толерантность, диагностика ее уровня у студентов.

7. Заключение

Ход занятия

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Н.А. Добролюбов

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов. Народы, проживающие в Российской Федерации: см. приложение №3.

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения.

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное стереотипное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно».

Предпосылки развития национальной проблемы начались давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой «Советский народ». При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Нация, национальность, национализм

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как «нация», «национальность» и «национализм». Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

Нация (от лат. natio — племя, народ) - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Национальность – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”. В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в национализм.

Национализм – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Есть категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Патриотизм и национализм: как различить

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

Шовинизм – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Стереотип – это устоявшееся отношение к чему-либо (событиям,  действиям, поступкам и т.д.), выработанное на основе их сравнения с внутренними идеалами. Приведу несколько примеров стереотипов: все немцы педантичны, все афроамериканцы хорошо играют в баскетбол. Считается, что мальчики «понимают» физику, а девочки могут только «вызубрить» ее, но уж никак не «понять». Но, известно, что и среди немцев есть не очень аккуратные люди, и среди девочек и мальчиков примерно одинаковый процент тех, кто физику «понимает». А для того, чтобы избавиться от стереотипа, и не переносить на отдельного человека ваше субъективное отношение ко всей нации,  необходимо узнать этого человека как личность.

Тренинговое упражнение «Найди свой орех»

Психолог: Вот у меня мешочек с грецкими орехами. Что общего у всех этих орехов? (см. фотоприложение).

Примерные ответы студентов: они родом из Греции, они родом из теплых стран, их съедобная сердцевина похожа на мозг человека.

Психолог: сейчас каждый из вас возьмет по ореху. Рассмотрит его как следует, стараясь запомнить, а затем отдаст мне.

Студенты выполняют задание.

Психолог: А сейчас вы снова подойдете ко мне, и каждый найдет свой орех.

Студенты выполняют задание и объясняют, как каждый нашел «свой» орех в общей массе.

Психолог: Смотрите, каждый из вас узнал «свой» орех, хотя все орехи очень похожи между собой. Это произошло потому, что вы «познакомились» с орехом лично.

Так же нужно поступать и при общении с людьми. Нельзя предвзято относиться к «непохожим» на вас людям. Чтобы составить мнение о человеке, нужно с ним познакомиться, пообщаться.

Понятие толерантности

А теперь давайте поговорим о толерантности.

Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Перевод слова “толерантность” с разных языков

язык

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Толерантность – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе.

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (интолерантности). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Разговор о толерантности заходит тогда, когда существует или возникает такой объект, с которым нелегко примириться, а иногда это кажется даже невозможным. Известный английский философ Питер Николсон считает, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причем, субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удается примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться (например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то) и в то же время, с другой - сохранить приверженность своим собственным убеждениям.

В современном мире человечество все больше перемешивается, многообразие и многоликость мира растет. Но параллельно с процессами глобализации, как всеобщая бессознательная реакция унифицирующегося человечества, огромное значение приобретает его стремление к отличительности. Поэтому многие из нас замечают рядом все больше «чужих», других, непохожих. Критериями «чужих» становятся не только расовые или этнические отличия, «чужие» определяются на основе социальных, экономических, сексуальных и других ценностей и критериев. Стремление человечества разделять мир на «своих» и «чужих» неистребимо и может доходить до абсурда. Фантастические и незабываемые истории войн «тупоконечников» и «остроконечников» Дж. Свифта, «долговязиков» и «толстопузиков» А. Моруа восхитительно нелепы, но удивительно близки к реальной жизни. Нередко в категорию «чужих» попадают социально уязвимые группы населения: нищие, инвалиды, беженцы, больные СПИДом. Поэтому начинают возникать новые и обостряться старые формы ксенофобии, которая была всегда присуща человеку.

Мы с вами разобрались, что такое толерантность. А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.

Психолог раздает заранее подготовленные анкеты (см. Приложение 1). Студенты заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности (см. Приложение 2).

Заключение

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным угнетением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Выводы:

Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей.

Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение.

Своей национальной принадлежностью нужно гордиться.

Национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров.

Шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам.

Компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем.

Каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении стоит кое-что подкорректировать.

Литература:

1.Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. – М.: Сфера, 2005.

2.А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова. Искусство жить с непохожими людьми. – М: «Московия», 2009.

Приложение №1

АНКЕТА

«Толерантен ли ты?»

Группа__________________________         Дата_______________________

1. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»?

А). да

Б). нет

В). мне все равно

2. Поддерживаете ли Вы практику милиции проверять документы у лиц неславянской внешности?

А). да, это нужно делать обязательно

Б). да, это необходимо в некоторых случаях

В). нет, это неприемлемо

3. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)? Почему?

А). это плохо _______________________________________________________

Б). это хорошо_______________________________________________________

В). мне все равно ______________________________________________________

4. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?

А). никогда

Б). такое случалось

В). это происходит регулярно

5. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для русских»?

А). полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации

Б). в принципе согласен, но вступать не хочу

В). не поддерживаю такую позицию

6. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?

А). да, они борются с неофашизмом

Б). да, они дают молодежи выразить свою точку зрения

В). нет, не считаю

7. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?

А). да, конечно

Б). пока нет, но такое может случиться

В). для меня это неприемлемо

8. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности?

А). да, конечно

Б). нет

В). в зависимости от ситуации

9. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?

А). да, потому что моя позиция верна

Б). нет, он имеет право выбора

В). в зависимости от ситуации

10. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?

А). да, конечно

Б). ни за что

В). как себя поведет большинство

11. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или девушка) другой национальности?

А). соглашусь

Б). конечно, не соглашусь

В). в зависимости от ситуации.

Приложение № 2

 Ключ для оценки результатов анкетирования

№ ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

баллы

0

2

2

0

2

0

0

2

2

0

0

Б

2

1

0

1

1

1

1

0

0

2

2

В

1

0

1

2

0

2

2

1

1

1

1

17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям.

11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае - национальных). К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.

5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется   признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.

Приложение № 3

Народы, входящие в состав Российской Федерации

народы

численность

В тыс.человек

В % ко всему населению

Русские

113522

82,61

Татары

5011

3,65

Украинцы

3658

2,66

Чуваши

1690

1,23

Народности    Дагестана

1402

1,02

Башкиры

1291

0,94

Мордва

1111

0,81

Белорусы

1052

0,77

Немцы

791

0,58

Чеченцы

712

0,52

Евреи

701

0,51

Удмурты

686

0,50

Марийцы

600

0,44

Казахи

518

0,38

Коми и  коми-пермяки

466

0,34

Армяне

365

0,27

Осетины

352

0,26

Буряты

350

0,25

Якуты

327

0,24

Кабардинцы

319

0,23

Другие

2487,6

1,81

Всего

137411,6

100,0

Фотоприложение

Тренинговое упражнение «Найди свой орех»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового адаптационного занятия для учащихся с овз 1х классов с участием классного руководителя и воспитателя «Лесная школа доброты и вежливости».

Групповое адаптационное занятие с участием детей и педагогов 1-го класса проводиться педагогом-психологом на начальном этапе адаптационного периода.Содержит элементы визуализации, ролевой игры, релакс...

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

Методическая разработка группового коррекционного занятия с использованием ЭОР «Игры с рисунками и картинами» для учащихсяс ОВЗ 3х, 4х классов, обучающихся по общеобразовательной программе VI,VII вида.

Конспект группового коррекционного занятия из  рабочей программы "Коррекция высших психических функций. Умники и умницы." раздел -  "Развитие воображения"....

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга "Остров Дружбы"

Групповое занятие с элементами тренинга "Остров Дружбы" направлено на формирование и развитие толерантного этнического сознания. Занятие может быть реализовано в условиях разновозрастной группы, возра...

Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).

Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....

Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»

Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

       Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...