Методические рекомендации к методическому пособию "Рисунки – пиктограммы как невербальный способ общения с учениками с ОВЗ"
учебно-методическое пособие (8 класс)

Бондарева Светлана Александровна

Как показала практика, в работе с особенными детьми требуются особенные педагогические подходы. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чаще всего кратковременная память, задержка психологического развития, нарушение слуха, зрения или речи, которые не позволяют заучивать стихотворения или читать длинные тексты. Такие дети чаще всего забывают первые строчки в четверостишие, забывают последовательность пересказа, затрудняются начать повествование текста и т.д. А заучивание стихотворений и пересказ текса является важнейшим компонентом в развитии психических  функций для детей школьного возраста.

            Что делать? Нужна помощь. Для развития способов запоминания рекомендую использовать  рисунки - пиктограммы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рисунки – пиктограммы как невербальный способ общения с учениками с ОВЗ

С.А. Бондарева, учитель изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 городского округа – город Камышин Волгоградской области, kam_sh1@volganet.ru

Методические рекомендации к методическому пособию

1. Общее описание методического пособия

Как показала практика, в работе с особенными детьми требуются особенные педагогические подходы. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чаще всего кратковременная память, задержка психологического развития, нарушение слуха, зрения или речи, которые не позволяют заучивать стихотворения или читать длинные тексты. Такие дети чаще всего забывают первые строчки в четверостишие, забывают последовательность пересказа, затрудняются начать повествование текста и т.д. А заучивание стихотворений и пересказ текса является важнейшим компонентом в развитии психических  функций для детей школьного возраста.

         Что делать? Нужна помощь. Для развития способов запоминания рекомендую использовать  рисунки - пиктограммы.

Пиктограмма – это обозначение  какого – либо предмета, действия или явления с помощью рисунков, схем, знаков (3).

Пиктография  - древнейшая система письма, представляющая собой совокупность изображений (пиктограмм). Древние люди передавали информацию друг другу,  изображая рисунки на стенах своих жилищ, камнях, древесине. Таким образом, они оставляли потомкам свои наблюдения, эмоции, предупреждения, пожелания и т.д. Однако есть примеры народов, которые до сих пор пользуются пиктографической системой письма, например народ неси, живущий в предгорьях Тибета (3).

Основные свойства пиктографического письма, отличающее его от других типов письменности, - общедоступность: оно понятно людям, говорящим на разных языках; отсутствие фонетической и грамматической связи с конкретным языком; родственная связь с невербальной системой коммуникации (3).

2. Аналоговый анализ

Методика «Пиктограмм» впервые была разработана в начале 30-х годов 20 века  Л.С. Выготским и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных  и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности. По другим источникам, новаторами данного метода были Д.Б Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, которые считали, что метод «Пиктограмм» относится к невербальным средствам общения и может использоваться  как подготовительный этап к освоению письма и чтения (1). Также есть система пиктограмм, для детей страдающих речевым недоразвитием, она разработана Л.Б Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной. В данных системах предметы изображаются на голубом фоне, действия с предметом на красном фоне, признаки предметов на зеленом фоне. Один и тот же символ, но на разном фоне означает разное (2).

Кроме этого существует система символов Блисса – специальный символический язык изобретенный Чарльзом Блиссом (1897 – 1985гг). Чарльз Блисс придумал этот язык не для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он, побывавший в концлагере, считал, что разные языки способствуют непониманию между людьми. По его мнению, понятный всем - символическое письмо (блиссимволика). Позже канадские дефектологи предприняли успешную попытку использования этого метода в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Рисунки-символы для удобства объединены в группы: посуда, одежда, еда и т. д Части речи выделены цветом: предметы – желтым, действия – красным, качества – зеленым. Без сомнения, все эти методы и системы направлены на развитие наглядно – образного мышления, здесь используются символы, знаки, цвета, схемы, которые облегчают процесс запоминания и увеличивают объем памяти (4).

Проводя аналоговый анализ, я нашла в сети интернет похожие пособия. Учитель, Боярских Л.Б. из Свердловской области использует пиктограммы для обучения детей с синдромом Дауна. Ее продукт отличается, т.к. это схемы, а не рисунки и применяется в детском саду (5).

           Предлагаемое учебно – методическое пособие «Рисунки - пиктограммы» разработано и представлено не в виде схем и знаков, что его и отличает от предыдущих систем, а  виде рисунков – пиктограмм, в которых сами сюжеты несут смысловую нагрузку. Яркие, красочные, неповторяющиеся, интересные, они привлекают внимание детей,  их хочется рассматривать, запоминать. Рисунки - пиктограммы - слайды одного произведения,  сменяющие друг друга по тексту. Их можно использовать в общеобразовательных классах для всех детей при изучении рассказов, сказок, при подготовке к написанию изложений, при заучивании наизусть стихотворений. Использование рисунков – пиктограмм способствует развитию связной речи у детей, развивает мышление, воображение, память, внимание, активирует речь, ориентирует в пространстве, облегчает ознакомление с природой, с явлениями окружающей действительности. По рисункам  - пиктограммам дети легче запоминают новые слова.

Цель методического пособия: создание условий для успешного включения в образовательный процесс учащихся с ОВЗ.

Задачи:

- способствовать повышению внимания  на усвоении нового материала;                                 - развивать зрительную память;                                                                                                     - осуществлять воспитание самостоятельной творческой личности.

    Необходимым условием использования пиктограмм должно быть следующее:

- картинка - пиктограмма по размеру должна быть не меньше формата А4;                           - демонстрацию картинки – пиктограммы осуществлять на уровне зрения учащихся;          - продолжительность её использования зависит от подготовки и уровня обучаемости учеников;                                                                                                                                          - рисунки – пиктограммы должны быть хорошего качества и понятны ребенку.

Рисунки – пиктограммы относятся к невербальным средствам общения:  ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при запоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранние соединенные образы.

 3. Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического пособия

Необходимое ресурсное обеспечение – это умение учителя рисовать и творческий подход. А можно использовать компьютерные программы: Corel DRAW (графический редактор), Corel Photo Paint (редактор растровой графики), Corel Captur (программа для захвата изображений с экрана) и другие современные компьютерные технологии для создания необходимых образов и рисунков.

4. Технология внедрения методического пособия

Необходимым условием использования рисунков – пиктограмм является сама картинка рисунка, она должна быть хорошего качества и не меньше, чем лист формата А4. Изображения должны быть правильными, понятными, узнаваемыми и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Главные элементы в рисунке должны быть выделены цветом или размером, чтобы ребенок мог увидеть и запомнить главное. Демонстрацию рисунков – пиктограмм необходимо проводить на уровне глаз ребенка. Продолжительность  использования пиктограммы может быть на одном уроке или нескольких (длительная) тогда в виде стенда, где ребенок мог бы к ней обращаться по мере необходимости.

 В прошлом учебном году на  заседании школьного методического объединения ШМО учителей естественно - научного цикла я представила методику «Рисунки  - пиктограммы», где были рассмотрены различные варианты использования данного материала. При творческом подходе, креативному, современному учителю данную методику можно использовать на любых уроках. Например: на уроке русского языка при написании изложения, на уроке литературы при заучивании стихотворений. На уроке географии при изучении климата или рельефа, на уроке истории можно представить в рисунках – пиктограммах любое историческое событие, на технологии или изобразительном искусстве – последовательность выполнения чего – либо, в начальной школе  – это может быть сказка - путешествие в сказочную страну и т.д. Рисунки – пиктограммы вызвали у учителей – предметников неподдельный интерес.

5.  Описание эффектов, достигаемых при использовании методического пособия

Учебно – методическое пособие было апробировано учителем русского языка и литературы в классе, где обучался ребенок с ОВЗ,  и как показала практика, успешно. Данный продукт предназначался для одного ребенка, но весь класс активно принимал участие в изучении стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина. И удержать их было не возможно! Некоторые ребята пытались после первого просмотра рассказать стихотворение, и попытки были удачные. Другие  предложили нарисовать своё видение этого стихотворения, придумать и нарисовать пиктограммы к другим произведениям. Бесспорно, использование рисунков – пиктограмм дает возможность осуществлять личностный подход к  детям с ОВЗ и другим одноклассникам, помогает акцентировать внимание на усвоение нового материала, не только развивает память, но придает уверенность, сохраняет психическое здоровье, стимулирует творческий процесс. Чем больше стихотворений сможет запомнить ребенок, тем легче ему  будет осваивать новый материал и на других предметах, т.к. заучивание стихотворений  - это есть своеобразная гимнастика для мозга и эффективный  способ для активизации познавательной активности детей школьного возраста. С одной стороны смена рисунков создает определенный алгоритм ответа, а с другой  стороны подсказка, которая помогает запомнить содержание.

6. Возможные сложности при использовании методического пособия и пути их преодоления

 Использование рисунков – пиктограмм на уроках помогают ученикам с ОВЗ снять напряжение и неуверенность, способствуют лучшему запоминанию, но следует помнить, что чрезмерное применение рисунков – пиктограмм притупляет самовыражение ребенка в творческом процессе. Создание рисунков -  пиктограмм требует много затрат и времени, но можно использовать проекторы, презентации. Это займет гораздо меньше времени.

7. Ссылки на источники информации:

  1. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/12/08/ispolzovanie-piktogramm-v-rabote-s-detmi-s-ovz

  1. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20843

  1. https://logoprav.ru/russkij-yazyk/piktogramma

  1. https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/05/Alternativnaya-kommunikatsiya-dlya-detej-s-OVZ-Baryaeva-L.B.-Lopatina-L.V..pdf

  1. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-ispolzovanie-piktogramm-2575303.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...

Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...