конспект урока психологии "Связь темперамента и характера"
план-конспект урока по психологии (8 класс) на тему
Работа представляет собой презентацию по психологии на тему «Связь темперамента и характера», которая включает в себя проверочные задания на знание темперамента, тест для определения типа темперамента, кроссворд для закрепления изученного материала.
Презентация может быть использована при изучении темы «Темперамент» на уроках биологии и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_temperamenta_i_kharaktera.rar | 154.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Буранная средняя общеобразовательная школа
Агаповского района Челябинской области
Связь темперамента и характера
конспект учебного занятия
Подготовила
педагог-психолог высшей категории
Никулина Елена Александровна
п. Буранный
2014 г
Конспект учебного занятия.
Предмет: психология.
Класс: 8
Урок по учебному плану.
Тема урока: Связь темперамента и характера.
Номер урока по теме: 4
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
- Закрепить знания о темпераменте, типах темперамента;
- Развить навыки самоанализа при осознании своих особенностей и черт характера;
- Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от типа темперамента и характера.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ожидаемые результаты:
Ход урока:
I. Мы с вами закончили изучение тем «Темперамент» и «Характер»
Сегодня мы проверим ваши знания по этим темам и попробуем связать понятия «Темперамент» и «Характер», определив, что же между ними общего и есть ли различия.
Очень часто люди путают эти два понятия и принимают черты характера за свойства темперамента.
Итак, тема нашего урока «Связь темперамента и характера»
II. Проверка знаний о темпераменте.
Давайте вспомним, что же такое темперамент?
Что включает в себя понятие динамика?
Назовите прилагательные, которыми можно описать темперамент?
(подвижный, активный, пассивный, медлительный, вялый, эмоционально устойчивый, эмоционально неустойчивый, вспыльчивый, уравновешенный).
Посмотрите на экран – кто этот ученый и какое отношение он имеет к нашей теме?
Назовите типы темперамента.
III. Предлагаю разделиться на две команды и поиграть в «Ассоциации» - соотнесите типы темперамента с явлениями природы
Отобразите свои ассоциации в эмблемах, не указывая типы темперамента, обменяйтесь эмблемами с другой командой – пусть они попытаются определить ваш выбор. Какой мы можем сделать вывод: почему эмблемы оказались похожими?
IV. Как вы думаете, нужно ли знание типов темперамента учителю? Для чего?
Наше следующее задание называется «Учитель» - предлагаю двум членам от каждой команды определить по характеристикам учеников типы их темперамента.
В это время мы с вами определим по слайдам, какой тип темперамента изображен на экране?
Проверка задания «Учитель».
А ученикам нужно знать тип темперамента учителя? Почему?
V. Как в повседневной жизни нам помогают знания темперамента?
Надеюсь, теперь вы проявите свои артистические способности - ролевая игра «Контролер и заяц» – нужно обыграть ситуацию в трамвае, контролер и «безбилетник» - люди с разными темпераментами.
VI. Молодцы, вы показали хорошее знание темперамента! А что вы знаете о характере?
Что такое характер?
Когда мы можем говорить о наличии у человека определенных черт характера?
В чем, по-вашему, сходство в определении темперамента и характера?
А в чем отличие?
Проверка знаний о чертах характера.
Игра «Аукцион» - от каждой команды – черта характера.
VII. Связь темперамента и характера. Как мы уже говорили, темперамент больше определяется биологическими особенностями организма и психодинамическими свойствами его нервной системы.
Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут: быстрый, подвижный, резкий, вялый, а качествами характера – трудолюбивый, ленивый, дисциплинированный, аккуратный.
Считается, что в формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что «темперамент есть наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса».
Как вы понимаете это высказывание?
Однако особенности темперамента могут противодействовать развитию определенных сторон характера.
Флегматику, например, труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность.
Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности.
Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвиникам - постоянства.
Но, серьезно и последовательно занимаясь своим самовоспитанием, можно активно влиять на формирование своего характера.
VIII. «Эксперты» (задание каждому) – письменно на бланках соотнести знания типов темперамента с качествами личности. Проверка выборочно – два человека от каждой группы.
IX. Отрывок из м/ф. «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Две команды: 1 – определяет типы темперамента героев мультфильма, 2 – черты характера.
X. Домашнее задание: Мои черты характера: «+» и «- ».
XI. Подведение итогов. Кроссворд.
В чем связь темперамента и характера?
Темперамент, являясь врожденным, служит основой для формирования характера.
Список используемой литературы:
- Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания / Калинингр. ун-т; Сост. Н.В. Ковалева - Калининград, 1997. - 24 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вспомним лекцию "Темперамент и характер"
Если Вы обратили внамание, темы "Темперамент и характер" нет в учебнике. Поэтому для повторения я предлагаю Вам вспомнить материал лекции опираясь на презентацию данного урока....
Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе
Комбинированный урок с консультативным выступлением психолога школы....
Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»
Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...
Конспект урока по биологии в 8 классе " Темперамент или характер"
Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-проект (исследование)Цели урока:Обучающие1. Познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темперамен...
конспект урока истории 7 класс "Характер славянина"
Интегрированный урок истории и чтения в 7 класс, где были обьеденены две темы: "Восточные славяне" (история) и "Устное народное творчество"(чтение"...
Конспект урока по биологии в 8 классе " Темперамент или характер"
Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-проект (исследование)Цели урока:Обучающие1. Познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темперамен...