"Как помочь подростку выбрать будущую профессию. Результаты профориентационной диагностики"
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме

Баталова Светлана Викторовна

 

На родительском собрании  идёт речь о трудностях профессионального самоопределения,  и даётся ответ на вопрос Кто же несёт ответственность в таком непростом деле?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание для параллели 8-х классов.

«Как помочь подростку выбрать будущую профессию»

Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» приходится задавать себе каждому. И здесь главное – не растеряться, соорентироваться и сделать правильный выбор, соответству-ющий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

     Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь незначительная часть обучающихся имеет твёрдые профессиональные намерения. Большая часть вообще не задумывается о своих профессиональных планах. Некоторые дети не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе, их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую, так или иначе, надо решать.

     Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразиться на благополучии и комфорте подростка, как в эмоциональном, так и в личностном планах.

     Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, высокооплачиваемую работу. Кроме того, у нас есть определённое представление о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с ними нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, кокой жизненный путь будет для них предпочтительнее.

     Кто-то из родителей считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремиться показать преимущества и недостатки той или иной работы.

     Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор профессии?

    Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

     Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют непол-ный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии.

     И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решать, какая профессия  будет для сына или дочери оптимальной.

     Возможно, с определённой точки зрения это действительно так, но в ситуации, когда мы взрослые целиком берём на себя ответственность за профессиональное самоопределение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию выбрал он не сам, то он и учится  не для себя, учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

     Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.

     Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, какой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.

     Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Опыт подобного общения поможет, как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

     Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к своей работе, как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой и наоборот.

     Важно понимать, что выбор, который делает ребёнок сейчас, не окончателен. Никто не знает как измениться наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что те профессии, которые в настоящее время оплачиваются  достаточно высоко, совсем не будут таковыми или наоборот. Многие из нас меняют профессию в течение жизни по разным причинам. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот ни другой путь не является единственно правильным. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может через некоторое время их предпочтения изменяться. В любом случае остаётся возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был осуществлён неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

     И наконец, самое главное для подростков, как бы они не стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой путь он бы не выбрал. Это ощущение придаёт уверенности в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

При выборе профессии необходимо учитывать:

-желания, интересы, склонности личности – «Хочу»;

-человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности (характер, темперамент, состояние здоровья, материальную обеспеченность семьи) – «Могу»

- потребности рынка труда в кадрах – «Надо»



Подписи к слайдам:

ХОЧУ
НАДО
МОГУ
ФАКТОР «ХОЧУ»
Интересы – желание что- либо узнать новое.Склонности – желание что-либо сделать.
ФАКТОР «МОГУ»
Возможности личности:Способности – технические, организаторские, коммуникативные.Уровень знаний – умения по определенным предметам (тренер – физкультура, программист – математика)Психологические особенности личности – особенности темперамента, качества характера (продавец- общительный, переключение внимания, устойчивая нервная система)Состояние здоровья
ФАКТОР «НАДО»
Кому надо?Потребности рынка труда в кадрах
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Все работы хороши, выбирай на вкус!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

Рекомендации для родителей подростков, которые еще не выбрали свою будущую профессию....

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Как говорил Маяковский «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как ...

Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?

Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?...

Родительское собрание «Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»

Данная разработка предназначена для проведения родительского собрания профориентационной направленности....

Буклет "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ПОМОГАЮЩИМ ШКОЛЬНИКУ ВЫБРАТЬ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ"

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,  ПОМОГАЮЩИМ ШКОЛЬНИКУ  ВЫБРАТЬ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ...

Как помочь подростку выбрать профессию: современный подход

Как помочь подростку выбрать профессию: современный подход...