Главные вкладки

    Написание сочинения на лингвистическую тему.
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Амерханова Марина Николаевна

    Материал содержит конспект урока по обучению сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, текст К.Г. Паустовского и приложение - таблицу, в которую обучающиеся постепенно вписывают различные элементы сочинения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_napisanie_sochineniya_na_lingvisticheskuyu_temu.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Написание сочинения на лингвистическую тему

    Цель урока:

    Создать текст собственного сочинения с использованием лингвистического материала, содержащегося в тексте К.Г.Паустовского

    Задачи:

    1. Развивать навыки связной устной и письменной речи.
    2. Учиться использовать знания о структурных элементах написания сочинения – рассуждения в создании собственного текста.
    3. Воспитывать любовь к родному языку, умение видеть его особенности.

    ХОД УРОКА

    Этапы урока

    Учитель

    Ученики

    1.Организационный момент.





























    2.Эмоциональный настрой.










    3.Практическая  часть. Этап самоконструкции.

















    4.Работа над созданием собственного текста.

































    5.Творческая письменная работа.




    6.Самоанализ.












    7.Этап рефлексии.






    8.Итоги урока.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.


    Сегодня мы будем работать над созданием еще одной творческой работы, включённой в экзаменационный материал.


    -Прочитайте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться?




    -Что для этого нам нужно знать?










    -Что мы должны уметь?








    Для создания эмоционального настроя учитель читает текст К.Г.Паустовского (см. Приложение №2)

    -Какие чувства вызывает у Вас этот текст?

    -Каким вы увидели деда Лариона?

    -Что помогает читателю правильно понять текст?

    -Какие знаки препинания использовал автор?



    Прочитайте задание после текста.

    -Какое сочинение нам предстоит написать?

     На бланке, который лежит у каждого из вас на столе (см. Приложение №1), запишите тему сегодняшнего сочинения – рассуждения.

    -Назовите основные структурные элементы сочинения – рассуждения.


    -Назовите обязательные структурные элементы сочинения.

    Нам предстоит написать сочинение на лингвистическую тему, значит, мы должны знать функции знаков препинания.

    -Назовите различные функции знаков препинания в предложении. Какие из них применимы к запятым?



    -Сформулируйте тезис, к которому вам необходимо подобрать аргументы из текста.



    -Найдите в тексте предложения, в которых стоят запятые. Определите, какую функцию выполняет этот знак в конкретном предложении.





    У каждого из Вас – свои примеры, прочитайте их.









    -А теперь выберите два примера, иллюстрирующих разные функции запятых.

    Прочитайте их.




    -Вспомните, какие вводные конструкции помогают пишущему оформить порядок мыслей.

    -На предыдущих уроках мы с вами учились различным способам начала и завершения сочинения. Подумайте, как бы вы могли начать свою работу сегодня.


    -Мы обсудили некоторые структурные элементы сочинения, оставив без внимания лишь вывод и заключение. Напишите сочинение «Зачем нужны запятые?»


    -Мы послушаем работы нескольких учеников и выясним, что им удалось сделать и чего пока в их работах не хватает.










    -Сегодня был первый урок по созданию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

    -Что вам (не) понравилось?

    -Что у вас (не) получилось?

    -Чему еще предстоит научиться?

    Учитель комментирует работу обучающихся, за работу на уроке ставит отметки, а также объявляет о том, насколько достигнута цель, поставленная в начале урока.

    Садятся. Готовят принадлежности

    к уроку.





    писать сочинение на лингвистическую тему


    структурные элементы сочинения – рассуждения,

    логические связки, функции знаков препинания



    создавать текст рассуждение,

    использовать морфологические средства связи предложений в тексте







    знаки препинания

    запятые, тире, кавычки, многоточие



    «Зачем нужны запятые?»




    Тезис, аргументы, вывод

    Вступление, основная часть и заключение



    Знаки конца предложения, выделительные и разделительные



    Без запятых на письме обойтись невозможно


    На листах с текстом отмечают предложения, указывают условия постановки


    Читают предложения, называют условия постановки запятой и функцию её в данном предложении


    Один ученик читает, другие оценивают правильность выбора  


    Во-первых, во-вторых, наконец, итак

    Зачитывают свои варианты




    Работа пишется 12-15 минут




    Один ученик представляет свою работу, остальные выступают в роли редакторов, высказывая свое суждение по поводу написания работы


    Ученики высказывают собственное суждение


    Приложение №1

    Написание сочинения на лингвистическую тему.

    Тема: ____________________________________________________

    ФИ________________________________________________________

    Структура

    сочинения

    Сочинение

    Комментарий

    учителя

    Баллы по

    критериям

    Вступление

    Тезис

    С1К1 –

    2 балла:

    дан обоснованный ответ на поставленный вопрос

    Аргумент 1

    С1К2 –

    2 балла


    Приведен пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языка








    Приведен пример из текста, иллюстрирующий 2 функцию языка

    Аргумент 2

    Вывод

    С1К3 – 2 балла:

    сочинение логичное, абзацы связаны между собой, соблюдена последовательность сочинения – рассуждения

    1 балл: допущена 1логическая ошибка и /или

    - в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

    Заключение

    С1К4 - 1 балл

    Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. Есть вступление и заключение

    ВСЕГО 7 БАЛЛОВ


    Приложение №2

    (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Уреженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

    (4)Деду не спалось. (5) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели. (6) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

    (7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

    (8) В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

    (12) Дед огорчился и пошел дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14) Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.

    (16) Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17) Ветер перешел в ураган. (18) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

    (19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

    (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21) Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22) Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

    (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24) Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

    (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал:  (27) «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

    (28) Заяц вывел деда из огня. (29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30) Дед подобрал зайца и понес домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.

    -(33) Этот заяц, - сказал дед,- спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…

    (35) Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

    (По К.Г.Паустовскому*)

    *Паустовский Константин Георгиевич – русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и другие.

    Часть 3

    Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1. или С2.2.

    С2.1

    Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.

    Антон: «На письме без запятых обойтись невозможно…»

    Кирилл: «Зачем нужны эти запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где эти запятые ставить!»

    Напишите сочинение – рассуждение: «Зачем нужны запятые?»

    Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст К.Г.Паустовского.

    Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и (или) в общекультурном плане.

    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

    Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

    Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

    Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

    «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

    Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

    Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

    Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

    Высказывания для написания сочинения на лингвистическую тему 2013 год (36 вариантов) из сборника Цыбулько

    В данном материале  использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные  варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование,  2012. – 192 ...

    Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

    Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

    Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

    Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

    Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

    Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...