Азбука общения
классный час по психологии (5 класс) на тему

Кошелев Василий Сергеевич

"Азбука общения" - психологический классный час в форме игрового тренинга, направленный на повышение уровня коммуникативных способностей обучающихся 5 – 6 классов и знакомство с правилами общения Дейла Карнеги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Азбука общения»

(5 – 6 класс)

ЦЕЛЬ – повысить уровень коммуникативных способностей обучающихся 5 – 6 классов.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить учеников с правилами общения Дейла Карнеги.
  2. Улучшить качество межличностного и межгруппового взаимодействия при общении.
  3. Развитие навыков общения (умения задавать вопросы и отвечать на них, построить разговор на определенную тему и т.д.).

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психолог делит 5 и 6 классы на 2 команды, в каждой команде выбирается капитан, участники придумывают название команд. Выбираются члены жюри.

- Ребята, сегодня у нас состоится состязание, посвященное правилам общения. Но сначала давайте выясним, что такое правила? (Это то, что необходимо соблюдать).

- Приготовьте по одному чистому листочку. Вот первое ваше задание: сформулируйте определение общения. Вы обсуждаете всей командой, а потом капитаны зачитают, что у вас получилось.

Команды выполняют задание, психолог оценивает их деятельность.

Психолог просит выйти одного человека из любой команды, умеющего выразительно читать. Ему предлагается текст «Злые языки…»: здесь важен экспромт. (См. Приложение 1).

- Как вы думаете, насколько важно для человека общение? Почему? (Дети отвечают).

- Верно, но просто общаться – этого мало, необходимо ещё уметь общаться правильно, чтобы не обидеть человека, не испортить с ним отношений или завоевать его дружбу. А для этого необходимо соблюдать определённые правила – правила общения. Их разработал американский учёный Дейл Карнеги. Он предложил 6 основных правил общения.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ПРАВИЛО 1: искренне интересуйтесь другими людьми.

То есть необходимо демонстрировать человеку, с которым вы общаетесь, что вы РАДЫ видеть его, говорить с ним, что он вам очень интересен как собеседник и как человек вообще.

ЗАДАНИЕ 1. Командам раздаются карточки с названием одной из ситуаций:

  1. Встреча после каникул.
  2. Встреча после болезни.
  3. Встреча давних друзей.
  4. Встреча после выходных.

Время на подготовку – 5 минут, после чего от каждой команды выходят по 2 участника и обыгрывают ситуацию.

ПРАВИЛО 2: улыбайтесь.

Улыбка в самых сложных ситуациях помогает снять напряжение и другие негативные эмоции.

ЗАДАНИЕ 2. Игра «Улыбка-комплимент»: выходят по 1 участнику от каждой команды, им необходимо улыбаться, идя навстречу друг другу, и говорить комплименты.

ПРАВИЛО 3: имя человека – это самый приятный для него звук.

Поэтому в разговоре с человеком необходимо как можно чаще упоминать его имя.

ЗАДАНИЕ 3. «Телефонный разговор». Оценивается уместность использования имени собеседника помимо частоты.

ПРАВИЛО 4: будьте хорошим слушателем.

То есть необходимо не только уметь говорить, но и уметь слушать человека, не перебивая его.

ЗАДАНИЕ 4. По одному участнику из каждой команды выходят за дверь. В это время команды получают по 2 слова (стол, машина / лампочка, велосипед). Им необходимо объяснить отсутствующему члену команды, о чём идёт речь, не называя слово, а лишь описывая его. Вошедший должен внимательно выслушать рассказчика, а затем определить, какое слово было загадано.

ПРАВИЛО 5: говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Естественно, для этого вам необходимо знать интересы человека, с которым вы общаетесь.

ЗАДАНИЕ 5. От каждой команды выходят по 2 человека, которые уверены в том, что достаточно хорошо знают интересы друг друга. Одному участнику из каждой пары задаются вопросы относительно интересов партнёра (тот заблаговременно отвечает на эти вопросы так, что ответы знает только учитель).

Вопросы:

1. 1. Любит ли … собак?

2. Чем занимается … в свободное время?

3. Какая у … любимая игра?

2. 1. Любит ли … компьютерные игры?

2. Любит ли … кошек?

3. Что делает … по вечерам?

ПРАВИЛО 6: говорите с человеком о нём самом.

То есть в процессе общения с человеком необходимо время от времени задавать ему вопросы относительно его интересов, увлечений. Причём все ваши вопросы должны иметь положительный оттенок.

ЗАДАНИЕ 6. «Горячий стул». Из каждой команды выходит по 1 человеку (желательно капитаны). Остальные члены команды по очереди задают вопросы участнику из противоположной команды, но всё это должно носить положительный характер.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Умение правильно и грамотно строить общение с окружающими людьми помогает избегать ненужных конфликтов. В завершение нашей игры, пока жюри подводит итоги, мы с вами узнаем, насколько конфликтными являемся. Для этого выполним тест «Конфликтный ли вы человек?» (См. Приложение 2).

Вот наше соревнование и подошло к завершению. Все молодцы! Всем спасибо за активность. А победила у нас команда…

Приложение 1.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ «ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА»

Однажды Ксанф предупредил Эзопа, что у него будут обедать его друзья и поэтому он должен приготовить самое лучшее, самое прекрасное, что существует на свете. Выслушав приказание, Эзоп отправился на базар, купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

— И это ты считаешь самым лучшим, — разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

— Да, — отвечал Эзоп,— именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок,— всё существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом.

На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу: «Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!»

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

— Вчера ты утверждал, что язык — самое прекрасное на свете, сегодня он оказался самым худшим! — злорадно воскликнул Ксанф.

— Совершенно верно, хозяин, — ответил невозмутимый Эзоп. — Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

Эзоп, со свойственным ему остроумием, говорил о том, что в психологии определяют как отношения и общение.

Так как люди живут в обществе, то человек постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми. И, вступая в эти отношения, он, вольно или невольно, обменивается с окружающими информацией. То есть вступает с ними в общение.

Приложение 2.

Конфликтный ли вы человек?

Гнев не уживается со справедливостью, как ястреб с голубем.

Б. Прус

Конфликтная ли вы личность? Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

Вопросы

1. В общественном транспорте начался разговор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой ваших друзей?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую по любому поводу не только виноватых, но и тех, кто их защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;

б) только по принципиальным вопросам;

в) споры — моя стихия.

4. Как вы реагируете на то, что кто-то обходит вас в очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б) сухо сделаю замечание;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь грубых выражений!

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась...

а) промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8. Не повезло в игре. Как вы к этому относитесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш надолго испортит мне настроение.

Обработка результатов

Теперь подсчитайте набранные очки: за каждое «а» начислите себе 4 очка, за «б» — 2, за «в» — 0 очков.

От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас считают человеком гибким, способным легко адаптироваться к ситуации. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 10 до 20 очков. Многие считают вас человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете вы, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

Менее 10 очков. Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Вы любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.


Литература

  1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей. – Мн.: Современный литератор, 2004.
  2. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.Ф. Тесты для подростков. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
  3. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Психология / Е.В. Селезнева; Худож. Н.Е. Щербаков. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»

Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...

Азбука общения.

Об основных правилах общения....

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Азбука общения

Использовала для открытого классного часа в 7 классе...

Азбука общения презентация

Презентация к классному часу...

Классный час "Азбука общения"

Классный час для 5 класса....

классный час "Азбука общения"

Цель классного часа: развитие умения сотрудничать в команде, развитие самоуважения и уважения к другим. Проводится в игровой форме, присутствуют элементы тренинга и этической беседы....