Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Опорная таблица позволяет научить обучающихся правильно строить сочинение по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27), а также  использовать необходимые речевые образцы, ориентироваться в системе оценки  данного сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение – рассуждение по исходному тексту  (ЕГЭ – 11 класс)

План сочинения

Пояснения

Речевые образцы

Критерии  оценки

1. Вступление

Нужно  сформулировать  одну  проблему,  поднятую  автором. Вступление не должно быть затянутым.

1. ( Проблемный вопрос)? Рассуждение  писателя (…) посвящено этой проблеме.

2. ( Проблемный вопрос)?На этот проблемный вопрос отвечает ( ищет ответ) в своём тексте

3 .  Что это такое? Какую роль оно играет в жизни человека? Эти и другие вопросы  возникают после прочтения текста… ( фамилия автора текста)

4. Текст интересный, в нём можно увидеть разные проблемы. Одна из них – это…  

5. Автора текста многое волнует, но особенное внимание он уделяет проблеме  ( чего?- сущ. в Р.п.)

6. Меня  особенно  взволновала  проблема …., поднятая автором  текста.

7.Автор предлагает поразмышлять над  важной  проблемой.  Он говорит о …

К1( формулировка проблемы) – 1 б.

2. Комментарий  текста

Нужно прокомментировать  проблему, включив  2  примера  из  текста. (Уместно   цитирование)

ЭТА ЧАСТЬ СТРОИТСЯ ПО СХЕМЕ: ПРИМЕР 1+ ПОЯСНЕНИЕ, ПРИМЕР 2+ ПОЯСНЕНИЕ, ВЫВОД ( СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ ДВУХ ПРИМЕРОВ).

Речевые образцы для  введения  примеров:1. Данная проблема рассматривается писателем с двух сторон. 2. Размышляя над данной проблемой автор приводит два примера. 3. В качестве примера автор приводит ( рассказ, историю, цитату…)… 4. Вторым примером является … 5. Раскрывая  проблему,  автор описывает случай… 6. Писатель обращает наше внимание на…

Совет:  для комментария можно привести краткий пересказ  текста ( в 2-3 предложениях), ПРИМЕНЯЯ СВОИ АНАЛИТИЧЕСКИЕ  ФРАЗЫ ( возможно умеренное цитирование).

Связь примеров может занимать любое место. Виды связи: сопоставление, сравнение, противопоставление, следствие, причинно – следственные отношения и т.д.

УМЕСТНЫ СЛОВА: ВО- ПЕРВЫХ, ВО – ВТОРЫХ, ИТАК, ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО…

К 2 ( комментарий ) – 5 б.

3. Позиция автора

Отметьте  позицию автора.

1. Позиция автора  однозначна и выражена  довольно  чётко.  Он убеждён  в том, что…

2. Автор с ( восхищением, болью в сердце, негодованием,  уважением)   говорит  о …

3. Автор выступает  против того, чтобы…

 Советы:

  1.  Обратите внимание на эмоции автора.
  2. Возможно умеренное цитирование:

1. Писатель так определяет  своё отношение  к поставленной проблеме:   «..»

2. Позиция автора  сформулирована в предложении:   «..»

3. «..»,-  в  этом и заключается позиция автора.

К3 ( позиция автора) -1 б.

4. Собственное  обоснование

НЕОБХОДИМО ВЫРАЗИТЬ  СОГЛАСИЕ С АВТОРОМ  и  обосновать  своё отношение к  поставленной проблеме.

1. Эта проблема важная и значимая.  В жизни я не раз  сталкивался  ( сталкивалась) с ситуациями, которые заставляли меня задуматься над этими же вопросами.  Позиция писателя ( публициста) мне близка.  Я согласен ( согласна)  с мнением  автора.

2. Я полностью разделяю позицию автора.

3. Читаю текст и думаю: «А как я отношусь к данной проблеме?»  Тезис ( в 1-2 предложениях)

Приёмы обоснования:

  • Цитата из авторитетных источников;
  • Литературный пример;
  • Личный опыт;
  • Обращение к традициям.

К 4 ( обоснование собственного мнения) – 1 б.

5. Заключение

Делается вывод по поднятой в тексте проблеме.  Придаёт сочинению стройность  и законченность.

1. Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное, что…

2. В заключение хотелось бы обратить внимание на  … ( Но -  в заключении сочинения…)

3. Обобщая сказанное, можно сделать вывод:  …

4. Прочитанный текст помог мне утвердиться в мысли, что…

5. Текст ..  ( фамилия автора)  заставил меня задуматься о…

6. Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять…...

К 5 ( логика )- 2 б.

При оценивании сочинения учитывается:

  • верное выделение абзацев ( не менее 5 ) ! (2 пункт может иметь различное количество абзацев в зависимости от логики комментирования) -  К 5 ( логика ) - 2 б.;
  • этика сочинения – К 11 – 1 б. ;
  • фактическая точность аргументов – К 12 – 1 б.

Обращайте внимание на грамотность работы, учитываются:

  • речевые ошибки ( К6 – 2б. и  К10 – 2б.);
  • орфографические ( К7 – 3б.);
  •  пунктуационные  (К8 – 3б.);
  • грамматические ( К9 - 2б.)

Всего за сочинение можно получить   24 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»

Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...

Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения.

В данной статье говорится о том, как учитель готовит своих учеников к итоговому сочинению. А также о том, что в процессе подготовки можно проводить бинарные уроки совместно с учителем обществознания...

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...

Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы).  Изложены основ...

Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...