Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

• соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

• соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

• соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

• нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

• соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

В предложенной методической разработке представлены рекомендации и памятки для написания сочинения (как для учителей, так и для обучающихся) в разных классах, на разных этапах подготовки к итоговому сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx175.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации и памятки

для подготовки обучающихся к итоговому сочинению

Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему

•Умение осознать тему, предмет мысли, то, о чѐм следует писать;

•умение определить объѐм темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме;

•умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать;

•умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»;

умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»;

умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»

Поэтому необходимо начинать  с умения анализировать формулировку темы.

План анализа темы сочинения.

•Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы.

Основная мысль (идея) сочинения

Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объѐм темы, и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своѐм сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения.

ОМС – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-признак, тема-суждение)

Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены

1.Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему?

Пример: В теме«Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова»

герой лирики поэта является человеком высоко интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество.

2.Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему?

Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, -это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы.

3.Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что…

Пример: «Быть человеком –это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери):чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.

•Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы.

•Определение содержательного типа темы.

•Обнаружение метафор в формулировке темы.

•Определение ключевых слов темы и отношений между ними.

•Определение объѐма темы.

Составляем план к сочинению

«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взяла из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.

Пройдемся по структуре плана и сформулируем основные тезисы:

1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.

II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.

III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.

2. Во введении также можно порассуждать:

a. Об эпохе;

b. Вспомнить факты из биографии писателя;

c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.

3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.

4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.

5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).

6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.

Пишем вступление

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты

зачинов

Примеры

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

 

Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

1. историческое (о  времени, когда было  написано  произведение, или о времени, изображённом  в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать  варианты  зачинов,  рассмотреть  их функции. Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

  • мемуарный приём,
  • монтаж информации по контрасту: должное и сущее,   ожидаемое и свершившееся,   возможное и реальное,
  • монтаж фактуальной информации,
  • обращение к информационному запасу коммуниканта,
  • обзор аспекта деятельности героя,
  • обзорная характеристика предмета обсуждения,
  • призыв к совоспоминаниям
  • приглашение к диалогу,
  • призыв к сопредставлению,
  • призыв к сопереживанию,
  • противопоставление,
  • зачин-парадокс,
  • подведение к теме,
  • самохарактеристика,
  • сопряжение фактов по контрасту,
  • характеристика через впечатления современников,
  • исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащимся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени.

Аргументация

Выражение личной позиции

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков.  Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Предвосхищение

непонимания

неправильного хода мысли

вопроса

опережения в ходе мысли

- Вряд ли следует удивляться тому, что…

- Почему, однако, нельзя воспользоваться

- Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..

- Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…

- В литературе уже было обращено внимание на …но...

- Может возникнуть вопрос...

 - Возникает вопрос:…

- Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…  

- Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…

- Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…

- Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…

- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто...  

- Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…

- Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…

- Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…

- Но здесь всё гораздо сложнее

- Логично ли…?

- Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…

- Разумеется, такой подход вполне допускает…

 - Конечно, можно  намного интенсивнее, чем это делается сейчас…

- Об экономии и говорить не приходится…

- Конечно… претерпят изменения.

- Разумеется, предварительно потребуется…

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство  сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Заключительная часть сочинения

Заключение должно отвечать следующим требованиям:

•содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;

•оно должно соответствовать теме сочинения.

Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту

1)Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чѐм говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.

2)Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Клише для вступления или

для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

Могу предположить, что …(тезис)

Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ... 

Правильность своей точки зрения  могу доказать, обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Заключение

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… 

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

 

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

ЗАПОМНИ:

1) Без соответствия сочинения теме не будет зачёта!

2) Без аргументации не будет зачёта!

3) Объем сочинения не мене 300 слов!

4) Суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения!

5) Время написания – 3 часа 55 минут.


Список используемой литературы:

  1. Егораева Г.Т. «Этапы подготовки к сочинению на заданную тему», М., 2018
  2. Ильина Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995)
  3. Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» Екатеринбург, 2004
  4. Мещерякова В.Н. «Учимся начинать и заканчивать текст», (М., 2004)
  5. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинение» (М., 1987)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...

Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации

Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации изд-ва "Просвещение"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе

Статья. Из опыта работы с 11классниками....

Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основ...

Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.

Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....