Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основные положения подготовки, а также справочный материал, помогающий  школьникам освоить композицию итогового сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя  русского языка и литературы  МОУ Синичинская  СОШ  Спайковой И.Н.

Подготовка  обучающихся старших классов

 к итоговому сочинению по литературе.

Когда  учащиеся сталкиваются с каким – то новым видом  творческой работы, то перед ними всегда встаёт  два вопроса: как писать и что писать?  Начинать нужно с вопроса: как писать, то есть  с композиции  сочинения.  Построение итогового сочинения в 11 классе  не отличается  от тех сочинений – рассуждений, которые школьники ранее уже писали: это  ( вступление) тезис – доказательства – вывод  ( заключение). Но  ряд требований и специфика постановки темы  делает это сочинение  для учеников  новым видом работы. Поэтому  вначале предлагаю выпускникам  такую опорную таблицу, с  которой   мы работаем на уроках подготовки  к сочинениям.

(Приложение № 1).

Разобравшись  с композицией  сочинения, мы переходим  ко  2- му  вопросу:  что писать?  И здесь необходимо выделить несколько  трудностей, с которыми сталкиваются  ученики, а значит, задача учителя выстроить работу так, чтобы  эти сложности у школьников  разрешились.

  1. Формулировка   тезиса  сочинения.

Нужно отметить, что и тематические направления, и  темы сочинений   даются удачные, они связаны  с  духовно – нравственными и философскими  жизненными вопросами, с которыми  молодые люди  либо уже сталкивались, либо   обязательно столкнутся, выйдя в большую жизнь.  Но часто получается так, что  ученики  затрудняются дать  сразу однозначный ответ, у них нет ещё такого жизненного опыта, да и  зачастую бывает, что в жизни они видят одно, а их собственная совесть подсказывает  совсем  другое.  Поэтому необходимо обсуждать эти вопросы в классе на таких своеобразных диспутах, где каждый  может высказать свою точку зрения, привести  доказательства, а потом  с помощью учителя сформулировать  тезисы к  предложенным тематическим направлениям.

 Для таких уроков  я предлагаю  ученикам  в рамках одного тематического направления  несколько проблемных вопросов (5-6), которые   обсуждаются  в  свободной беседе. Неизбежно школьники  приводят  и литературные примеры в качестве подтверждения  собственной точки зрения.  Это рождает совместный поиск, который помогает не только в подготовке к сочинению, но и  даёт возможность обсудить  важные  вопросы  морали и нравственности, выговориться в конце концов  ( чего молодым людям   так часто не хватает). Поэтому , на мой взгляд, такие  уроки важны  и для  воспитания в наших  детях правильной жизненной позиции, это ещё один повод утвердить в их мировоззрении  верные  духовные ценности. ( Приложение № 2).

  1. Работа с литературными примерами.

Я  считаю, что положительным в данном виде контрольного сочинения является то, что  учащиеся  не ограничиваются  какими – либо рамками в выборе  аргументации: это могут быть  творения  и русской классики,  и  зарубежная литература, и  публицистика, и поэзия, и  произведения современных авторов, то есть у  выпускников есть возможность показать свои  пристрастия  в чтении. Поэтому мы с учениками вернулись к уже известной форме работы, такой как  ведение читательского дневника. Но каждый может вести его в своей форме, главное собрать такой « банк аргументов», чтобы им можно было пользоваться  и на итоговом сочинении, и на творческом задании  на ЕГЭ по русскому языку.  На  уроках мы также обсуждаем  возможные  литературные примеры  к проблемным вопросам, что даёт    возможность школьникам поделиться своими впечатлениями  о прочитанных ими книгах и порекомендовать их  одноклассникам.

Хороший результат  даёт  совместное чтение  на уроке. Для этого выбираю  небольшие по объёму , но ёмкие по содержанию произведения и нахожу возможность объединить 2 урока для того, чтобы прочитать в классе произведение и его обсудить.  На таких уроках царит  атмосфера  сопереживания и на  этом эмоциональном подъёме  лучше запоминается содержание рассказа,  живее проходит его обсуждение.

Для  опоры     в доказательстве  собственной точки зрения  ученики в сочинении могут использовать высказывания  авторитетных людей, поэтому мы собираем  «цитатники», но стараемся  не только объединить их   по тематике, но и подбирать такие  высказывания, чтобы они были  небольшими  ( 1-2 предложения), но универсальными, то есть подходили  бы  под   многие проблемные вопросы.   Такие  высказывания   легче запоминаются учащимися  для использования в сочинении  в качестве  эпиграфа , опоры для  формулировки тезиса или вывода в заключении.

Таким образом проходит работа по всем тематическим направлениям.  После обсуждения   проблемных вопросов в рамках  каждого направления и   взаиморекомендаций  литературных примеров каждый ученик выбирает  одну тему и пишет сочинение,  исходя из  всех критериев  проверки данной работы.  В результате у каждого ученика  ко времени написания  этой творческой работы есть  5  сочинений, на которые он может опираться на экзамене.

Все сочинения  я оцениваю не только по традиционной оценочной системе, но и исходя из критериев, с которыми знакомлю ребят  на самых первых уроках.  При проверке  я прикрепляю  шкалу с критериями  и оцениваю написанное  школьником сочинение  оценками  «зачёт/ незачёт» ( - или +)  по каждому из них.

объём

самостоят.

рассуждение

лит. мат

композиция

речь

грамотность

Подготовкой к  итоговому сочинению  я начинаю заниматься  в 10 классе ( пробовала в 9 классе – пошло плохо). Начинаем вести читательские дневники и «цитатники», после  изучения произведения  пишем сочинение по  требованиям  этой экзаменационной работы, а именно: даю проблемный вопрос, и учащиеся  выдвигают свой тезис, доказывая его одним примером из прочитанного и изученного по программе  произведения и ещё один пример приводят самостоятельно, обучаясь таким образом  видеть « сквозные» темы.

В заключение хотелось бы сказать, что, готовя учеников к итоговому сочинению, мы одновременно  можем решать и учебные, и метапредметные, и воспитательные задачи, а значит, не ограничиваться только  узкой  задачей  подготовки  к успешному написанию  этой экзаменационной работы.



Предварительный просмотр:

КОМПОЗИЦИЯ  СОЧИНЕНИЯ.

Как построить сочинение?

Вопрос 1: Как начать сочинение?

Форма формулировки темы

Тема

Совет

Примеры вступления

Тема дана в форме чьего-то высказывания

«Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя.»

Х. Джубран

Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис.

Хамиль Джубран, размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: «Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе  он превратится в робота (тезис).

Тема дана в форме вопроса

В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему?

Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис.

Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети. (тезис) 

Тема дана в форме назывного предложения

Содружество разума и чувств

Переделать назывное предложение, данное в качестве темы, в вопросительное, добавив цепочку вопросов. Ответив на них, вы сформулируете тезис.

Что объединяет разум и чувства? Может ли человек жить, всегда подчиняясь разуму, или его жизнь обеднеет, если в ней не будет чувств и эмоций? Мне кажется, что разум и чувство  должны «дружить», а объединить их может целостность человека: если человек живет без разума, то он глуп и невыносим, а если он живет без чувств, то он робот. Только в «содружестве разума и чувства» человек является личностью. (тезис) 

Тема дана в форме утверждения

Чувства сильнее разума...

Начните с размышления.  Кроме этого, можно начать с актуальности темы, её значимости.

«Чувства сильнее разума...» Спорное утверждение. Нередко разум и чувства конфликтуют. Чувства говорят: "Хочу!", разум отвечает: "Нужно". Разум утверждает: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется". Как решить это противоречие? Что победит (разум или чувства), зависит от многих факторов: от воспитания, темперамента, характера, от того, кто находится рядом и помогает или мешает, от жизненной ситуации... (тезис)               

        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТЕЗИСА С ОПОРОЙ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИМЕРЫ, ТО ЕСТЬ  СОБСТВЕННЫЕ РАССУЖДЕНИЯ И  АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ  ИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Вопрос 2: Как закончить сочинение?

Вариант заключения

Тема

Пример

Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей

Разум или чувство: кто кого?

И в заключение мне бы хотелось сказать, что если человек эмоционально реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, не сдерживая себя, то разум в такие минуты бессилен. Об этом очень точно сказал известный немецкий писатель Генрих Манн: «Когда забьется сердце — разум умолкает».    

Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного  положения

Стихия чувств и холод разума...

Заканчивая своё рассуждение, я хочу, чтобы вы представили человека, которого поглотила стихия чувств и который в это же время холоден, как лёд. Согласитесь, такого быть не может...  Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», а иначе ему будет сложно строить отношения с окружающими его людьми.  

Совет: местоимение «ВЫ» используется, если в сочинении уже было обращение к предполагаемому собеседнику

Призыв

Совет: при такой концовке используйте слова «давайте», «давайте задумаемся...», «давайте помнить...»,«Давайте сделаем так, чтобы...»

Что правит миром – разум или чувство?

Совет: если тема-вопрос, можно повторить данный вопрос, а оттолкнувшись от него, призвать ...

«Что правит миром – разум или чувство?»  На этот вопрос мы искали ответ, приводили аргументы... А ответ прост: править миром надо разумно, не забывая о чувствах. И тогда не будет локальных и глобальных конфликтов,  и человек будет жить  в гармонии с самим собой... Давайте же помнить об этом!

Зарисовка

Чувства сильнее разума...

Итак, завершая рассуждение над темой сочинения, я вспоминаю тургеневского воробья, героя одного из стихотворений в прозе, который бросился закрывать птенца своим дрожащим тельцем, защищая его от собаки, спасая от смерти. Действительно, «чувства сильнее разума»!

Выражение надежды

Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

«Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?» Мольер

Подводя итог сказанному, ответив на риторический вопрос, заданный французским драматургом Жан-Бати́стом Мольером, хочется выразить надежду на то, что человек в конце концов научится управлять своими эмоциями, в то же время не забывая прислушиваться и  к голосу разума. И тогда в мире воцарится гармония!

Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…

Когда надо прислушаться к голосу разума?

Рассуждая над вопросом, в какие минуты жизни человеку необходимо прислушиваться к голосу разума, я подумала о том, что сказали бы классики будущего, если бы мы разучились жить, руководствуясь разумом, тогда, когда надо сберечь мир на всей земле. Уверена, они бы сказали, что мир сошёл с ума и что надо срочно исправлять положение...

Вопрос 3: Как соединить все части сочинения?

Композиционная часть сочинения

Примеры речевых клише и скрепы

Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.

Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.

За доказательствами обратимся  (обращусь) к произведениям художественной литературы

Размышляя над этим вопросом, не могу не обратиться к произведению (ФИО автора и название его), в котором…

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести примеры из художественной литературы.

В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе.

 В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям...

Внутри основной части переход от одного аргумента к другому

Давайте вспомним  и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - ...

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Скрепа, соединяющая основную часть и заключение

К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне бы хотелось сказать, что...

Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...»

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ...

В заключение хочется призвать людей ...

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

Обзор произведений русской литературы по данным блокам....

Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе

Статья. Из опыта работы с 11классниками....

Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27)

Опорная таблица позволяет научить обучающихся правильно строить сочинение по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27), а также  использовать необходимые речевые образцы, ориентироваться ...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...

Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.

Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....

Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...