конспект урока психологии "Связь темперамента и характера"
план-конспект урока по психологии (8 класс) на тему

Никулина Елена Александровна

Работа представляет собой презентацию по психологии на тему «Связь темперамента и характера», которая включает в себя проверочные задания на знание темперамента, тест для определения типа темперамента, кроссворд для закрепления изученного материала.

 Презентация может быть использована при изучении темы «Темперамент» на уроках биологии и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_temperamenta_i_kharaktera.rar154.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буранная средняя общеобразовательная школа

Агаповского района Челябинской области

Связь темперамента и характера

конспект учебного занятия

Подготовила

 педагог-психолог высшей категории

Никулина Елена Александровна

п. Буранный

2014 г

Конспект учебного занятия.

Предмет: психология.

Класс: 8

Урок по учебному плану.

Тема урока: Связь темперамента и характера.

Номер урока по теме: 4

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели урока: 

  • Закрепить знания о темпераменте, типах темперамента;
  • Развить навыки самоанализа при осознании своих особенностей и черт характера;
  • Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от типа темперамента и характера.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Ожидаемые результаты:

Ход урока:

I. Мы с вами закончили изучение тем «Темперамент» и «Характер»

Сегодня мы проверим ваши знания по этим темам и попробуем связать понятия «Темперамент» и «Характер», определив, что же между ними общего и есть ли различия.

Очень часто люди путают эти два понятия и принимают черты характера за свойства темперамента.

Итак, тема нашего урока «Связь темперамента и характера»

II. Проверка знаний о темпераменте.

Давайте вспомним, что же такое темперамент?

Что включает в себя понятие динамика?

Назовите прилагательные, которыми можно описать темперамент?

(подвижный, активный, пассивный, медлительный, вялый, эмоционально устойчивый, эмоционально неустойчивый, вспыльчивый, уравновешенный).

Посмотрите на экран – кто этот ученый и какое отношение он имеет к нашей теме?

Назовите типы темперамента.

III. Предлагаю разделиться на две команды и поиграть в «Ассоциации» - соотнесите типы темперамента с явлениями природы

Отобразите свои ассоциации в эмблемах, не указывая типы темперамента, обменяйтесь эмблемами с другой командой – пусть они попытаются определить ваш выбор. Какой мы можем сделать вывод: почему эмблемы оказались похожими?

IV. Как вы думаете, нужно ли знание типов темперамента учителю? Для чего?

Наше следующее задание называется «Учитель» - предлагаю двум членам от каждой команды определить по характеристикам учеников типы их темперамента.

В это время мы с вами определим по слайдам, какой тип темперамента изображен на экране?

Проверка задания «Учитель».

А ученикам нужно знать тип темперамента учителя? Почему?

V. Как в повседневной жизни нам помогают знания темперамента?

Надеюсь, теперь вы проявите свои артистические способности - ролевая игра «Контролер и заяц» – нужно  обыграть ситуацию в трамвае, контролер и «безбилетник» - люди с разными темпераментами.

VI. Молодцы, вы показали хорошее знание темперамента! А что вы знаете о характере?

Что такое характер?

Когда мы можем говорить о наличии у человека определенных черт характера?

В чем, по-вашему, сходство в определении темперамента и характера?

А в чем отличие?

Проверка знаний  о чертах характера.

Игра «Аукцион» - от каждой команды – черта характера.

VII. Связь темперамента и характера.  Как мы уже говорили, темперамент больше определяется биологическими особенностями организма и психодинамическими свойствами его нервной системы.  

Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут: быстрый, подвижный, резкий, вялый, а качествами характера – трудолюбивый, ленивый, дисциплинированный, аккуратный.

Считается, что в  формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что «темперамент есть наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса».

Как вы понимаете это высказывание?

Однако особенности темперамента могут противодействовать развитию определенных сторон характера.

Флегматику, например, труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность.

Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности.

Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвиникам - постоянства.

Но, серьезно и последовательно занимаясь своим самовоспитанием, можно активно влиять на формирование своего характера.

VIII.   «Эксперты» (задание каждому) – письменно на бланках соотнести знания типов темперамента с качествами личности. Проверка выборочно – два человека  от каждой группы.

IX.    Отрывок из м/ф. «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Две команды: 1 – определяет типы темперамента героев мультфильма, 2 – черты характера.

X. Домашнее задание:    Мои черты характера: «+» и «- ».

XI. Подведение итогов. Кроссворд.

В чем связь темперамента и характера?

Темперамент, являясь врожденным, служит основой для формирования характера.

Список используемой литературы:

  • Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания / Калинингр. ун-т; Сост. Н.В. Ковалева - Калининград, 1997. - 24 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вспомним лекцию "Темперамент и характер"

Если Вы обратили внамание, темы  "Темперамент и характер" нет в учебнике. Поэтому для повторения я предлагаю Вам вспомнить материал лекции опираясь на презентацию данного урока....

Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...

Конспект урока по биологии в 8 классе " Темперамент или характер"

Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-проект (исследование)Цели урока:Обучающие1. Познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темперамен...

конспект урока истории 7 класс "Характер славянина"

Интегрированный  урок истории и чтения в 7 класс, где были обьеденены две темы:  "Восточные славяне" (история) и "Устное народное творчество"(чтение"...

Конспект урока по биологии в 8 классе " Темперамент или характер"

Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-проект (исследование)Цели урока:Обучающие1. Познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темперамен...