Скорая помощь в выборе профессии
статья по психологии (9 класс) на тему
«Скорая помощь в выборе профессии» содержит основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Данный блок методик – необходимый, но недостаточный элемент психолого-профориентационного обеспечения образовательного процесса, своеобразный профориентационный минимум, который можно проводить на классных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентация | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скорая помощь в выборе профессии
Число выпускников школы в наше время приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности – одни из-за того, что не могут найти работу, другие – из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа или «за компанию». Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров – вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса.
Школьный учитель, психолог, социальный педагог, классный руководитель – все эти люди ежедневно имеют возможность влиять на своих учеников и могут вести систематическую и целенаправленную работу по сопровождению профессионального и личностного самоопределения подростка.
В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании готовности человека к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
К сожалению, учителя и психологи профильной школы до сих пор не обеспечены эффективными средствами профильной ориентации. Между тем еще пять лет назад в Московском областном центре профориентации молодежи была разработана экономичная и надежная технология групповой профориентационной работы со старшеклассниками, которая успешно применялась психологами-профконсультантами в Московской области.
«Скорая помощь в выборе профессии» содержит основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Данный блок методик – необходимый, но недостаточный элемент психолого-профориентационного обеспечения образовательного процесса, своеобразный профориентационный минимум, который можно проводить на классных часах.
1. Работа с Ориентировочной анкетой
Ориентировочная анкета многофункциональна.
Во-первых, она позволяет оценить степень готовности школьника к выбору профессии (наличие и осознанность выбора, мотивы, степень информированности о мире профессий), что необходимо учитывать в ходе предпрофильной подготовки.
Во-вторых, она выявляет профессиональные интересы и склонности.
И, в-третьих, уточняет и конкретизирует представления о мире профессий.
Работа с анкетой занимает один урок и состоит из четырех равноценных по времени и значимости этапом: мотивационная беседа, заполнение анкеты, работа с Матрицей выбора профессии и работа со Словарем профессий.
Ориентировочная анкета может применяться как самостоятельная форма профильной ориентации.
Мотивационная беседа
На этом этапе необходимо установить контакт с классом. Доверительная атмосфера может быть достигнута, если взрослый убедит ребят в ценности этой работы для них и конфиденциальности всей информации. Нежелательно присутствие на уроке представителей администрации, других учителей.
В ходе мотивационной беседы, которая не должна превышать 10 минут, учащиеся узнают о целях предстоящей работы и ее значимости для них.
Ребята! Вы заканчиваете школу в непредсказуемое время. Одно можно сказать с уверенностью - в любой экономической ситуации профессионалу легче достичь благополучия - не только материального, но и психологического, когда работа не только дает средства к существованию, но и приносит радость. Что такое профессиональная деятельность? Это деятельность, которая требует профессионального обучения на рабочем месте, на специализированных курсах или в учебных заведениях начального, среднего или высшего образования. В училищах готовят специалистов начального профессионального, в техникумах и колледжах – среднего специального, а в институтах - высшего профессионального образования.
Чтобы стать профессионалом, надо, во-первых, правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей - интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Твои возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, твои замечательные способности окажутся невостребованы.
По данным социологических исследований, более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это - потерянные годы и выброшенные на ветер деньги. При этом работодатели все меньше обращают внимания на высшее образование, качество которого снижается. Между тем их сверстники, выбравшие профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа, добиваются успеха.
Выбор профессии - это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. Для кого-то главное - гарантированное трудоустройство, для другого - высокая зарплата, кто-то получает удовольствие от работы. Что важно для тебя? Сегодня мы приблизимся к решению этого вопроса. Заполните, пожалуйста, бланк анкеты, и ответьте на все вопросы, ни с кем не советуясь. В конце урока те из вас, кто уже выбрал профессию, смогут подтвердить свой выбор или усомниться в нем, а те, кто еще не выбрал, смогут рассмотреть несколько вариантов. В конце урока вы ознакомитесь с содержанием и требованиями предполагаемых профессий.
Сразу после мотивационной беседы ребятам раздаются анкеты. Каждый учащийся заносит в анкету свои данные (имя, фамилия, школа, класс). Если у кого-то это вызывает беспокойство, следует сказать, что информация эта является конфиденциальной, то есть закрытой, и другим людям (даже родителям) может передаваться только с согласия подростка. Не будет беды, если кто-то не напишет свою фамилию. Важнее проследить, чтобы ребята ответили на все вопросы анкеты. Объясните ребятам, почему не следует ни с кем обсуждать вопросы и свои ответы: это может исказить результаты диагностики и привести к ошибочному решению.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ»
Многие молодые люди испытывают трудности в выборе профессии. Эта работа поможет тебе сделать правильный выбор. Укажи свои данные и ответь на следующие вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.
Фамилия, имя _______________________________ школа________ класс__________
- Выбрал (а) ли ты профессию? Если «да», то какую?
2. Что в ней тебя привлекает?
1) возможность трудоустройства
2) высокая зарплата
3) мода, престижно
4) мне это интересно
5) думаю, у меня есть качества, нужные для этой профессии
3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
- предмет, содержание, условия труда
- профессионально важные качества
- где можно получить эту профессию
- спрос на эту профессию на рынке труда
- медицинские противопоказания
4. Если не выбрал (а), то почему?
- плохо знаю мир профессий
- плохо знаю свои возможности
- не могу выбрать из нескольких вариантов
- не знаю, как выбирать профессию
- еще не думал (а) о выборе профессии
5. Какой объект труда тебя привлекает?
- Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники….)
- Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования…)
- Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты…)
- Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины…)
- Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись…)
- Животные и растения (дикие, домашние, декоративные…)
- Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания…)
- Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые….)
- Какой вид деятельности тебя привлекает?
- Управление (руководство чьей-то деятельностью)
- Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
- Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
- Производство (изготовление продукции)
- Конструирование (проектирование деталей и объектов)
- Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
- Защита (охрана от болезней и враждебных действий)
- Контроль (проверка и наблюдение)
Работа с Матрицей выбора профессии
После того, как все учащиеся ответили на все вопросы анкеты, им раздается Матрица выбора профессии. Матрица выбора профессии представляет собой таблицу, в которой по горизонтали указаны объекты труда, а по вертикали – виды деятельности. В клетки, образующиеся на пересечении горизонталей и вертикалей, вписаны названия профессий. В Матрице их около двухсот, что составляет примерно 1% от общего числа профессий. Но на данном этапе профессионального самоопределения их достаточно.
Только что ребята отметили в анкете предпочтительные для них предметы и виды деятельности. Поэтому они с интересом прочитают на пересечении горизонтали и вертикали названия профессий и специальностей и выпишут их для себя. Те, кто уже выбрал профессию, могут определить, насколько их выбор совпал с таблицей.
На этом этапе работы нередко происходит подтверждение первоначального выбора, вызывающее положительные эмоции («У меня совпало!»). Однако это совпадение не должно никого обольщать, так как свидетельствует только о подтверждении желания заниматься определенной деятельностью, но не возможностью. Особое внимание следует обратить на тех ребят, чей первоначальный выбор не совпал с результатами диагностики по Матрице выбора профессии. Ценность этой ситуации в том, что она активизирует процесс профессионального самоопределения, обнажает проблему выбора, давая возможность увидеть, в чем причина несовпадения. Чаще всего причиной является слабое знание своих возможностей и недостаточное информирование о содержании будущей профессии, профессионально важных качеств, медицинских противопоказаниях (Приложение).
Большинство ребят при выборе профессии руководствуется соображениями престижа, искаженными и навязанными представлениями о профессии. Поэтому в ходе знакомства с содержанием профессий нередко представлений о профессии и о себе претерпевают изменения: становятся более реалистичными и обоснованными.
Опросник профессиональных склонностей
Опросник представляет собой 24 предложения, которые надо завершить одним из тех вариантов. Простая и удобная в обработке и интерпретации, методика выявляет профессиональные склонности и степень их выраженности.
Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.
1 | А | Б | В | |||
2 | А | Б | В | |||
3 | А | Б | В | |||
4 | А | Б | В | |||
5 | А | Б | В | |||
6 | А | Б | В | |||
7 | А | Б | В | |||
8 | А | Б | В | |||
9 | А | Б | В | |||
10 | А | Б | В | |||
11 | А | Б | В | |||
12 | А | Б | В | |||
13 | А | Б | В | |||
14 | А | Б | В | |||
15 | А | Б | В | |||
16 | А | Б | В | |||
17 | А | Б | В | |||
18 | А | Б | Б | |||
19 | А | Б | В | |||
20 | А | Б | В | |||
21 | А | Б | В | |||
22 | А | Б | В | |||
23 | А | Б | В | |||
24 | А | Б | В | |||
Сумма баллов | I | II | III | IV | V | VI |
- Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение;
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в соответствующих областях науки такие людей отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к морально-волевым качествам, физической подготовке и здоровью.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка»
Материал для родителького собрания в 9 классе по проффесиональной ориентации учащихся...
Выбор профессии. Помощь выпускнику
Презентация по профориентации старшеклассников. Содержит сведения о типах профессий, тест "Определение типа будущей профессии" по методике Е. А. Климова. В результате прохождения теста учащи...
В помощь выбора профессии
Вы заканчиваете 9 класс и вам нужно выбрать дальнейший путь – куда пойти учится, кем быть? Сегодня мы с вами узнаем, какие именно профессии связаны с географией, где необходимы знания по географ...
Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни....
Профконсультационная работа "Оказание ребенку с ОВЗ помощи в выборе профессии"
Проведение работы по профессиональной ориентации со старшеклассниками Образовательного отделения:...
Профориентация, как система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе профессии
Из опыта работы по профориентации на уроках ттехнологии....
Профориентация, как система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе профессии
Профориентация, как система действий направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе профессии...