ОГЭ: материалы для самоподготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Материалы предназначены для самоподготовки обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge-sochin.-podgotovka.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (ОГЭ)

Структура текста сочинения

      1. Тезис,  то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).

      2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата?  как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).

      3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика  о смысле высказывания, то есть примеры из текста:

         1) пример №1, его роль 

         2) пример №2, его роль.

     Внимание:

     - если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют;

     - если в качестве примера используется предложение, его можно или процитировать, или только указать его номер.

     4. Вывод.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

      Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.

      Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.    

      Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.

      Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:

      - о богатстве,  выразительности, точности русской речи;

      - о средствах выражения мыслей;

      - о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

      - о взаимосвязи лексики и грамматики;

      - о роли синтаксиса в человеческом общении;

      - о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

       Шаг 3. Оформляем вступление.

       Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:

     - автор анализирует,  характеризует,  рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ...  и т.д.

     Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например:

     - К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. 

     Можно обойтись и без цитирования, например:

     - Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

   

  Или:

     - Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. 

     Или:

     - В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

     Шаг 4. Пишем основную часть. 

     Основную часть можно начать следующими фразами:

     - Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста).    

     - Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).

     - Докажем эту мысль на примерах из текста... 

     - Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

     Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:

     - примеров должно быть 2;

     - примеры должны быть из указанного текста;

     - приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. 

     Пример 1:

     -  Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

     Пример 2:

     - Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. 

     При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

     Шаг 5. Пишем заключение.

     В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

     Начать вывод можно следующими словами и фразами:

     - Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

     Например:

     - Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

     Или:

     - Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста. 

План и образец сочинения

(черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)

     1. Тезис,  то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).

     

     2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата?  как я ее понимаю? что имеет в виду автор?

 (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).

   

 

     3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика  о смысле высказывания, то есть примеры из текста:

      1) пример №1, его роль

      2) пример №2, его роль

     4. Вывод.

     Писатель В. Г. Короленко утверждал, что «русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

     Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и уникальность нашего языка состоят не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить все, о чем мы думаем и что испытываем.

   

     Например, в тексте О. Павловой медсестра говорит, что у Гришки «семь пядей во лбу» (предложение 11). Это фразеологический оборот. Данное средство выразительности помогает нам, читателям, понять, что Гришка умен не по годам.

     

      А вот в предложении 3 автор использует слово «детишки»  с уменьшительно-ласкательным суффиксом, и мы сразу понимаем, что он относится к ним с сочувствием и добротой.

     Таким образом, выразительные возможности нашего языка помогают точно передавать свои мысли и чувства.

 

Текст, из которого взяты примеры-аргументы

для сочинения на  лингвистическую тему

     (1) Аннушка работала больничным клоуном.  (2) Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу и развлекала тяжело  больных  детей, которые жили там месяцами.

(3) Играла с ними, разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она им представилась.

     (4) В ноябре больных,  к счастью,  было совсем мало.   (5) Вот и в этот раз в игровую комнату пришли всего пятеро.  (6) Среди них, как всегда, был Гришка – худенький и бледный мальчик лет десяти на вид.   (7) Он не мог играть в подвижные игры, потому что вынужден был всегда таскать за собой железную стойку с капельницей, из которой по капельке струилась в его слабенький организм жизнь.  (8) Гришка называл стойку «жирафом» и повязывал на нее свой желтый в клетку шарф, наверное, чтобы «жираф» не простудился.  (9) Мальчишка всегда держался в стороне и никогда не смеялся.  (10) Старшая медсестра, горестно вздохнув, так и сказала Нюше однажды: «Вон тот играть с вами вряд ли будет, и не старайтесь его развеселить.  (11) Семи пядей во лбу мальчишка, и было бы здорово, если бы он тоже радовался, но Гришенька  как-то сам по себе.  (12) Будет просто со стороны наблюдать».

     (13) Потому Нюша и удивилась, когда мальчик в перерыве между играми подошел к ней и попросил выйти с ним ненадолго в коридор – «что-то важное узнать».

     (14) Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.

     (15) – Нюша, тебе не страшно?

     (16) – А чего мне бояться?

     (17) – Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми.

     (18) – Значит, я пойду в твою палату искать тебя!

     (19) – И в палате меня тоже не будет.

     (20) – Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.

     (21) – И у окна не будет.  (22) И в другой игровой комнате не будет.  (23) Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?

     (24) – Значит, я буду знать, что тебя выписали…

     (25) – С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, - уже не выпишут.

     (26) Гришка смотрел на Нюшу не мигая, и она, не в силах выдержать взгляда этих ждущих только честного ответа глаз, попятилась к окну, села на подоконник и, легонько притянув мальчика к себе, осторожно обняла его.

     (27) – Гриш…

     (28) В пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь на пару метров.  (29) Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их – Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче.  (30)  И Нюша вдруг поняла: и солнце вот-вот уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется.  (31) Один на один с подкрадывающейся к его худеньким плечикам страшной тьмой.

     (32) И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:

     (33) – Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34) Потому что ты будешь всегда!  (35) Никто и никогда, послушай!  (36) Никто и никогда не исчезает насовсем, пока… пока… пока… он смеется в чьем-то сердце!

     (37) Предательский комок в горле заставил Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее.  (38) Девушка отвернулась, поспешно, по-детски – ладошками – вытерла слезы и посмотрела на него.

     (39) – Ойёёй!  (40) Какая ты… - мальчик  словно не мог подобрать слова. (41) – Какая ты!

(42) Как… енот!

     (43) И тут Гришка засмеялся.  (44) Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым звонким хохотом. (45) Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.

     (46) Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47) Вытирая слезы, она размазала потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем.

     (48) Открылась дверь игровой, и в проеме появилась старшая медсестра.  (49) Наверное, она хотела что-то спросить, но не успела.  (50) Она увидела смешную Нюшу-енота, увидела рядом с ней трясущихся от смеха Гришку и жирафа, и – «Гришка смеется!» - сама залилась счастливым смехом.  (51) В коридор высыпали все, кто был в комнате.  (52) И смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и ошарашенную Нюшу.

     (53) А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать.

     (54) Все, что ему хотелось, - хохотать и хохотать дальше, так же легко, так же заразительно и громко, и ему было радостно, что с ним смеются и другие дети. (55) И ему теперь было совсем не страшно.  (56) Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердце.  (57) А это значило, что никто из них отныне никогда уже не исчезнет насовсем…  (По О. Павловой)

     

Варианты рассуждений учеников

по ряду высказываний на лингвистическую тему

(черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)

     1. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение…  И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. В. Панов.)

     - Например, в предложении 52 Смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и  ошеломленную  Нюшу») аллитерация помогает услышать шум сильного порыва ветра.

     - Невероятная новость о том, что Гришка смеется, поразила окружающих, и многозначное слово «высыпали» (51) помогает зримо представить, как в коридоре появилась толпа людей.

     - Уменьшительно-ласкательный суффикс  -еньк-  в слове «Гришенька» (11) и словосочетание со связью примыкание «горестно вздохнув» (10), в котором наречие подчеркивает признак действия, отражают доброе отношение старшей медсестры к мальчику и ее беспокойство о том, что Гришка не умеет радоваться и смеяться.

     - Восклицательные предложения в монологе Нюши (33 – 36) помогают почувствовать, как потрясена девушка разговором с Гришкой и как хочется ей отвлечь мальчика от страшных мыслей.

     2. «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор.)

     - Автор текста всего двумя эпитетами «худенький и бледный» (6) рисует внешность Гришки, и читатель понимает, что мальчик болен.

     

     - Автор дала очень емкую характеристику Нюше, сказав, что она «волонтер» (2). Это иноязычное слово заставляет испытывать к девушке еще большую симпатию: значит, Нюша бескорыстно и добровольно помогает больным детям.

     3. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц.)

     - В предложении 36 используется лексический повтор слова «пока» и многоточия после этого слова, и читателю становится понятно, как волнуется Нюша, как она искренне желает убедить Гришку в том, что «никто не исчезает насовсем», и в то же время не может найти для этого нужные слова.

     - Радость автора от того, что в больницу не поступают новые тяжело  больные дети, можно увидеть в использовании вводного слова в предложении 4 («В ноябре больных, к счастью, не было»)

     - Старшая медсестра, несомненно, добрый человек, она любит Гришку, переживает за него.  Поэтому ее радость от того, что мальчик наконец-то захохотал, передана фразеологизмом «залилась смехом» и эпитетом «счастливым (смехом)» (50).

     4.  «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение.  …Грамматика… и знаки препинания охотно ей повинуются».  (М. Е. Салтыков-Щедрин.)  

     - Однородные сказуемые  (предложение 38) отражают последовательность действий Нюши, когда она старалась скрыть от больного мальчика Гриши свои слезы: «отвернулась … вытерла (слезы) и посмотрела».

     - Придаточные  причины в сложноподчиненном предложении  7  помогают читателю понять, почему Гришка не мог играть в подвижные игры.

     - Автор, рассказывая о работе Нюши, в предложениях 2 и 3 использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени, которые подчеркивают постоянство, неизменность ее действий («приезжала… развлекала… играла… разучивала стихи), и нам становится понятно, что для девушки занятия с больными детьми стали частью ее жизни.

     -  В предложении 39 с помощью междометия «ойёёй!» изумленный Гришка выражает свою радость при виде изменившегося лица Нюши. А многоточие в предложении 42 передает заминку мальчика, не сразу сообразившего, на кого же стала похожа Нюша.

     Внимание! Не ошибитесь! 

     Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании  автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными.

     Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.

Варианты сочинений на лингвистическую тему

   I. «Художник мыслит образами, он  рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.

     Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.

     Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».

     Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.  

     II. В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

     Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.

     Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.

     Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.

     Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».

    III. По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

     Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.

     Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.

     И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.

     Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.

Обобщающая таблица

«Языковые единицы в тексте О. Павловой»

Языковые единицы

Роль языковых единиц в тексте

Морфология (грамматика)

 Глаголы несовершенного вида прошедшего времени.

 Глаголы совершенного вида.

 

Повелительное и условное наклонения глагола

 (не старайтесь развеселить, радовался бы).

Глаголы в будущем времени.

 

Роль наречий.

Местоимения.

Служебные слова (предлоги, частицы, союзы).

Подчеркивают будничность, повторяемость действий, о которых повествуется в тексте.

Помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности.

Выражают приказ, необходимость действия или его возможность

Помогают рассказать о том, что произойдет после предыдущих событий.

Конкретизация, детализация действий.

Указывают на предметы, признаки, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.

Служат для связи слов и предложений, для выражения авторского отношения к происходящему

Синтаксис (грамматика)

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Вводные слова.

Обособленное приложение.

Обособленное определение.

Обособленные обстоятельства.

Сложноподчиненные предложения.

Безличные предложения.

Односоставные неопределенно-личные предложения.

 

Диалог.

Абзац.

Восклицательные предложения.

Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней.

Оттенить авторское отношение к изображаемому

Усилить зримость и наглядность изображаемого.

Достоверно описывает состояние героев.

Помогают выразить обстоятельственные значения, усилить наглядность изображаемого

Выражают психофизическое состояние человека, возникающее в результате действия какой-то причины.

В них важен сам факт, событие или действие, а субъект действия остается необозначенным, так как указание на него несущественно.

Помогает дать характеристику героя

Логические и стилистические функции.

Помогают передать настроение, чувства.

Пунктуация

Восклицательный знак.

Многоточие.

Эмоционально-экспрессивная функция.

Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием

Морфемика

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Однокоренные слова

Оттенить авторское отношение к изображаемому

Изображают явление с различных сторон и выделяют в нем разнообразные свойства и признаки.

Лексика. Фразеология

Контекстные антонимы.

Устная речь героя.

Повтор.

Подчеркнуть контраст в изображаемом.

Дать характеристику героя.

Акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накале чувств героев.

Средства выразительности

Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора, фразеологизмы.

Звукопись.

Создать художественный образ, усилить зримость, наглядность изображаемого.

Создать звуковой образ.

Изобразительно-выразительные средства русского языка

I. Тропы

(слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Пример

Эпитет

Это образное определение, отвечающее на вопрос какой?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.

Олицетворение

Уподобление неживых предметов человеку

Спит земля в сиянье голубом.

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО)

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит.

Метафора

Скрытое сравнение

Горит восток зарею новой…

Гипербола

Излишнее преувеличение свойств   предмета

В сто тысяч солнц закат пылал…

Литота

Чрезмерное преумень-

шение свойств  предмета

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!

Ирония

Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова)

Перифраза

Замена названия предмета описательным оборотом

Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные)

Метонимия

Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран)

Синекдоха

Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот

Пуще всего береги копейку (то есть деньги)

II. Фигуры речи

(особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)

Название фигуры речи

Что понимается под этой  фигурой речи

Пример

Антитеза

Резкое противопоставление (используются антонимы)

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!

Инверсия

Обратный порядок слов

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.  (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)

Оксюморон

Сочетание несочетаемых понятий

Сладкая горечь воспоминаний.

Градация

Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения

Светились, горели, сияли 

огромные голубые глаза.

Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах.

Парцелляция

Намеренное разделение одного предложения на несколько частей

Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

Анафора

Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Эпифора

Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Риторический вопрос

Вопрос, который не требует ответа

Что день грядущий нам готовит?

Риторическое обращение

Эмоциональное обраще-ние к людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленным предметам

Люди мира, бережно относитесь к природе!

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете!

Эллипсис

Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм

Мы села – в пепел, грады – в прах.

Лексический повтор

Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

Вопросно-ответная форма изложения

Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы

Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

Синтаксический параллелизм

Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

Однородные члены предложения

Перечисляемые действия, предметы, признаки

Были это веселые, сильные и смелые люди!

III. Звукопись

(игра звуками для усиления выразительности)

Ассонанс

Повторение  одинаковых гласных звуков

Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.

Аллитерация

Повторение одинаковых согласных звуков

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.

IV. Другие средства выразительности

Синонимы

Близкие по значению слова

Мой ласковый и нежный зверь

Контекстные синонимы

Слова, сходные  по  

значению только в данном тексте

Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации.

Контекстные антонимы

Слова, которые противопо-ставлены по значению только в данном тексте

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Диалектизмы

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности

Ушкан (заяц), бирюк (волк), векша (белка), рушник (полотенце)

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, понимаемые в переносном смысле

Не надо строить воздушные замки (не надо придумывать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Высказывания для написания сочинения на лингвистическую тему 2013 год (36 вариантов) из сборника Цыбулько

В данном материале  использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные  варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование,  2012. – 192 ...

Написание сочинения на лингвистическую тему.

Материал содержит конспект урока по обучению сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, текст К.Г. Паустовского и приложение - таблицу, в которую обучающиеся постепенно вписывают различные элеме...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

ОГЭ: материалы для самоподготовки обучающихся к написанию сжатого изложения

Данные материалы предназначены для самоподготовки обучающихся...