Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sochinenie_s2.ppt42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение на лингвистическую тему (задание С2) ГИА 2013

Слайд 2

Требования к сочинению 1. Стиль речи – научный или публицистический. 2. Тип речи – рассуждение. 3. Наличие двух аргументов (доказательств) на основе прочитанного текста. 3. Ссылка на лингвистический материал. 4. Объем сочинения - не менее 70 слов. 5. Разборчивый и аккуратный почерк. Примечание: не допускается пересказ текста или переписывание текста без комментариев.

Слайд 3

План сочинения-рассуждения Основной тезис. Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод.

Слайд 4

Задание С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Примечание: на основе текста по Б.В.Васильеву (демонстрационный материал 2013 г.)

Слайд 5

Сочинение-рассуждение «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал К.Г.Паустовский. С этим нельзя не согласиться, потому что словом можно не только рассказать о чем-либо, но и выразить чувства, эмоции, переживания и настроение. Чтобы доказать это, обратимся к прочитанному тексту. Так выражениями «выпалил одним духом» (7), «пошушукались» (8), «сказала с нескрываемым недоверием»(8), «с вызывающей агрессией …… вклинилась в разговор» (24), автор раскрывает агрессивное настроение детей, которые настойчиво пытаются выпросить у женщины письма ее сына. Кроме того нельзя обойти вниманием те горькие чувства, которые переживала Анна Федотовна, когда обнаружила пропажу писем. Чтобы описать ее состояние, автор использует метафоры «их вынули из ее души» (53), «голос сына больше не звучал в ней» (52), «и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа» (53). Эти примеры доказывают, что умело подобранное слово может передать любое чувство и состояние души человека.

Слайд 6

Сочинение-рассуждение «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал К.Г.Паустовский. С этим нельзя не согласиться, потому что словом можно не только рассказать о чем-либо, но и выразить чувства, эмоции, переживания и настроение. Чтобы доказать это, обратимся к прочитанному тексту. Так выражениями «выпалил одним духом» (7), «пошушукались» (8), «сказала с нескрываемым недоверием»(8), «с вызывающей агрессией …… вклинилась в разговор» (24), автор раскрывает агрессивное настроение детей, которые настойчиво пытаются выпросить у женщины письма ее сына. Кроме того нельзя обойти вниманием те горькие чувства, которые переживала Анна Федотовна, когда обнаружила пропажу писем. Чтобы описать ее состояние, автор использует метафоры «их вынули из ее души» (53), «голос сына больше не звучал в ней» (52), «и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа» (53). Эти примеры доказывают, что умело подобранное слово может передать любое чувство и состояние души человека. (131 слово)

Слайд 7

Тезис « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом », - писал К.Г.Паустовский. С этим нельзя не согласиться, потому что словом можно не только рассказать о чем- либо, но и выразить чувства, эмоции, переживания и настроение. Чтобы доказать это, обратимся к прочитанному тексту.

Слайд 8

Аргумент 1 Так выражениями « выпалил одним духом » ( 7 ), « пошушукались » ( 8 ), « сказала с нескрываемым недоверием »(8), « с вызывающей агрессией ……вклинилась в разговор » ( 24 ), автор раскрывает агрессивное настроение детей, которые настойчиво пытаются выпросить у женщины письма ее сына.

Слайд 9

Аргумент 2 Кроме того нельзя обойти вниманием те горькие чувства, которые переживала Анна Федотовна, когда обнаружила пропажу писем. Чтобы описать ее состояние, автор использует метафоры « их вынули из ее души » ( 53 ), « голос сына больше не звучал в ней » ( 52 ), « и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа » ( 53 ).

Слайд 10

Вывод. Эти примеры доказывают, что умело подобранное слово может передать любое чувство и состояние души человека.

Слайд 11

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания «Среди выразительных средств языка немаловажное место в образной речи занимают однородные члены предложения».

Слайд 12

Подготовка к сочинению Вспомнить, что такое однородные члены предложения (теория). Найти в прочитанном тексте предложения, в которых используются однородные члены предложения, определить их особенности употребления. Определить, с какой целью автор включил ряд однородных членов в предложение. Подумать, какие из выбранных предложений текста могут проиллюстрировать аргументы. Продумать комментарий к выбранным примерам. Составить основной тезис, два аргумента, проиллюстрировать их выбранными примерами из текста и сформулировать вывод. Составить связный текст и записать его. Проверить связность предложений в тексте, грамотность написания, объем сочинения, абзацное членение, речевую правильность получившегося текста.



 

Комментарии

Данный материал может быть использован как на уроке, так и для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Презентация позволяет наглядно представить алгоритм действий ученика при написании сочинения.