Особенности педагогического общения классного руководителя по системе Н.Л. Фландерса.
методическая разработка (психология) по теме

Капочкина Антонина Николаевна

В материале приведены и проанализированы фрагменты уроков, которые проводили учителя с разными стилями педагогического общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности педагогического общения классного руководителя по системе Н.Л. Фландерса.


Содержание.

Особенности педагогического общения классного руководителя по системе Н.Л. Фландерса.        

Выводы.        


 Особенности педагогического общения классного руководителя по системе Н.Л. Фландерса.

Анализ интеракции представляет большую ценность в совершенствовании педагогического мастерства. Система анализ интеракции Фландерса состоит из десяти категорий:

  1. Положительное отношение к реакциям учащихся.
  2. Похвала, поощрение.
  3. Акцептование (принятие) мыслей учащихся.
  4. Задавание вопросов учащимся.
  5. Лекция.
  6. Подача указаний.
  7. Критика (порицание) или оправдание авторитета.
  8. Ответы на вопросы по требованию учителя.
  9. Ответ ученика по своей инициативе.
  10. Молчание, галдеж, шум.

Рассмотрим особенности классного руководителя 7 «А» класса, который является учителем математики в этом классе. Приведем фрагмент одного из его уроков данных в этом классе.

Фрагмент № 1.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Категория

Ребята решите уравнение

Сколько корней оно имеет, Андрей?

Правильно, как их найти, Сергей?

Почему ты отвечаешь так неуверенно?

Как ты думаешь по каким формулам их надо искать?

Молодец, правильно!

Так какие же корни имеет это уравнение? Лила.

Ты получила правильные ответы. Хорошо. Лиля посчитай еще раз.

Лиля, ты посчитала?

Хорошо. Надо быть внимательней.

2 корня

По формулам, наверно.

По формулам корней квадратного уравнения.

Нет, корни уравнения: 4 и 1.

Да, я получила такие же ответы как и Надя.

6

10

4

8

2,4

8

8,7

10

4

8

2

4,8

9

4,7

8

3,2

6

10

4,8

2,7

Фрагмент урока № 2.

Урок проводился в 9 «г» классе. Учителем математики.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Деятельность учащихся.

Графики каких функций изображены на рисунках?

Назовите область определения этой функции.

График какой функции изображен на втором рисунке?

График какой функции изображен на третьем рисунке?

График какой функции изображен на четвертом рисунке?

Следовательно, во всех четырех случаях мы имеем дело с функцией, графиком которой является парабола.

Сравните графики рассматриваемых функций.

Сравните области определения рассматриваемых функций.

Вы что даже этого не знаете.

То есть в четвертом случае область определения функции множество натуральных чисел и график функции состоит из отдельных точек.

Вы уже изучали функции, графики которых состоят из отдельных точек?

Какова будет цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем изучать такие функции.

Возникает вопрос, а нужно ли изучать такие функции? Встречаются ли в жизни ситуации, математическими моделями которых являются функции, область определения которых множество натуральных чисел.

Рассмотрим задачу:

(Д).

На складе имеется 500 тонн угля, каждый день подвозят по 30 тонн. Сколько угля будет на складе через 1 день, 2 дня, 15 дней, х дней?

Уж в 9 классе мы можем решить такую задачу?

Что дано в задаче?

Что требуется найти?

Найдите.

То есть

Через 1 день - 500 + 30,

Через 2 дня  –  500+2*30,

Через 15 дней – 500 + 15*30,

Через х дней – 500 + 30*х.

Что принято за х?

Что значит выражение 500 + 30*х?

Что будет математической моделью данной задачи?

Назовите область определения данной функции.

мы рассмотрели жизненную ситуацию математической моделью которой является функция, определенная на множестве натуральных чисел.

На первом рисунке изображен график функции y = x2.

Область определения этой функции:

х[0,1].

На втором рисунке изображен график той же функции, но область определения уже х[0,+∞).

На третьем рисунке изображен график функции y = x2, область определения которой  - множество действительных чисел.

На четвертом рисунке изображен график функции y = x2, область определения которой  - множество натуральных чисел.

????

Нет.

???

На складе имеется 500 тонн угля, каждый день подвозят по 30 тонн. А нужно найти Сколько угля будет на складе через 1 день, 2 дня, 15 дней, х дней?

Через 1 день  - 530,

Через 2 дня – 560,

Через 15 дней – 950,

Через х дней – 500 + 30х.

Х – число дней.

Количество угля.

Линейная функция y =500 + 30*х.

???

Область определения данной функции множество натуральных чисел, так как число дней число натуральное.

4

8

4,8

4,8

4,8

3

6

8

10

6

7

10

10

10

4

8

10

5

10

10

4

7

4

8

9

6

8

3

4

4

4

8

4

8

5

На первом рисунке изображен график функции y = x2.

Область определения этой функции:

х[0,1].

На втором рисунке изображен график той же функции, но область определения уже х[0,+∞).

На третьем рисунке изображен график функции y = x2, область определения которой  - множество действительных чисел.

На четвертом рисунке изображен график функции y = x2, область определения которой  - множество натуральных чисел.

В первых трех случаях графики функций являются сплошные линии, а в четвертом случае графиком функции являются отдельные точки.

Областью определения в первых трех функций является промежуток:

  1. отрезок,
  2. полуинтервал,
  3. числовая прямая.

А в четвертом случае областью определения является множество натуральных чисел.

Нет.

???

Через 1 день  - 530,

Через 2 дня – 560,

Через 15 дней – 950,

Через х дней – 500 + 30х.

Х – число дней.

Количество угля.

Линейная функция y =500 + 30*х.

Область определения данной функции множество натуральных чисел, так как число дней число натуральное.

Да.

Выводы.

Приведены фрагменты именно тех уроков, учителя которых имеют разные стили педагогического общения: демократический и авторитарный.

Проанализируем фрагмент первого урока (фрагмент №1).

Анализируя его можно заметить, что учитель разговаривает чаще чем ученики, но нельзя забывать, что это был урок изучения нового. Ребята на данном уроке были достаточно активны, они не боялись задавать вопросы учителю, оспаривать ответы своих одноклассников. Было видно, что учащиеся не боятся реакции учителя на свои вопросы и комментарии, они привыкли на уроке делать выводы, активно участвовать в рассуждениях, задавать вопросы, если что – то непонятно. Учитель реагирует на вопросы учеников легко, он старается еще раз объяснить непонятное, причем, как часто бывает в школе, не «осуждает» их, а пытается дать объяснения более доступным языком. На уроках этого учителя часто звучат вопросы: «У кого какие вопросы? Если что – то не понятно, спросите еще раз? Все понимают о чем мы говорим?». Общаясь с учениками учитель часто обращаясь ко всем учащимся употребляет местоимение, не «вы», а «мы», как будто бы объединяет их с собой в одно целое. Я считаю, что этот учитель общается с учащимися придерживаясь демократического стиля общения. Его речь на уроках содержит большое число добрых слов, слов похвалы, поощрения, обращенных к учащимся. Учитель обращается к каждому ученику по имени, тем самым располагая его к себе. Проходя практику я сама убедилась в том, что обращаясь к ученикам по имени между нами «сглаживается» некая грань, ученики более сильно располагаются к общению, не боятся высказывать свое мнение. Если на уроке возникает ситуация, в которой ученики сами  «открывают» какие – то новые факты, то учитель с восторгом говорит «Смотрите какие мы молодцы, мы сами без учебника окрыли новую теорему». Ученики в это время испытывают некую гордость за «открытие» и их мотивация возрастает. Большинство уроков этого учителя проводятся по системе развивающего обучения. Учитель пытается на каждом уроке замативировать учащихся, то есть сделать новый материал для каждого учащегося лично значимым.  Объяснения нового материала учитель строит логично, интересно. Он постоянно следит за уровнем знаний всех учащихся, во время опроса учитель обращается не только к «сильным»  ученикам, но и «слабым». Так же учитель использует интересную систему оценивания: выставляя оценку за ответ учитель спрашивает ученика: «Что бы ты сам себе поставил?», и чаще всего ученики ставят себе именно ту оценку, которую им готов поставить учитель. На вопрос учителю, возникают ли у нее проблемы с родителями учащихся, учитель ответил, что нет, так как ученики осознают свои оценки и согласны с ними, так как сами «выставляют» их себе.

Проанализируем уроки второго учителя (фрагмент урока №2).

Второй учитель, на мой взгляд, общаясь с учениками придерживается авторитарного стиля общения. Познавательная активность учащихся на данном уроке низкая. В большинстве случаев на уроках учитель задает вопросы и сам же на них отвечает. Он не пытается объяснить учащимся непонятное, а продолжает объяснение дальше. Данным учителем ученик рассматривается как объект педагогического общения, а не равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого ученики «боятся» высказывать свое мнение, задавать вопросы учителю, делать самостоятельные выводы. Учащиеся проявляют свою активность только лишь по требованию учителя. Уроки этого учителя выстроены в большинстве случаев по традиционной системе обучения, хотя иногда просматриваются элементы развивающего обучения, но ученики не привыкли работать по развивающей системе обучения и поэтому эти уроки у учителя не совсем получаются. На мой взгляд, ребята смогут работать по развивающей системе обучения, если данные уроки проводить постоянно, системно. Ученики же работая с этим учителем приобретают или низкую самооценку («Ты нечего не умеешь делать», «Ты как всегда ничего не знаешь»), или агрессивно настраиваются против учителя, взгляды учителя и учеников расходятся, между ними теряется взаимопонимание, ученики чаще всего не согласны с оценками учителя, следовательно, у учителя возникают проблемы с родителями учащихся. На уроках силы учеников направлены не на усвоение знаний и собственно развитие, а на психологическую самозащиту. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, указание, поучение. Ученики данного класса характеризируется низкой успеваемостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями.

Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать с...

Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Доклады на тему: Технологии в образовании.Особенности педагогического общения.

В статьях представлены новые технологии в образоании. Например: технология проблемного обучения,игровые технологии и др. А также представлены особенности педагогического общения в системе инновационно...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....