Программа предпрофильного курса "выбор профессии"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему

Маренюк Наталия Михайловна

Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выбор профессии67 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Пояснительная записка

к программе  предпрофильного кура

«Выбор профессии»

       Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными  особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути.   

Продолжительность курса 17 часов.

Цели и задачи курса:

  • Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся, благодаря знаниям о себе и мире профессий.

  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся; формирование потребности в самопознании, умений соотносить свои индивидуальные особенности  с требованиями профессии и объективно оценивать личностные качества.

Система предпрофильной подготовки:

  • Диагностический блок (анкетирование, тестирование)

  • Информационный блок

  • Коррекционно- развивающий блок с использованием активных методов профориентации

  • Рефлексия

2. Проектируемые результаты обучения:

  • Дать знания о требованиях - характеристиках различных профессий, о мире профессий.

  • Выработать умение соотносить свои возможности с требованиями профессий.

  • Отработать навыки принятия решения.
  • Использовать в профессиональном самоопределении сведения о путях получения профессионального самообразования

3.Тематическое планирование учебного материала

Содержание занятий

Кол-во

часов

1.

1. Соотнесение индивидуальных особенностей

с требованиями профессии к человеку.

1

Определение уровня тревожности по методике Кондаша

2.

Способы саморегуляции. Диагностика по методике ШТУР.

1

3.

Диагностика по методике ШТУР

1

4.

Профориентация и профпригодность: историческая справка.

1

5.

Слагаемые  творчества, особенности работоспособности

1

6.

Практические задания «Познай себя»

1

7.

Диагностика профессиональных склонностей по методике Л.А. Йовайши.

1

8.

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

9.

2. Структура, психология принятия решения о выборе профессии

1

Эмоциональные состояния личности

10.

Здоровье и выбор профессии

1

11.

Определение жизненных ценностей.

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

12.

Анализ профессий

1

13.

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

14.

«Секреты» выбора профессии

1

15.

Социально-психологический портрет современного профессионала.

1

16.

3. Заключение

1

 Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели

17.

Анкетирование «Подготовка к будущей профессии».

Профориентационный кроссворд.

1

     Рациональность и обоснованность распределения учебного материала заключается в том, что программа составлена в соответствии с поставленными целями.

4. Методы и практическая направленность содержания обучения.

 Методы обучения, применяемые при изучении программы.

    Занятия проходят в виде уроков, включающих беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с теоретическими сведениями по основам профессиоведения.

     На занятиях применяются:

  • профорентационные игры, способствующие выявлению  отношения учащихся к разным профессиям; анкетирование, позволяющее определить рейтинг жизненных ценностей учащихся и роль подготовки к будущей профессии,
  • компьютерная диагностика личностных особенностей развития, профессиональных склонностей, интересов учащихся.

Практическая направленность содержания

 и процесса обучения:

  • Использование активных методов – профориентационных игр, помогающих синтезировать знания учащихся о мире профессий и выявлению отношения учащихся к разным профессиям.

  • Применение диагностики, способствующей определению профессиональных склонностей, интересов.

  • Проведение практических заданий «Познай себя», дающих возможность подкорректировать соотношение личных возможностей учащихся с требованиями профессии.

5. Критерии оценивания. Реалистичность, актуальность и новизна программы.

Критерии оценивания:

  • Зачетная система оценки за работу учащихся на занятиях.
  • Анкетирование учащихся «Подготовка к будущей профессии»
  • Обобщение теоретических знаний о мире профессий в практическом задании «Профориентационный кроссворд».

Реалистичность программы

   Продолжительность курса с точки зрения времени, которое отведено на его реализацию является оптимальным и не требует корректировки.

Актуальность и новизна содержания программы

  Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, 10 – 15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

   Эффективность внедрения предпрофильного курса «Выбор профессии» на базе общеобразовательной школы дает уникальную возможность учащимся расширить свои знания в области профессионального самоопределения, получить профориентационную консультацию.

Рекомендуемая литература

  1. Абдуллаева Ш.П., Никонова О.Б. Как выжить абитуриенту и первокурснику? – С.- Петербург, 2003 г.
  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы.-С.- Петербург, 2003 г.
  3.  Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся (6-11 кл.)- Москва, 2004 г.
  4. Мир профессий: Человек- техника, сост. В.Е. Гаврилов.

     М.: Мол. Гвардия, 1987 г.

  1. Мир профессий: Человек – знаковая система, сост. С.Н. Левнева,-

     М.: Мол. Гвардия, 1986 г.

  1. Мир профессий: Человек – человек, Сост. Р. Каверина.-

    М.: Мол. Гвардия, 1986 г.

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- Москва, 1996 г.
  2. Твоя профессиональная карьера: учеб. пособие для 8-11 кл. общеобр. учрежд. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной,

     М.: Просвещение, 2000г.

9. Твоя профессиональная карьера: учебное издание, программы общеобр. учрежд. под ред. С.Н. Чистяковой, М.А.Холодной, Т.И. Шалавиной, М.: Просвещение, 2006г

  1. Энциклопедия для детей. Выбор профессии, глав. Ред. Е. Ананьева.-          

     М.:Аванта+, 2003 г.

Компьтерные диски

  1. Психологические тесты (Пси- кориус, Медиа- Хауз), 2002г.
  2. Психологическое тестирование детей и подростков для школьных психологов и родителей, 2002г.
  3. Профессиональное тестирование, кадры решают все, 2002г. (методики: выявление интересов личности; коэффициент импульсивности и ригидности; структуры темперамента, опросник В.М. Русалова, сам себе психолог).

Программно- методическое обеспечение

Программа

Учебники и учебное пособие

 Обеспечение

Примечание

«Я и моя профессия», автор Г. Резапкина, факультативный курс для учащихся 9 классов, «Школьный психолог»

Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда, Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы,- С.-Петербург, 2000г.

Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений, под ред.

С.Н. Чистяковой,

Т.И. Шалавиной,

М.: Просвещение, 2000 г.  

Твоя профессиональная карьера: Учеб. изд. Программы общеобр. учрежд., под ред.

С.Н. Чистяковой, М.А. Холодной,

Т.И. Шалавиной,

М.: Просвещение, 2006 г.

22 экз.

2 экз.

1 экз.

Издание осуществлено по заказу Департамента федеральной государственной службы занятости населения по ХМАО

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Проектируемые результаты обучения

3.  Тематическое планирование учебного материала

4. Методы  и практическая направленность содержания обучения.

5. Критерии оценивания. Реалистичность, актуальность и новизна     программы.

6. Рекомендуемая литература.

7. Программно- методическое обеспечение.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя школа №3»

____________В.М. Маренюк

Предпрофильный курс

«Выбор профессии»

для учащихся 8 классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса "Юридическая профессия в современном мире"

Курс «Юридическая профессия в современном мире» адресован тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего образовательного пути и задумывается над будущей профессией.Курс предназначен для учащихся 9...

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

Рабочая программа предпрофильной подготовки по профессии "Цветовод"

Рабочая  программа предпрофильной подготовки по профессии «Цветовод», разработана на основании: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в с...

Программа предпрофильной подготовки по курсу «Путь к профессии»

Своевременная и оперативная работа по профессиональному самоопределению школьников, в том числе учащихся 9-х классов, позволит выстроить работу по организации профильного обучения и дальнейш...

Рабочая программа предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Рабочая программа предпрофильной подготовки  «Я и моя профессия » для 8 класса составлена:в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобраз...