Как сохранить здоровье обучающихся в образовательном процессе
методическая разработка по психологии на тему

Жутикова Любовь Сергеевна

Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Главной задачей гимназии является создание здоровьесберегающей образовательной среды, что возможно через психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Высокий уровень эмоциональной культуры педагога, его эмоциональная устойчивость повышает  эмоциональное благополучие школьников, а глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Семья, школа и ребенок рассматриваются как части развивающейся системы.

В данной работе представлен интегрированный подход к созданию комфортной образовательной среды в учебно-воспитательном процессе гимназии через внедрение  психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, что обеспечит  воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия,

г. Советский 

«Как сохранить здоровье обучающихся в образовательном процессе»

/Психологический аспект/

Подготовила:

педагог-психолог

Жутикова Любовь Сергеевна

г. Советский, 2014


Актуальность

Понятие “здоровье” охватывает, как минимум, три сферы жизнедеятельности ребенка: психологическую, физическую, социальную. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Однако за годы обучения количество абсолютно здоровых детей сокращается в 4-5 раз, увеличение учебной нагрузки в школе третьей ступени приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, и лишь 20-25% выпускников остаются здоровыми. Можно сказать, что субъективно ребенок «психически не болен, но и психологически уже не здоров».

Существенными противоречиями современного образования являются:

  • увеличение учебно-воспитательных нагрузок,
  • повышение требований и все возрастающая интенсификация учебного процесса в связи с нарастанием информационных потоков,
  • достаточно высокий уровень загруженности учащихся,
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников,
  • преждевременное начало дошкольного систематического обучения,
  • выраженный запрос родителей на высокий уровень обучения и ориентированность выпускников на поступление в вузы,
  • недостаток физической активности учащихся, с одной стороны  приводят к гиподинамии и ухудшению здоровья детей и подростков, снижению работоспособности, нарушению смысложизненных основ становления человека с другой стороны,

Кроме основных противоречий в современном образовании проявляется и ряд сопутствующих, вытекающих из специфики образовательного процесса и среды нашей гимназии:

  • желанием учителя быть полезным и неудовлетворенностью тем, чего он в реальности достигает;
  • затраченные усилия педагогов на достижение высоких результатов как собственных, так и учащихся не всегда оправдываются;
  • ощущение нарастания сложных задач при работе с детьми, не отвечающим ожиданиям общеобразовательной системы, и далеким от идеального психофизическим и эмоциональным его состоянием и «тающими» день ото дня собственными силами;
  • ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся, их родителей не являются приоритетными;
  • несоответствие идеального «образа родителя» - справедливого, чувствующего, мудрого, все понимающего, поддерживающего, готового протянуть руку помощи и реально существующего.

Основой здоровьесберегающей образовательной среды в нашей гимназии является интегрированный подход и практическая деятельность всех участников образовательного процесса по трем ведущим направлениям, обеспечивающим получение продуктивных результатов в работе с детьми, педагогами, родителями. Семья, школа и ребенок рассматриваются как части развивающейся системы, предназначением которой является  оптимальная социализация ребенка в современное общество, что возможно через создание комфортности образовательной среды.

Высокий уровень эмоциональной культуры педагога, его эмоциональная устойчивость повышает  эмоциональное благополучие школьников, а глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.

«Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/, т.е. оно определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.

Из перечисленных противоречий, проблем и результатов исследований вытекают цели и задачи психологической службы гимназии.

Цели: психологическое здоровье ребенка и психологическая поддержка педагогов и родителей в образовательном процессе.

учащиеся

педагоги

родители

Основные задачи:

  • формировать у учащихся потребность в самопозна-нии и саморазвитии;
  • формировать способность обучающихся к социальной адаптации: гибкость мышления,  коммуникабель-ность,  предприимчивость, терпимость, способность принимать решения и отвечать за них, умение отстаивать свою точку зрения, корректность, умение видеть чужие проблемы и понимать их, уравновешенность, умение стойко переносить неудачу;
  • формировать принципы и подходы к выбору жизненного пути учащихся (профессиональный выбор);
  • формировать у педагогов умения, являющиеся базовыми в реализации коммуникативной компетентности /компетентного, бесконфликтного общения/;

  • повысить  психолого-педагогическую компетентность родителей о возрастных, характерологических особенностях их детей, их личностном развитии, основными способами бесконфликтного общения,  улучшения детско-родительских отношений, психологического климата в семье.

  • расширить арсенал средств и методов саморегуляции у родителей, детей, педагогов;
  • создать условия для развития эмоциональной устойчивости педагогов (развития эмпатии, снижения агрессивности, эмоциональной выразительности), а также для поддержания оптимальной работоспособности, накопления и мобилизации ресурсов психики для самостоятельного решения собственных проблем;

Вспомогательные задачи:

  • создание атмосферы доверия, взаимопонимания, сотрудничества при взаимодействии со всеми участниками;
  • максимальное использование методов диалогического общения, практических методик при организации занятий с детьми и педагогами, родительских собраний;
  • использование на протяжении всех занятий с детьми разнообразных диагностических приемов и методов корректировки процессов обучения.

Предполагаемый результат психологического здоровья учащихся

Снижение:

  • уровня школьной и социальной дезадаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов;
  • уровня школьной и личностной тревожности;
  • числа детей, склонных к правонарушениям и асоциальному поведению;
  • числа учащихся с отрицательной школьной мотивацией (с негативным отношением к школе);
  • количества конфликтов в гимназии во взаимодействии «учитель - ученик», «учитель- родитель», между учащимися, родителями и их детьми решаемых в эмоционально - агрессивной форме;
  • психологических причин нарушения личностного и социального  развития, антисуицидаль-ных факторов.

Повышение: 

  • эмоционального благополучия ребенка, в его взаимоотношениях со сверстниками, и в целом классного коллектива;
  • уровня  успеваемости;
  • уровня знаний по сохранению и развитию своего физического, психического и социального здоровья;
  • уровня терпимости, сдержанности по отношению к особенностям других людей (толерантности);
  • адаптивных возможностей к школьным условиям обучения, социуму;
  • психологической компетенции педагогических кадров;
  • уровня психологической культуры всех участников УВП.
  • уровня стрессоустойчивости учащихся;

Увеличение: 

  • количества учащихся с положительной самооценкой и направленностью личности;
  • числа учащихся с положительной учебной мотивацией и потребностью к познавательной деятельности;

 

Основной способ достижения цели - внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназии психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, которые обеспечат воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья. 

Методы, средства: 

  • систематические  циклы психологических занятий по повышению эмоциональной устойчивости и бесконфликтного общения,  
  • выступление педагогов-психологов на педагогических советах,
  • проведение семинаров-практикумов,  родительских собраний,
  • индивидуальные консультации по решению конкретных проблем.


Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической деятельности по направлениям работы

Направления деятельности

катего

рия участни-ков

программно-методическое обеспечение (программы, механизмы, алгоритмы реализации)

результативность

деятельности

1.Развитие адаптационных возможностей первоклассников

будущие первоклассники, первоклассники

  1. Сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс адаптации первоклассников.
  2. Программа «Школа развития для будущих первоклассников», составлена педагогами-психологами Белокрыловой Т.С., Жутиковой Л.С., при участии учителя-логопеда Петрович О.Д. Рецензирована доцентом Центра коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО РФ, кандидатом психологических наук, М.М.Семаго.
  3. Разработан и реализуется «Механизм взаимодействия специалистов в адаптационный период первоклассников».

уменьшение на 50 % количества 1-классников с ВД (возможной дезадаптацией)  (85% учащихся -А (адаптированы), 11%-ВД, 4% -ДА - дезадаптированы).

В целом  адаптация для 102 чел. 1-х классов – благополучная.

2.Развитие адаптационных возможностей пятиклассников

3.Социально-психологическая адаптация десятиклассников

пятиклассники

десятиклассники

1. Программа адаптации учащихся первых, пятых, десятых классов в ОУ.

2. «Механизм взаимодействия специалистов в адаптационный период».

3. Скомплектован пакет диагностического инструментария, направленный на изучение социально-психологической адаптации, уровня познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний на уроках, развития межличностных отношений, направленности личности, степени удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива.

4. Программа обеспечения преемственности в адаптационный период учащихся 1, 5, 10 классов

МБОУ гимназии г. Советский  на период до 2015 года. Составители: зам.директора по УВР Лодягина И.В., педагог-психолог Жутикова Л.С.

  • увеличение на  36%   адаптированных пятиклассников,  73% адаптированы,  с возможной дезадаптацией – 25% (что меньше на 45% по сравнению с прошлым годом), 2% учащихся дезадаптированы.
  • 100% 10-классников адаптированы на среднем уровне, у 62 % познавательная активность на уроках  выше среднего, негативные эмоциональные переживания испытывают  38% (5 чел.); статусная структура и социально-психологический климат в коллективах 10а,б классов - благополучный,  ситуация для развития личности - благоприятная. Большая часть учащихся направлена на дело.

4. Психологичес-кое сопровождение учащихся в период подготовки к ОГЭ,  ЕГЭ

9, 11- классники

1. Механизм психологического сопровождения выпускников, их родителей и педагогов в период подготовки к ЕГЭ, ОГЭ

2. План сопровождения выпускников 9 и 11 классов, их родителей и педагогов в период подготовки к экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ.

  • Единые информационные дни ОГЭ, ЕГЭ, все выпускники знакомы с процедурой проведения экзаменов;
  • цикл занятий с выпускниками на уроках психологии по теме: «Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ (9 часов), ОГЭ (4 часа), направленных на овладение навыками самоконтроля и самоорганизации, саногенного поведения, направленного на здоровьесбережение, уровень тревоги в пределах нормы;
  • психологическое просвещение родителей о составляющих психологической готовности детей к экзаменам.
  • родители, педагоги, готовые создать комфортные условия для подготовки и успешной сдачи экзаменов.

5. Профилактика психоэмоционального напряжения и повышение адаптации к окружающим условиям

учащиеся,

педагоги, родители

1. Программа «ИБИС» - игровое биоуправление и саморегуляция. Разработана научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ» г.Санкт-Петербург, институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН,  г. Новосибирск. /Патент на изобретение № 2124370/. Реализуется педагогами-психологами гимназии

  1. Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних «Рука в руке». Составитель: Подоксенова И.В., педагог-психолог гимназии.
  2. Программа «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Разработчик программы – педагог-психолог Жутикова Л.С., рецензент - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин РГСУ Филиппова А.Б.
  • Уроки психологии по темам «Формирование у учащихся позитивного образа Я (5, 9-11 кл.)», «Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1кл.), «Дружба» (5 кл.), «Смысложизненные ориентации старшеклассников» (10 кл.), тренинг осознания своих чувств и эмоций (10 кл.), способы снятия нервно-психического напряжения в период подготовки к ЕГЭ, ГИА. Результат занятий: отработка личностных проблем, снижение уровня нервно-психической напряженности и тревожности, формирование навыков саморегуляции; адаптивное поведение;
  • увеличение индивидуальных консультаций на  7% с учащимися, 28% с педагогами; ГК (групповых консультаций) – с детьми на 38% по проблемам   поведения, эмоционального состояния, взаимоотношений; развитие познавательной сферы, коррекция страхов.

6. Психологичес-кое образование школьников.

учащиеся 5-11 кл.

(225 человек)

  • Программа курса «Психология с 5-11 классы», рецензирована кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой практической психологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Рецензирована доцентом Центра коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО РФ, кандидатом психологических наук, М.М.Семаго.

овладение учащимися способов самопознания и методов саморегуляции, навыками конструктивного решения проблемных ситуаций, расширение  техник бесконфликтного общения,  профилактика возникновения негативных состояний психики.

7. Формирование готовности учащихся к профессионально-му самоопределе-нию.

учащиеся

1-11 кл

1. Программа профессионального самоопределения для учащихся 1-11 классов /психологический аспект/. Составлена педагогами-психологами Жутиковой Л.С., Подоксеновой И.В.

2. Программа профессиональной ориентации школьников МБОУ гимназии г. Советский. Победитель (Диплом II степени) в VII Всероссийском творческом конкурсе «Таланты России 2014» в номинации «Педагогические работы». Разработана педагогами-психологами Жутиковой Л.С., Подоксеновой И.В.

3. «Программа к курсу «Психология. Уроки выбора профессии» 9 класс» (Подоксенова И. В.).

увеличение числа учащихся (402 чел.), охваченных работой по профессиональному самоопределению на 14% по сравнению с прошлым годом за счет использования диагностического компьютерного тестового  комплекса «Профориентатор» -  70  учащихся 9 классов (100%).

8. Психологичес-кое сопровожде-ние одаренных детей в условиях гимназического образования

учащиеся 1-11 кл

  1. Программа «Одаренный ребенок» как блок Программы развития МБОУ гимназии «Реализация гимназического образования в условиях образовательного учреждения». Составлена зам.директора по УВР Лодягиной И.В., педагогом-психологом гимназии Жутиковой Л.С.

Результаты ДО (диагностического обследования)  75 учащихся  из трех 4-х классов при наборе учащихся в 5 гимназические классы показывают следующее:

  • 31% обучающихся с уровнем умственного развития соответствующим среднеста-тистическому нормативу,
  • показатели 42% учащихся находятся в зоне, стремящейся к норме,
  •  у 27% возможны трудности с усвоением учебной программы;
  • уровень математического мышления преобладает над вербальным;

  1. Составлена Циклограмма психологической диагностики учащихся для проведения мониторинга  развития учащихся (Составители: Жутикова Л.С., Подоксенова И.В.)

  • 34% четвероклассников с хорошо сформированной учебной мотивацией,
  • у 11% детей – низкая мотивация.

Готовность детей к обучению в школе: у 10% дошкольников готовность к школе выше нормы, у 58% - соответствует норме, у 32% дошкольников уровень готовности ниже среднего.

9. Эмоциональная культура и коммуникативная компетентность педагога.

педагоги

1. «Программа повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа  сохранения психологического здоровья учащихся» (в новой редакции). Составлена: педагогом-психологом гимназии Жутиковой Л.С., рецензирована кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теории и практики управления образования (ТПУО) УрГПУ г. Екатеринбурга, Толстых О.А и рекомендована к использованию в качестве учебной программы дополнительного образования  педагогического персонала. Статья «Эмоциональная культура педагога как фактор повышения качества гимназического образования» опубликована в материалах IV Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования: проблемы эффективности».

повышение:

  • психолого-педагогической компетенции педагогов в решении проблем взаимоотношений с детьми, взаимопонимания с ними, психологической поддержки их в период экзаменов: семинар-практикум «Я в конфликте»,  индивидуальные консультации.
  • Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Как воспитать толерантного человека», «Причины возникновения конфликтов и пути их преодоления. Формула конфликтов».

10. Психологическое сопровождение учащихся «группы риска»

учащиеся,

педагоги

1. Разработано и введено в действие Положение о ПМПк гимназии /введено в действие пр. №155 от 31.05.2007/

2. Реализуется алгоритм сопровождения ребенка с проблемами в развитии в учебно-воспитательном процессе через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) образователь-ного учреждения.

  • Проведено: 8 ПМПк, 4 Совета по профилактике и контролю академической неуспеваемости, асоциального поведения с участием педагога-психолога; комплексное ДО, анкетирование, психологическое представление, индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса.
  • снижение количества детей Группы риска – на 50 %,  правонарушений и асоциального поведения;

(с трудностями в обучении, поведе-нии, с проблемами здоровья), профилактика правонарушений и преступлений

3. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников /психологический аспект/. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска /Пакет методических материалов/ Победитель VII Всероссийского творческого конкурса для детей и взрослых «Таланты России 2014» - (Диплом I степени) в номинации «Методические разработки».

  • увеличение на 60% психопрофилактических мероприятий, направленных на здоровьесбережение (снижение суицидального риска, употребления алкоголя и наркотиков, асоциального поведения, толерантного отношения к другим людям, индивидуально-коррекционных занятий на 80%; 

11. Психолого-педагогическое просвещение родителей

способствующее

улучшению микроклимата в семье.

родители

Составлен комплект методических разработок для проведения родительских собраний в разных формах /тренинги, групповые консультации, лекции, дискуссии, анкетирование и т.д./

увеличение на 30% количества родительских собраний в активных формах с использованием ИКТ, а также участвующих родителей на 22% (285 человек) по сравнению с прошлым годом;

повышение:

  • психолого-педагогической компетенции родителей в решении проблем взаимоотношений с детьми, взаимопонимания с ними, психологической поддержки их в период экзаменов;
  • уровня информированности родителей о влиянии молодежных неформальных объединений и субкультур на личностное развитие ребенка, его поведение в социуме – 186 всех участников;
  • востребованности в помощи психолога в решении конфликтных ситуаций на 45 %;


Выводы, проблемы, перспективы:

  1. По всем направлениям деятельности психологической службы по сравнению с 2012-2013 учебным годом отмечается положительная динамика:

увеличение

  • общего количества человек, охваченных психолого-педагогической работой – на 13%, из них: детей – на 7%, родителей – на 5%, педагогов – на 31%;
  • количества  участников образовательного процесса и проводимых мероприятий: индивидуальных и групповых консультаций на 29%, индивидуальных обследований учащихся – на 16 %.
  1. Совместно с социальным педагогом гимназии осуществляется комплексное сопровождение детей Группы риска.
  2. Стабильно осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1,5,10 классов с целью успешной адаптации к школьному обучению, а также выпускников школы в период подготовки к   экзаменам. Реализуется психологическое сопровождение одаренных детей в условиях гимназического образования.

Сложившаяся система обеспечения здоровьесбережения в образовательном процессе позволяет сделать вывод о психологическом здоровье учащихся и наличии признаков здоровой педагогической среды в гимназии:

  • эмоционально благополучный ученик в здоровьесберегающей образовательной среде;
  • педагоги и учащиеся, вооруженные психологическими средствами, обеспечивающими их самопознание, саморазвитие и самореализацию;
  • учащиеся и педагоги, чувствующие себя комфортно в стенах гимназии, т.е. с желанием учиться и учить;
  • информированный родитель о личностном развитии своего ребенка и обеспеченный способами конструктивного общения с ним.
  • у педагогов сформировано чувство самосознания и ответственности за свои профессиональные проблемы;

Литература:

  1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
  2. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М., 1992.
  3. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

«Повышение роли обучающихся в образовательном процессе с целью мотивации познавательной деятельности».

Цель: Формирование активности обучающихся, самостоятельности, личной инициативы и творчества, повышение качества учебно-воспитательного процесса.Реализации поставленной цели способствует решение следу...

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...

"Здоровье сбережение в образовательном процессе".

Здоровье сбережение в образовательном процессе...

НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

НАГЛЯДНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Являясь одним из основных институтов социализации личности, общеобразовательное учреждение  играет особую роль и в процессе формирования правовой культуры школьника, целенаправленно формируя полн...