Методические рекомендации по эффективному общению
методическая разработка по психологии по теме

Филиппова Алина Андреевна

Данный материал будет полезен всем, кто заинтересован в развитие коммуникативных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_effektivnogo_obshcheniya.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уровни общения

Можно говорить о ролевом (стандартизированном), уровне общения, если партнеры действуют в пределах своих социальных ролей: например, предусмотренное этикетом поведение в магазине, в гостях, в транспорте, на работе. Такое общение называют «контактом масок». На этом уровне с партнером общаются как с исполнителем соответствующей роли.

Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти оптимальное друг для друга решение проблемы, можно говорить о конвенциональном уровне общения, уровне соглашения. Этот уровень общения доступен людям доброжелательным, с высокими моральными нормами и общей культурой.

Взаимоотношения не могут быть постоянными и непрерывными. Они сложны и динамичны. Взаимоотношения испытывают влияние ряда факторов, включая:

  • статус;
  • власть;
  • роль;
  • симпатию.

Все эти факторы позволяют определить «территорию» беседы. Вы предпочитаете вступать в контакт на своей собственной территории. Частью любой беседы является определение этой территории и переговоры о том, позволено ли другому человеку находиться в ее пределах.

Умение распознать, в какой ситуации общения вы находитесь и как правильно себя в ней вести, позволяет избежать многих конфликтов, способствует успеху дружеских и деловых контактов.

Содержательно навык установления социальных контактов можно подразделить на простые (когнитивные и поведенческие) сегменты.

  1. Решить, нужны ли мне новые знакомства. Определить, с какого рода людьми хотел бы познакомиться.
  2. Найти места, в которых нужные люди собираются большими или малыми группами.
  3. Чаще появляться в местах, где бывают интересные люди.
  4. Чаще обращаться к интересным людям с просьбами, простыми вопросами и т. д.
  5. Говорить о себе интересные вещи некоторое время.
  6. Вовремя замолчать и слушать партнера.
  7. Подчеркивать общее, а не различное.
  8. Найти повод и договориться о новой встрече.

Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря. Психологи Гисберт Бройниг сформулировал девять правил успешной коммуникации:

1. Создайте грамотную, понятную и негромоздкую конструкцию предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически не ясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание. Кроме того, они затрудняют понимание вопроса.

2. Используйте короткие предложения (8-15 слов), в которых сформулирована законченная мысль. Союзы, такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» и др., старайтесь не употреблять. Короткие предложения всегда точны и наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания. Пассивный словарь (слова, которые способна фиксировать память) в зависимости от уровня образования состоит из 30-50 тысяч слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3-12 тысяч слов.

6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в существительных большей частью заложено абстрактное смысловое значение. Под словами «школа», «перо», «дом», «машина» каждый может себе представить соответствующий предмет с конкретными индивидуальными различиями. Использование же глаголов помогает формировать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных — они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.

7. Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоциональную нагрузку.

8. Не используйте безличные формулировки. Дистанционно и безлично действуют формулировки типа «Согласно этому можно понять, что...», равно как и приводимые большие числа. Сослагательное наклонение — «Я бы сказал...», «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я должен бы...» — не выражает решительного поступка, а скорее создает дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Поэтому целесообразно уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

Перечисленные правила подчеркивают неразрывность вербальных и невербальных характеристик процесса общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для эффективного проведения уроков русского языка

Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

Методические рекомендации для эффективного проведения уроков русского языка

Даются рекомендации, как учить русскому языку, развивая личностьребенка, описываются разные способы обучения и примерные задания для этого....

Рекомендации для педагогов «Обучение навыкам эффективного общения»

Как погасить возбуждённого подростка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимодействиях с ним?Предлагаю эффективный приём: известно, что кроме потребности...

Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»

В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....

Рекомендации родителям по эффективному общению с подростками

В данных рекомендациях родителям предоставлены советы по эффективному общению с подростками...

Методические рекомендации к методическому пособию "Рисунки – пиктограммы как невербальный способ общения с учениками с ОВЗ"

Как показала практика, в работе с особенными детьми требуются особенные педагогические подходы. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чаще всего кратковременная память, задержка психоло...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ

laquo;Есть учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – которые стремятся устранить недостатки воспитанников прямым и, казалось бы, самым надежным путем: выставляют наружу детские слабости в над...