Проект "Школьная служба медиации"
проект по психологии на тему

       В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий 
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

     Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

     В нашей школе в мае 2014 года была создана рабочая группа для создания проекта создания службы медиации.

    Цель проекта: создание школьной службы медиации, обеспечивающей защиту прав детей и создающую условия 
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов, в соответствии со спецификой МБОУ «Ляховская СОШ».

      На первом этапе проекта необходимо познакомиться с правовой основой организации службы в образовательных учреждениях. Основными являются следующие документы:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.     Семейный кодекс Российской Федерации.

4.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федераци».

5.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании 
в Российской Федерации».

6.     Конвенция о правах ребенка.

7.     Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.

8.     Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

    На основе этих документов необходимо разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации. Очень важно на этом этапе пройти специализированное обучение.

   На втором этапе  стоит задача о развитии межведомственных взаимодействий и налаживании информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.

    На третьем этапе необходимо создать инфраструктуру, которая  необходима для организации программ примирения.

    На четвертом этапе очень важно организовать очень сильную рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения. Основной целью этой кампания является популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

    На следующем этапе необходимо выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.

    Этих пяти этапов достаточно, для начала становления школьной службы медиации. Далее приказом директора образовательного учреждения назначается руководитель  службы, который сможет регулировать ее работу и вести соответствующую документацию.

   Если пройдены все этапы становления службы, то можно смело приступать к организации  тренингов школьных команд по освоению техник переговоров и самим процедурам медиации.

   Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»:

-недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса;

-недостаточное финансирование;

-недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.

    Показатели результативности проекта являются:

-снижение конфликтных ситуаций, обсуждаемых на школьных советах и т.д.;

-эффективно проведенные программы примирения;

-постоянное активное функционирование службы.

    Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ляховская СОШ»

Примирительный договор.

  1. Имя, фамилия, отчество участников конфликта.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мы провели встречу, на которой обсудили следующую ситуацию

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и договорились, что

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы Примирения об их успешном завершении будет

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время) 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана  администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече, медиатор никому сообщать не будет.
  2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.

Фамилии, имена и подписи

участников встречи; дата                                                            

_____________________________                    ___________________________    

_____________________________                    ___________________________

_____________________________                    ___________________________

_____________________________                    ___________________________



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МБОУ «ЛЯХОВСКАЯ СОШ»

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Начат:_______________________

Окончен_____________________

Ответственный_________________________________________________

__________________________________________________

пр-мы

Содержание программы

Дата поступления запроса

От кого поступил запрос

Ведущий модератор

Дата примирит. встречи

Результат



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ляховская СОШ»

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Куратор, получивший информацию:

Источник информации о ситуации (ФИО, должность, контактные данные)

Дата передачи дела куратору

Информация о сторонах

(ФИО, возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс)

Сторона конфликта

Сторона конфликта

Представитель

Представитель

(кем приходится, адрес, телефон)

(кем приходится, адрес, телефон)

Дата ситуации

Описание ситуации

Дополнительная информация для ведущего (медиатора)

Ведущий, принявший дело

Дата передачи дела ведущему

Примирительная встреча

Дата проведения встречи

Дата написания отчета

Не проведена (причина)



Предварительный просмотр:

 

                                                         Количественный мониторинг деятельности школьной службы примирения за 2014-2015 уч.г.

Образовательное учреждение

Количество медиаторов

Количество поступивших случаев

Количество завершённых программ

Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП)

Общее количество участников программ

взрослых

подростков

Зарегистрировано в образовательном учреждении

Зарегистрировано в КДНиЗП

Зарегистрировано в ОПДН (полиция)

ВСЕГО

Медиация

Школьная конференция

Круги сообщества

ВСЕГО

взрослых

подростков

ВСЕГО

МБОУ «Ляховская СОШ»



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ляховская СОШ»

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Служба примирения является структурным под разделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3. Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы разрешения конфликта и/или меры воздействия.

1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения, если не выявлено претендентов на медиаторов среди учащихся.

1.5. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, Государственной программы Владимирской области «Обеспечение общественного порядка и профилактики правонарушений во владимирской области на 2013-2014 г.г.», а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национально стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» ФГОС основного (полного) образования и стандартами восстановительной медиации от 2009 года.

2. Цели и задачи службы примирения.

2.1. Целями службы примирения являются:

2.1.1. Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы).

2.1.2. Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.1.3. Организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

2.2. Задачами службы примирения являются:

2.2.1. Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

2.2.2. Обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности.

2.2.3. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.

3.1.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования службы примирения.

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 8-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся 1-7  классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).

4.2. Руководителем (куратором) службы может быть заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.

4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения.

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения,

родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.

5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций  проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы, также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.

5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор и другие взрослые участники службы примирения принимают участие в проводимой программе.

5.9. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.11. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.12. При необходимости, служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).

5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).

5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается, по возможности,   информировать и привлекать родителей к участию в медиации (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации без их участия является обязательным).

5.18. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

5.19. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, взрослые медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется Федеральным законом № 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»  и не рассматриваются на школьной службе медиации.

5.20. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных».№ 152-ФЗ.

6. Организация деятельности службы примирения.

6.1. Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.

6.3. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.4. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей.

6.5. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.

6.6. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

6.7. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

6.8. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

6.9. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.10. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.11. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.

7.3. Вносимые изменения не должны противоречить стандартам восстановительной медиации.



Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

социальных проектов профилактической направленности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ляховская средняя общеобразовательная школа»

с. Ляхи  Меленковского района Владимирской области

Социальный проект

 «Школьная служба медиации»

                           Авторы проекта: Педагог -психолог Скалина С.Ю.

                           Заместитель директора по ВР  

                                                                                            Лазарава М.Л.

                                                                 2014 год

Содержание.

  1.  Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба медиации………………………………………………………………..   3
  2. Правовая основа организации служб школьной медиации 
    в образовательных организациях……………………………………… 5
  3. Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»…... 6
  4. План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба медиации» на 2014-2017 г.г. ……………………………………………7
  5. Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»………………………………………………………………..10
  6. Показатели результативности проекта………………………………....10
  7. Жизнеспособность проекта……………………………………………..10
  8. Ресурсное обеспечение………………………………………………….11
  9. Литература……………………………………………………………….13
  10. Приложения.

        

 Проект «Школьная служба медиации».

Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба медиации».

        В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий 
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., 
в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия 
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты 
их интересов.

          Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами:

- социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, обострению межнациональных отношений;

- усиление миграционных процессов, обострение межнациональных 
и межконфессиональных проблем;

-  необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;

- ослабление роли  семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на образовательные учреждения;

- асоциальные проявления в обществе: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения;

- переход на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы 
с детьми, где хорошо развиты службы медиации и др.

    Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной 
из приоритетных задач в области  современного воспитания и образования.

Цель проекта: Создание школьной службы медиации в соответствие со спецификой МБОУ «Ляховская СОШ».

Задачи проекта:

  1. Создать рабочую группу для создания службы медиации.
  2. Разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации.
  3. Развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.
  4. Создание инфраструктуры, необходимой для организации программ примирения.
  5. Организовать рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.
  6.  Выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.
  7. Организовать тренинги школьных команд по освоению техник переговоров.

Участники проекта.

Участниками проекта являются:

- рабочая группа для создания службы примирения;

- инициативная группа из добровольцев (родителей, педагогов, учеников 8-11 классов и других специалистов).

Правовая основа организации служб школьной медиации 
в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федераци».
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании 
    в Российской Федерации».
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.
  8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации».

      Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ 
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»,  под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников 
в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения 
по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

      Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного  разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

       Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Задачи службы примирения.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

  • при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;
  • реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;
  • строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;

дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.

Основные принципы  медиации. []

  • Добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.   

  • Информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

  • Нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

  • Конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

  • Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

  • Заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

  • Самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба медиации» на 2014-2017 г.г.

мероприятия

сроки

ответственные

ожидаемые результаты

1

Создание рабочей группы по созданию службы мотивации.

Апрель 2014 г.

Администрация ОУ

Функциональная рабочая группа, готовая к созданию школьной службы медиации

2

Изучение теоретических, методологических и правовых аспектов  о медиации.

Апрель 2014 г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации

Необходимая для создания фундаментальная основа для создания службы

3

Составление нормативно-правовой базы для создания службы.

Апрель

2014г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации

Набор необходимой документации, необходимой для эффективного функционирования службы.

4

Создание межведомственных взаимодействий для эффективного функционирования службы.

Апрель, май

2014 г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация

Эффективное межведомственное взаимодействие при создании и функционировании службы.

5

Создание инфраструктуры, для проведения программ примирения.

Май, июнь

2014

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация

Готовая, рабочая инфраструктура (руководитель и участники службы), позволяющая проводить программы примирения.

6

Организация рекламной кампании по осведомлению всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

В течение всего времени реализации проекта

Руководитель школьной службы медиации, рабочая группа

Просвещение участников ОУ через школьный сайт, специализированные стенды, акции, круглые столы, буклеты и т.д.

7

Выявление специфики конфликтов ОУ

2014-2015 уч.г.

Руководитель и модераторы школьной службы медиации

Прогноз проведения программ примирения, учитывая полученные в ходе мониторинга результатов.

8

Проведение тренингов школьных команд по освоению техник переговоров.

2014-2017 г.г.

Руководитель службы

Подготовленные кадры для проведения программ примирения

9

Проведение программ примирения

2014-2017 г.г.

Руководитель и модераторы

Решение возникающих конфликтов на начальной стадии

10

Анализ результатов создания и функционирования службы

Май 2017г.

Руководитель и модераторы службы

Отчет о результатах работы.

Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»

  1. Недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса.
  2. Недостаточное финансирование.
  3. Недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.

Показатели результативности проекта.

  1. Снижение конфликтных ситуаций, обсуждаемых на школьных советах и т.д.
  2. Эффективно проведенные программы примирения.
  3. Постоянное активное функционирование службы.

Жизнеспособность проекта.

     Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.

Ресурсное обеспечение

  1. Временные ресурсы (сроки реализации) – апрель 2014-май 2017года.
  2. Материально-финансовые ресурсы:

- оборудование: оргтехника, звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор, ноутбук и экран;

- аренда помещения – аудиторный фонд МБОУ «Ляховская СОШ»;

- расходы на мероприятие в рамках проекта: спонсорские средства, бюджетные средства МБОУ «Ляховская СОШ».

Выделенные средства из бюджетных средств

МБОУ «Ляховская СОШ»

№ п/п

Статья расходов

Всего (руб.)

Канцелярские товары

1 000-00

Разработка и изготовление раздаточного материала

500-00

Стимулирование руководителя службы (ежемесячно)

На усмотрение руководителя ОУ

ИТОГО:

От 1500

Спонсорская поддержка

№ п/п

Статья расходов

Вклад в участие

1

Участники проекта

Фото и видио техника

2

Администрация ОУ

Аудитория, оргтехника

3

Психологическая служба района

Проведение тренингов для модераторов

4

Комитет по проблемам семьи и молодежи Меленковского района

Информационная пооддержка

Литература.

  1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр Судебно-правовая  реформа, 2012.
  2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.
  3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.
  4. http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/o-proekte/73-projectinfo
  5. http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kak-innovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva
  6. http://www.8-926-145-87-01.ru/
  7. http://mediators.ru/rus/course/school/
  8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ляховская СОШ»

Устав школьной службы примирения (ШСП).

Общие положения.

  1. Школьная служба примирения (ШСП) – добровольная

самоуправляемая общественная организация.

     2. Служба создаѐтся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребѐнка», положением о школьной службе примирения.

Цели и задачи.

1. Ведущая цель: социализация учащихся через технологии конструктивного

общения (формирование правовой культуры).

2. Приоритетные задачи:

• Создание условий реализации программ примирения для участников

школьных конфликтов.

• Самовыражение каждого члена службы через участие в работе службы.

• Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

• Ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

Девиз, символы, принципы деятельности Службы примирения.

1. Девиз и символ службы. Выбираются на конкурсной основе детских инициатив и утверждаются локальным актом.

2. Основные принципы деятельности: 

• Принцип добровольности.

• Принцип конфиденциальности.

• Принцип нейтральности.

Условия и порядок приѐма учащихся в  школьную службу примирения.

Активистами (членами) службы являются учащиеся 8-11 классов МБОУ «Ляховская СОШ».

 Положение о взрослых членах службы.

1. Взрослые в  службе примирения отвечают за защиту прав ребѐнка.

2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.

3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы

4. Взрослые приобщают детей и подростков к общечеловеческим нормам, формируют толерантность.

Функции и полномочия службы примирения.

  1.  Организаторская.
  2.  Представительская.
  3.  Информационно-пропагандистская.
  4. Методическая.

В пределах этих функций детская служба имеет следующие полномочия:

• Представлять службу примирения перед детскими коллективами школы,

педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах.

• Планировать и проводить примирительные встречи.

• Изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы.

• Принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности службы

примирения.

 

Права и обязанности членов Школьной службы примирения.

1. Член службы примирения имеет право:

• Членом службы примирения может стать любой учащийся школы и педагог, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаѐт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации.

• Участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана.

• Сохранять и развивать традиции своего коллектива.

• Участвовать в работе печатных органов школы (сайт, просветительная деятельность).

• Приѐм в Службу примирения осуществляется на добровольных началах.

• Все члены имеют равные права и обязанности.

• На защиту своих прав и интересов.

2. Член службы примирения обязан: 

• Выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности ШСП.

• Не разглашать сведения полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

• Являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

Заключительные положения.

1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения.

2. Изменения в Устав вносятся руководителем службы по предложению активистов (членов службы).



Предварительный просмотр:

Форма отчета о проведенном случае в программе примирения.

Обязательные разделы отчета выделены курсивом.

Порядковый номер программы.

 Название программы.

Имена и фамилии ведущих.

Дата проведения программы.

Источник направления информации об участниках криминальной ситуации на программу.

Информация об участниках и фабула ситуации.

Особенности проведения предварительных встреч.

Восприятие ситуации сторонами конфликта.

Особенности проведения и результаты примирительных встреч.

Удалось ли сторонам поделиться тем своим видением ситуации? Если нет, то

почему?

Удалось ли сторонам достигнуть взаимопонимания по поводу последствий конфликта? Если не было достигнуто по этому поводу взаимопонимание,то почему?

 Кратко опишите суть диалога сторон на этом этапе.

Как стороны выработали способ выхода из сложившейся ситуации? Если не

удалось, то почему?

Как стороны отвечали на вопрос: «Что сделать, чтобы подобного не повтори-

лось?»

Укажите дополнительные положительные результаты встречи (если они бы-

ли).

Ход дополнительной встречи или последующих переговоров с участника-

ми встречи (если были). (Обязательно заполняется в случае последующего за

примирительной встречей возмещения ущерба).