Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
статья по психологии (9 класс) на тему

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никишова Ольга Анатольевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 603

 Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников  клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Дороже всего человеку обходятся

ошибки в выборе жизненного пути.

А. Адлер

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых. Существует несколько классификаций профессий: человек-человек; человек-знаковая система; человек-природа; человек-техника; человек-художественный образ. 

Наглядно профессиональный выбор можно представить следующим образом: хочу – могу – надо. К сфере «хочу» можно отнести интересы, стремления, склонности человека; к сфере «могу» - состояние здоровья, способности, особенности характера и возможности; к сфере «надо» - условия рынка труда, потребности общества в специалистах данного профиля. Как же понять чего я хочу, что я могу и что от меня требует общество? Принять правильное решение многим людям сложно, так как здесь играют роль определенные черты характера (нерешительность и неуверенность); слабая информированность о мире профессий; неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственно правильном варианте решения.

Иногда они предпочитают, чтобы за них принимал решение кто-то другой: родители, друзья, педагоги. Часто наши подростки находят тысячу способов спрятать голову «под крыло», чтобы не ставить перед собой  жизненно важные цели и не решать их. А ведь именно в юности происходит самоопределение профессиональное и личностное. Каждый старшеклассник моделирует сознательно или бессознательно свою собственную картину мира и в соответствии с ней решает, каким быть и кем быть в дальнейшей жизни. Как же помочь нашим детям приблизиться к осуществлению их мечты? Наша задача рассказать им о том, что из мечты, где все возможно, постепенно должен вырисовываться более или менее реальный план деятельности. При создании такого плана необходимо учитывать не только конечный результат, но и способы его достижения, а также рассматривать объективную и субъективную оценку своих возможностей, прогнозируя при этом реальную картину рынка труда на ближайшие пять лет. Своевременное просвещение и информирование и поможет выбрать учащимся высшее учебное заведение в соответствии с выбранным профилем в школе.

Не случайно основной целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании разных версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования. Современная школа – социальный институт, в котором человек проходит важные этапы становления личности: это самопознание, самоосознание, саморазвитие и самоопределение. В нашей школе поэтапное становление личности осуществляется через урок психологии и направляется психологом.

Учебно-познавательный курс "Психология" интегрировал в себе как теоретическое восприятие и познание психологических знаний, так и практическое проведение диагностических исследований личности каждого учащегося. На уроках психологии уч-ся расширяют уровень психологических знаний, повышают уровень психологической культуры, овладевают различными приемами саморегуляции, способами самовыражения. Этот урок является эффективным средством решения проблем формирования и развития личности, поскольку опирается на максимальное использование интереса учащихся  к себе, помогает профессиональному самоопределению учащихся.  Также на этих уроках изучается, наблюдается и исследуется познавательная сфера учащихся 5 классов по программе "Психология познания". В 6 классах изучается и исследуется эмоциональная сфера учащихся с использованием  программы "Эмоции и воля". В 7 классах учащиеся наблюдают, исследуют и познают свою коммуникативную сферу по программе "Психология общения". В 8-9 классах изучается, исследуется и наблюдается личность и ее особенности по программе "Психология человека". В 10-11 классе изучается «Социальная психология». Данные программы предлагают психологические тренинги по  темам: «Владею собой», «Познай себя», «Эффективное общение», «Особенности невербального взаимодействия», «Сделай правильный выбор», «Успешная карьера», «Моё будущее», позволяющих работать с проблемами самоопределения через развивающие игры и упражнения.  Основной целью программ является формирование у учащихся  важнейших жизненных навыков, способствующих более успешной адаптации в современном обществе. Часто занятия проходят в кабинете релаксации, где регулируется психическое состояние учащихся, снимается усталость, напряжение, происходит регуляция мышечного тонуса, корректируется дыхание, обогащается восприятие и воображение, внимание и мышление, необходимое для формирования важных профессиональных  качеств.  Занятия проходят в интересной нетрадиционной форме, с использованием различных современных технических средств. Доброжелательная и доверительная атмосфера, любовь и понимание, а также огромное желание помогать детям и взрослым определяют и направляют всю сопровождающую деятельность на разных этапах.

Важнейшим механизмом, запускающим всю последующую деятельность, является диагностический этап. О каждом учащемся собирается информация о здоровье, об особенностях развития познавательной деятельности, эмоциональной и мотивационной сфере личности. Благодаря этой информации о различных сторонах психической жизни ребенка можно скорректировать динамику развития учащегося, вовремя провести консультацию по проблеме, оказать помощь и спрогнозировать результат. Вся диагностическая деятельность в школе осуществляется с использованием технологической карты. В профессиональном выборе нам помогают следующие методики: «Психологическое сочинение», «Профессия или жизненные «типажи», «Модифицированный тест Холланда».

Очень важную ступень занимает обработка и анализ информации. Опыт показывает, что верно и грамотно обработанная  информация позволяет более эффективно определить пути и формы оказания помощи детям,  глубже понять ребенка и увидеть его психологическую проблему, а также сформировать группы «определившихся» в будущей профессии и профиле и «неопределившихся». Универсальной формой помощи является в данном случае консультирование: индивидуальное и групповое. Это достаточно эффективный этап оказания психологической помощи старшеклассникам, так как он основывается  на равноправии и доверии, формировании положительных установок, а также на распределении ответственности за совместно принятые решения.

Важное место в единой модели сопровождающей деятельности профильного, предпрофильного обучения учащихся  занимают психолого-педагогические консилиумы, которые проводятся 3 раза в год. В нашей школе консилиум – это  традиционная эффективная форма работы всех специалистов, педагогов и администрации. Именно консилиум помогает нам на основе собранной информации создать целостную картину успешности или неуспешности ученика, просмотреть динамику его развития и наметить дальнейший путь.

Важно отметить, что эффективность данной технологии подтверждена положительными результатами  психологических исследований профильного обучения  учащихся 10 классов (социально-экономического и гуманитарного профиля).

Было обследовано – 51 респондент.

Результаты психодиагностического исследования  учащихся 10 классов показали, что удовлетворены качеством преподавания профильных предметов в социально-экономическом классе (10 А – 73% (19 учащихся), в гуманитарном классе (10 Б – 48% (12 учащихся), отметили качество преподавания следующих предметов:

Предмет

10 А

10 Б

Удовл.

Неудовл.

Удовл.

Неудовл.

1. математика

2. русский язык

3. литература

4. экономика

5. история

6. английский

7. обществознание

14 уч.

-

-

11 уч.

3 уч.

1 уч.

2 уч.

4 уч.

-

-

1 уч.

1 уч.

4 уч.

2 уч.

0 уч.

16 уч.

16 уч.

-

6 уч.

3 уч.

4 уч.

4 уч.

2 уч

2 уч.

-

3 уч.

0 уч.

0 уч.

Исследование показало, что правильно выбрали профильный класс в 10 А – 96% учащихся (25 человек), в 10 Б – 76% учащихся (19 человек). Такой высокий результат объясняется тщательным отбором учеников в 10 классы, а также сознательным выбором дальнейшего обучения. Не случайно на начало учебного года  уровень учебной мотивации составлял в 10 А - 96%,10 Б - 96%. Разочарованы в профиле 10 А – 2 учащихся, в 10 Б – 5 учащихся. Неудовлетворенность обучением в профильном классе у учащихся 10 Б  класса объясняется непродуманным выбором профильного класса и желанием  во что бы то ни стало учиться в своей школе.

Перед учащимися был поставлен вопрос: «Какие проблемы в обучении волнуют вас в настоящее время?». Респонденты ответили:

  • смогут ли они с данным качеством преподавания подготовиться к сдаче ЕГЭ? – 18 учащихся;
  • поможет ли выбранный профиль поступить в ВУЗ?
  • мало часов физики и химии – 16 учащихся;
  • мало часов русского языка – (10 А) – 6 учащихся;
  • могут ли профильные предметы выноситься на итоговую аттестацию в 11 классе?
  • необходима психологическая диагностика для профессионального самоопределения. (10 Б – 8 учащихся).

Анализируя результаты социально-психологического исследования профильного и предпрофильного обучения учащихся 8-9 классов, проведенные в 2009-2010 году,  можно выделить следующие затруднения и ошибки при выборе будущей профессии и соответствующего профиля:

  • слабая информированность о мире профессий, о высших и средне-специальных учебных заведениях, правилах приема в них, о требованиях на вступительных экзаменах, о  перспективе изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет;
  • увлекаются только внешней стороной профессии, не интересуясь особенностями выбранной профессии;
  • категоричность выбора – «черно-белый вариант» представлений о сущности профессионального труда. Если профессия нравится, то в ней все кажется положительным, и наоборот. Молодое поколение не задумывается о тех сторонах профессии, которые на первый взгляд даже не видны, но они могут составлять большую её часть и совсем не соответствовать  их способностям и интересам;
  • подчинение выбору родителей или других родственников, друзей, которые могут внушить «самый оптимальный» вариант, а через некоторое время их постигает разочарование, они понимают ошибку, но жизнь надо прожить свою, а не чужую, поэтому необходимо обдуманно совершать свой выбор, ориентируясь на собственные возможности и особенности.

В заключение можно отметить, что в школе создана эффективная технология профильного и предпрофильного обучения старшеклассников, которая позволяет  учащимся самоопределиться в будущей профессии.