Главные вкладки
Написание сочинения на лингвистическую тему.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Материал содержит конспект урока по обучению сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, текст К.Г. Паустовского и приложение - таблицу, в которую обучающиеся постепенно вписывают различные элементы сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Написание сочинения на лингвистическую тему
Цель урока:
Создать текст собственного сочинения с использованием лингвистического материала, содержащегося в тексте К.Г.Паустовского
Задачи:
- Развивать навыки связной устной и письменной речи.
- Учиться использовать знания о структурных элементах написания сочинения – рассуждения в создании собственного текста.
- Воспитывать любовь к родному языку, умение видеть его особенности.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Учитель | Ученики |
1.Организационный момент. 2.Эмоциональный настрой. 3.Практическая часть. Этап самоконструкции. 4.Работа над созданием собственного текста. 5.Творческая письменная работа. 6.Самоанализ. 7.Этап рефлексии. 8.Итоги урока. | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьтесь к занятию. Сегодня мы будем работать над созданием еще одной творческой работы, включённой в экзаменационный материал. -Прочитайте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? -Что для этого нам нужно знать? -Что мы должны уметь? Для создания эмоционального настроя учитель читает текст К.Г.Паустовского (см. Приложение №2) -Какие чувства вызывает у Вас этот текст? -Каким вы увидели деда Лариона? -Что помогает читателю правильно понять текст? -Какие знаки препинания использовал автор? Прочитайте задание после текста. -Какое сочинение нам предстоит написать? На бланке, который лежит у каждого из вас на столе (см. Приложение №1), запишите тему сегодняшнего сочинения – рассуждения. -Назовите основные структурные элементы сочинения – рассуждения. -Назовите обязательные структурные элементы сочинения. Нам предстоит написать сочинение на лингвистическую тему, значит, мы должны знать функции знаков препинания. -Назовите различные функции знаков препинания в предложении. Какие из них применимы к запятым? -Сформулируйте тезис, к которому вам необходимо подобрать аргументы из текста. -Найдите в тексте предложения, в которых стоят запятые. Определите, какую функцию выполняет этот знак в конкретном предложении. У каждого из Вас – свои примеры, прочитайте их. -А теперь выберите два примера, иллюстрирующих разные функции запятых. Прочитайте их. -Вспомните, какие вводные конструкции помогают пишущему оформить порядок мыслей. -На предыдущих уроках мы с вами учились различным способам начала и завершения сочинения. Подумайте, как бы вы могли начать свою работу сегодня. -Мы обсудили некоторые структурные элементы сочинения, оставив без внимания лишь вывод и заключение. Напишите сочинение «Зачем нужны запятые?» -Мы послушаем работы нескольких учеников и выясним, что им удалось сделать и чего пока в их работах не хватает. -Сегодня был первый урок по созданию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. -Что вам (не) понравилось? -Что у вас (не) получилось? -Чему еще предстоит научиться? Учитель комментирует работу обучающихся, за работу на уроке ставит отметки, а также объявляет о том, насколько достигнута цель, поставленная в начале урока. | Садятся. Готовят принадлежности к уроку. писать сочинение на лингвистическую тему структурные элементы сочинения – рассуждения, логические связки, функции знаков препинания создавать текст рассуждение, использовать морфологические средства связи предложений в тексте знаки препинания запятые, тире, кавычки, многоточие «Зачем нужны запятые?» Тезис, аргументы, вывод Вступление, основная часть и заключение Знаки конца предложения, выделительные и разделительные Без запятых на письме обойтись невозможно На листах с текстом отмечают предложения, указывают условия постановки Читают предложения, называют условия постановки запятой и функцию её в данном предложении Один ученик читает, другие оценивают правильность выбора Во-первых, во-вторых, наконец, итак Зачитывают свои варианты Работа пишется 12-15 минут Один ученик представляет свою работу, остальные выступают в роли редакторов, высказывая свое суждение по поводу написания работы Ученики высказывают собственное суждение |
Приложение №1
Написание сочинения на лингвистическую тему.
Тема: ____________________________________________________
ФИ________________________________________________________
Структура сочинения | Сочинение | Комментарий учителя | Баллы по критериям |
Вступление | |||
Тезис | С1К1 – 2 балла: дан обоснованный ответ на поставленный вопрос | ||
Аргумент 1 | С1К2 – 2 балла Приведен пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языка Приведен пример из текста, иллюстрирующий 2 функцию языка | ||
Аргумент 2 | |||
Вывод | С1К3 – 2 балла: сочинение логичное, абзацы связаны между собой, соблюдена последовательность сочинения – рассуждения 1 балл: допущена 1логическая ошибка и /или - в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | ||
Заключение | С1К4 - 1 балл Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. Есть вступление и заключение | ||
ВСЕГО 7 БАЛЛОВ |
Приложение №2
(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Уреженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
(4)Деду не спалось. (5) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели. (6) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.
(8) В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.
(12) Дед огорчился и пошел дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14) Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.
(16) Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (17) Ветер перешел в ураган. (18) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21) Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22) Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24) Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.
(26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: (27) «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
(28) Заяц вывел деда из огня. (29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30) Дед подобрал зайца и понес домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.
-(33) Этот заяц, - сказал дед,- спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…
(35) Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
(По К.Г.Паустовскому*)
*Паустовский Константин Георгиевич – русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и другие.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1. или С2.2. |
С2.1 |
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.
Антон: «На письме без запятых обойтись невозможно…»
Кирилл: «Зачем нужны эти запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где эти запятые ставить!»
Напишите сочинение – рассуждение: «Зачем нужны запятые?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст К.Г.Паустовского.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и (или) в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

В данном материале использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2012. – 192 ...

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...