Рекомендации для педагогов «Обучение навыкам эффективного общения»
методическая разработка по психологии на тему

Курьянова Людмила Владимировна

Как погасить возбуждённого подростка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимодействиях с ним?

Предлагаю эффективный приём: известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причём, предметом разговора часто выступает их собственное "Я": как я отношусь к тому или иному человеку, какой я – сильный или слабый? Разговаривайте чаще с подростками. Предметом разговора могут стать темы интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни! Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективным психотерапевтическим средством для воспитанника. Уже через месяц – два вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее. И, как следствие, будет реже нарушать дисциплину, начнёт учиться лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»

Рекомендации для педагогов

«Обучение навыкам эффективного общения»

                                         

                                 

п. Прикаспийский, Наримановский район

ноябрь, 2013 год


Рекомендации воспитателям детского дома для организации эффективного, бесконфликтного, конструктивного взаимодействия с подростками.

Как погасить возбуждённого подростка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимодействиях с ним?

Предлагаю эффективный приём: известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причём, предметом разговора часто выступает их собственное "Я": как я отношусь к тому или иному человеку, какой я – сильный или слабый? Разговаривайте чаще с подростками. Предметом разговора могут стать темы интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни! Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективным психотерапевтическим средством для воспитанника. Уже через месяц – два вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее. И, как следствие, будет реже нарушать дисциплину, начнёт учиться лучше.

Остановите монолог, организуйте диалог.

Как организовать диалог? Чтобы между воспитателем и подростком возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

  • - Если вы задаёте вопрос, подождите, пока ваш подросток не ответит на него.
  • - Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением ребят.
  • - Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов подростка.
  • - Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать всё "коммуникативное пространство".
  • - Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твоё мнение. Почему ты молчишь?", "Ты согласен со мной? Почему? Докажи, что я не права".

  • проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;
  • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.
  • не обвиняйте – не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;
  • не придумывайте – не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
  • не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;
  • не характеризуйте – не описывайте личность ребёнка, тем более говоря "ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
  • не обобщайте – избегайте использования слов "всегда", "никогда" в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.

Покажите ребёнку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов "Как я тебя поняла…", "По-твоему мнению…", "Ты считаешь…", "Ты, наверное, расстроен тем, что…".

Попытайтесь вместе с ним определить, что следует делать. Лучше, если это будут "пошаговые" действия (во-первых, во-вторых и т.д.)

Утолите "тактильный голод" ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе. 

Схема "Я – высказывания".

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

"Когда это происходит…"

2. Точное название своего чувства в этой ситуации:

  • "Я чувствую…(недоумение, раздражение, беспомощность и т.д.)"
  • "Я не знаю как реагировать…"

3. Название причин этого чувства:

  • "Потому что…"
  • "Ведь я…"

визуал

аудиал

кинестетик

Я хочу показать вам…

Послушайте внимательно, что я вам скажу…

Я хочу, чтобы вы ощутили…

Как это выглядит?

Как это звучит теперь?

Что вы сейчас чувствуете?

Я вижу (не вижу) то, о чем вы говорите

Я ясно вас слышу (не слышу)

Я схватываю (не схватываю) смысл

Я улавливаю (не улавливаю), о чем вы говорите

Видите, какая вырисовывается картина?

Вы можете услышать это

Я чувствую (не чувствую), что это правильно

Видите, что я вам показываю?

Это звучит для вас правильно

Вы усваиваете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила эффективного общения.Изменение условий семейного воспитания

В статье рассматривается взаимодействие школы с родителями, пути и средства оздоровления обстановки в семьях-залог изменений отнлоения к детям и методам воспитания....

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Методические рекомендации по эффективному общению

Данный материал будет полезен всем, кто заинтересован в развитие коммуникативных компетенций...

Рекомендации родителям по эффективному общению с подростками

В данных рекомендациях родителям предоставлены советы по эффективному общению с подростками...

Развитие навыков эффективного общения

Данная презентация была разработана к семинару "Развитие навыков эффективного общения" для педагогов...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....