Летний профильный лагерь как новая форма профессионального самоопределения подростков.
методическая разработка по психологии (7 класс) на тему

Дувалка Елена Геннадьевна

Выбирать свою будущую профессию можно легко и весело, примерив на себя, как одежду, и не бояться быть любым. Всё это возможно для учеников 7 класса Верхошижемской школы имени И.С.Березина в летнем профильном лагере психологическом "Познай себя". Выбирать, когда не страшно ошибиться и задуматься о будущем, когда не знаешь зачем ходишь в школу - это актуально для подростка. Ежегодно набирается группу подростков для путешествия к успеху. Экскурсии, минитесты и минилекции, испытания команды на сплочённость, социальные пробы и неформальное общение, всё это прошходят участники отряда "Познай себя",Каждый за смену открвает для себя и в себе что-то новое и интересное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Верхошижемье Кировской области имени И.С.Березина

Программа летнего профориентационного лагеря

для подростков

« Познай себя!»

             

Автор

педагог – психолог                                                                                                                                                                                                                                                         Дувалка Елена

Геннадьевна

первая

квалификационная

категория

                                                           

пгт. Верхошижемье

2013 г


Программа летнего профильного профориентационного лагеря для подростков «Познай себя»

Программа разработана и предназначена для ведения психологами

в летних оздоровительных лагерях.

Пояснительная записка.

В основу проекта «Наша новая школа» положены пять направлений государственной поддержки, в том числе и обновление образовательных стандартов, в частности поддержка  профильного образования.

           Ключевой идеей новых стандартов являются требования к результатам и условиям образовательного процесса - переход от «культуры процесса» к «культуре результата».

          Общество ожидает от современной школы выпускника, осознающего себя гражданином Российского государства, способного работать с различными источниками информации, готового осваивать новые виды деятельности и принимать на себя ответственность за свои решения, за собственную судьбу и будущее страны. Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса.

           Поэтому одной из важнейших задач школы в реализации новых стандартов образования  является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

                   В настоящее время остро встаёт проблема выбора профессии. Связано это с условиями рыночной экономики и жёсткой конкуренцией на рынке труда, где теперь ценятся высококвалифицированные специалисты.

                  Многие учащиеся не ориентируются в мире профессий, реальных профессиональных требованиях, имеют слабое представление о новых профессиях, а так же перспективах профессионального роста. Подростки  этого возраста ещё мало задумываются о своих интересах, склонностях, способностях. Не знают, что личностные особенности очень важны при выборе профессии. Для того чтобы ученик лучше узнал свой внутренний мир, оценил свои возможности нужна помощь специалистов.

         От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь. Недостаток знаний о своём внутреннем мире затрудняют выбор, делают его недостаточно обоснованным и случайным.

        Остаются нерешенными проблемы:

- недостаточная осведомленность детей о своих возможностях, профессиональных требованиях и способах получения профессии;

 - средства массовой информации представляют лишь рекламу различных учебных заведений, которая порой не обсуждается с детьми;

- загруженность учеников во время учебного года не позволяет уделить достаточно времени профессиональной ориентации.      

 Создание летного профориентационного отряда поможет создать условия для  решения описанных выше проблем.

        Данная программа является  новой формой работы психологической службы школы  в условиях  реализации новых стандартов, а так же ступенью в подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности.

                  

            Итогом прохождения курса «Познай себя» является готовность к осознанному выбору образовательного маршрута, профиля обучения  в старших классах, а так же профессиональной сферы и будущей профессии.

         

  Цель: Разработка и реализация системы мер, направленных  на активизацию интереса к  профессиональному самоопределению и осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута для каждого участника.

Задачи программы:
-Создать условия для выявления интересов, склонностей, способностей и   восприятия себя как потенциально успешной личности через прохождение групповых и индивидуальных опросников, тестов, участие в профиграх и тренингах;
-Оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении учащимися
жизненных, социальных ценностей, связанных с профессиональным
становлением; в развитии навыков и умений по целеполаганию и планированию, способности к рефлексии;

-Создать условия для активной пробы сил в различных видах профоритационной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт.
  • Актуализируется процесс самопознания  и  профессионального самоопределения.
  • Формируются необходимые навыки и умения, связанные с самоопределением и преодолением трудностей.
  • Подростки  осознанно  составляют свой образовательный маршрут.
  • Предполагаемая жизненная цель становится мотивом учебной деятельности.

                                 Учебно-тематический план.

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика.

Раздел 1 «Я и мои возможности».

1

Самооценка.

2

1

1

2

Правое и левое полушарие.

2

1

1

3

Мои интересы

4

1

3

4

Мои склонности. Формула выбора профессии

4

1

3

6

Понятие о темпераменте.

4

1

3

Раздел 2 « Мир профессий»

5

Что я знаю о профессиях?

4

1

3

7

Классификация профессий.

4

1

3

8

Профессии типа «Человек – Знак»

4

1

3

9

Профессии типа «Человек – Природа»

4

1

3

10

Профессии типа «Человек – Человек»

4

1

3

11

Профессии типа «Человек – Художественный образ»      

4

1

3

12

Профессии типа «Человек – Техника»

4

1

3

13

Ошибки в выборе профессии.

2

1

1

14

Профессиональные учебные заведения

6

1

5

15

Психологический КВН

2

0

2

Раздел 3 «Постановка жизненной цели».

16

  Технология превращения мечты в цель [17]

2

1

1

17

Фестиваль профессий.

5

0

5

18

Составление образовательных маршрутов.

3

1

2

Итого:

64

16

48

Содержание.

п/п

Краткое содержание занятия

Идея дня:  Чтобы придти к цели, нужно сделать первый шаг.

Задачи дня:

  • Познакомить участников лагеря, создать благожелательную атмосферу.
  • Познакомить с программой и целями лагерной смены и мотивировать ребят на активное участие во всех мероприятиях.

Знакомство, мотивация, принятие правил. 1 час

Игра «Имя + 3 мои любимые вещи / предмета» - 5минут (18)

Игра «Бегущая табличка» - 5 минут (18)

Упражнение «Молодежная тусовка» -10минут (18)

Принятие правил принципов взаимодействия – 10минут

Презентация целей и идей лагеря.

Упражнение. –  Дневник .10минут.

Игры на знакомство «Имена с покрывалом» — 5 минут (18)

Игра «Гром — Ураган — Землетрясение» — 5 минут  [18]

  Игра «Слепая геометрия» — 10 минут

Мозговой штурм.- 30 минут.[     ]

Итоги дня.

Идея дня:  Даже если все вокруг считают тебя злобным чудовищем,

ты не обязан этому верить!                    Шрек.

Задачи дня:

 Ответить на вопросы: Кто я? Какие у меня взгляды на жизнь?

Получить опыт адекватного восприятия своих чувств и мыслей.

Познакомиться с понятием межполушарной асимметрии.

Определить с помощью теста ведущее полушарие и  тип характера у каждого?

 День начинается с разучивания кричалки:

Ведущий: Настроение каково?

Дети хором, показывая большой палец, отвечают: «ВО»!

Ведущий: Все такого мнения?

Дети: Всё!

Все без исключения?

Дети: ДА!

Тест самооценки.  - 30мин

Игра «Вопрос — ответ» — 10 минут

Игра «Ветер дует на тех, кто любит...» - 10 минут (18)

Игра «Узнай друг друга лучше»

Правое левое полушарие головного мозга. Мини лекция.

 Понятие межполушарной асимметрии – 15 минут

Тест на преобладание правого или левого полушария мозга – 15 минут

Подготовка к открытию лагеря.

Итоги дня. Оформление дневников.

 Ритуал прощания.

Идея дня: Будьте интересны себе, тогда вы станете интересными

и для других людей.

                                                         Ш. Амонашвили

Задачи дня:

Познакомить ребят с понятием «интерес» и выяснить какую роль он играет в нашей жизни

Определить свои жизненные интересы.

Выяснить после тестирования направленность интересов к той или иной профессиональной области знаний и виду деятельности.

Кричалка.

 Упражнение «Я хочу тебе подарить»

Мини лекция «Мои интересы» - 15 минут

Знакомство учащихся с биографией физика Роберта Вуда, гения физического эксперимента.

Упражнение: Назовите три своих жизненных интереса.- 15 минут

Упражнение: «Я хвалю себя» - 15 минут

Напишите в своих дневниках 50  пунктов начинающихся со слов: «Я хвалю себя за то…»

Упражнение: «Воображение» - 10 минут

 Представьте себя каким либо предметом и опишите свои ощущения. Например. Я красивый цветок мною все любуются.

Карта интересов – 50 минут (8)

Упражнение. «ЧТО? ГДЕ? КУДА?»(авторское) - 20минут.

Подготовка к открытию лагеря.

Итоги дня Ритуал прощания.

Идея дня: Всё увидеть, всем овладеть, чтобы потом щедро отдавать людям.   Альфред Брем

Задачи дня:

  • Познакомить ребят с понятием «склонности» и выяснить чем они отличаются от интереса и  какую роль они играют в нашей жизни
  • Определить свои жизненные склонности.
  • Обогащать и систематизировать знания детей о профессиях
  • Выяснить после тестирования ведущие склонности к той или иной профессиональной области знаний и виду деятельности.

Кричалка.

Мини лекция «Мои склонности» - 5 минут

Формула профессии.

Игра «Я знаю названия трех профессий...» -5мнут

Игра «Формула профессии» - 10минут

Упражнение. Девиз моей жизни – 15 минут.

Тест ХОЛАНДА -Климова в модификации Резапкиной Галины -15минут

Упражнение «Игра в лотерею» -5 минут (17)

Упражнение «Распродажа» - 10 минут

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:   « Посеешь поступок – пожнёшь привычку ,

                                            Посеешь привычку – пожнёшь характер,

                                            Посеешь характер – пожнёшь судьбу .»

                                                                      (Восточная пословица)

Задачи дня:

Дать понятие о темпераменте, о силе, уравновешенности и подвижности нервной системы, интроверсии и экстраверсии.

Выяснить, как влияет темперамент на успешность выбранной профессии.

Провести диагностику темперамента.

Получить опыт самоанализа и рефлексии.

Кричалка.

Упражнение. «Туристы» - 5минут

Упражнение черты моего характера.-10минут

Мини лекция «  Темперамент » -1 5 минут

Определение темперамента. (Модификация Г. Резапкиной) – 40минут

Игра «Я — животное» (Развитие навыков самоанализа) – 15 минут

Игра «Угадай профессию» - 15минут

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня: Я мыслю, следовательно, я существую.

Рене Декарт

Задачи дня:

Получить опыт координирования совместных действий.

Провести дискуссию о молодых специалистах на рынке труда.

Узнать о новых профессиях в мире.

Разгадать кроссворды о профессиях, расширить кругозор.

Кричалка.

Упражнение «Совместный счет» - 5 минут (5)

Упражнение-разминка «Карандаши» - 15 минут. (5)

Дискуссия  - 15 минут

Упражнение «Молодежь на рынке труда: плюсы и минусы».

Новые профессии на рынке труда - 10 минут

Разгадывание кроссвордов. – 1 час. См приложение №2.

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня: Друг познаётся в беде.

Самая трудная профессия - быть человеком. Хосе Хулиан Марти

Задачи дня:

  • Дать понятие «Классификация профессий»
  • Познакомить с классификацией по предмету труда.
  • Актуализировать знания о профессиях.
  • Получить опыт общения, умения договариваться и приходить к единому мнению, работать в команде.

Кричалка.

Упражнение «Линейка дней рождения»

Минилекция.Классификация профессий по  Е.А. Климову

Игра «аукцион»

ПУТЕШЕСТВИЕ:  Воздушный шар   (10) ,Упражнение «Плоты» — 20 минут (18)

Итоги дня.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Не бойся делать то, что не умеешь! Помни, что Ковчег построил любитель, а Титаник профессионалы.

Задачи дня:

  •  Продолжить путешествие  и работу в команде .
  • Познакомить с группой профессий «ЧЕЛОВЕК—ЗНАК»
  • Провести диагностику профессионально важных качеств.
  • Провести экскурсию в редакцию газеты.

Кричалка.

Упражнение «Лава» 15 минут (18)

Необитаемый остров -30минут (10)

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЗНАК»

Минилекция. – 5мин

Практическая работа: 20 минут«Корректурная проба»,Определение объёма внимания;Изучение распределения внимания.Переключение внимания.

Экскурсия в редакцию газеты.

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Поездка в учебные заведения.

Идея дня:  Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде.

Агата Кристи

Задачи дня:

  •  Настроится на общение и путешествие в «другие миры»
  • Посетить учебные заведения г.Кирова.
  • Ответить на поставленные заранее вопросы.
  • Выяснить чем отличается обучение в средней школе от обучения в училище, техникуме и вузе.

Кричалка.

Разминка «Привет себе»

Экскурсия в учебные заведения г.Кирова.

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Люди одиноки лишь потому, что вместо мостов они строят стены.

Задачи дня:

  • Продолжить игру «Необитаемый остров», обратив внимание на стили общения ребят.
  • Познакомить участников с группой профессий «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»
  • Выяснить необходимые профессионально важные качества
  • Провести диагностику коммуникативных и организаторских способностей и тест на уверенность в себе.
  • Провести экскурсию в больницу.

Кричалка.

Упражнение «Ядовитая лиана» - 10минут (18)

Упражнение «Доверительное падение» -10минут

Необитаемый остров. – 1 час

Мы продолжаем наше путешествие ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

Беседа -  10 минут

Тест КОС -  15 минутТест «Насколько вы уверены в себе?» - 15 минут.

Экскурсия в РОВД.

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:               «Берегите эти земли, эти воды,

                               даже малую былиночку любя.

                              Берегите всех зверей внутри природы,

                              Убивайте лишь зверей внутри себя.»

                                                                     Е. Евтушенко

Задачи дня:

  • Продолжить игру «Необитаемый остров»,
  • Познакомить участников с группой профессий «ЧЕЛОВЕК—ПРИРОДА»
  • Выяснить необходимые профессионально важные качества
  • Провести экскурсию в лесхоз, питомник и дендропарк.

Кричалка.

Необитаемый остров.-30минут

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ПРИРОДА»

Беседа – 15 минут

Необитаемый остров.-30минут

Экскурсия в лесхоз, питомник и дендропарк.

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.             Виктор Мари Гюго

Задачи дня:

  • Получить информацию о профессиях и возможностях обучения из учебных фильмов.
  • Раздать задания для Фестиваля профессий.

Кричалка.

Просмотр учебных фильмов (2 часа)

Задание для закрытия лагеря.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Искусство - одно из средств различения доброго от злого.

 Лев Николаевич Толстой

Задачи дня:

  • Познакомить участников с группой профессий «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»»
  • Выяснить необходимые профессионально важные качества, особое внимание уделить вопросу творческих способностей.
  •  Провести социальную пробу в роли работника дома культуры.

Кричалка.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО»

Беседа – 10минут

Упражнение «Интервью».- 15 минут

Экскурсия в дом культуры. – 2 часа.

Все на сцену или конкурс артистизма. (проводят работники дома культуры)

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса.                                                   Леонард Луис Левинсон

Задачи дня:

  • Познакомить участников с группой профессий «ЧЕЛОВЕК—ТЕХНИКА»
  • Выяснить необходимые профессионально важные качества
  • Провести диагностику технических способностей и тест на пространственное мышление.
  • Провести экскурсию на предприятие связи и в пожарную часть.

Игра «Машины» - 10минут

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ТЕХНИКА»

Беседа .

Практическая работа

Для этой части урока необходим куб Линка или «Уникуб» Никитина. Диагностика технических способностей «Бенетта» и тест на пространственное мышление из «ТОБС»  (1 час).

Экскурсия на  предприятие связи «ВолгаТелеком» и в пожарную часть. – 2 часа.

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Не ждите чудес, чудите сами!

Задачи дня:

  • Провести конкурс "Психологический КВН"
  • Выявить и способствовать развитию креативности каждого ученика.
  • Дать возможность каждому побывать в роли консультанта-психолога.

Кричалка.

Разогрев. – 5 минут"Психологический КВН" – 1.5 часа.

Упражнение «Автопортрет» -15 минут

Упражнение «Советчик» -30 минут

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня: Когда у человека нет цели в жизни,

                       он становится мишенью. Гарри Симанович

Задачи дня:  

  • научиться постановке жизненных целей;
  • формулировать, планировать и анализировать все этапы достижения поставленных задач;
  •  умению предвидеть и решать возникающие трудности.

Кричалка.

Цель жизни и«Технология превращения мечты в цель» (семь шагов)   3 часа.  (17)

Итоги дня.

Ритуал прощания.

Идея дня:  Смотреть в будущее лучше, чем мечтать о прошлом.

 Роберт Вальзер

У будущего много имен:
У слабого - неудача,
У труса - неизвестность,
У храброго - шанс. 

                                        Неизвестный автор

Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты.

 Эллионора Рузвельт

Задачи дня:

  • Защита профессии на фестивале

Идея дня:  Совет друга - лучшая опора против врагов. 

Уильям Шекспир

Задачи дня:

  • Заполнить профкарты.
  • Составить индивидульные образовательные маршруты.
  •  Дать напутствие тренера и группы каждому участнику.

Заполнение профкарты и составление  индивидуального образовательного маршрута (приложение 1).

Упражнение. Чемодан в дорогу. (12)

Подведение итогов. Дневник.

Условия реализации программы.

        Одним из преимуществ представленной программы  профильного лагеря «Познай себя» является ее универсальность применения. Она может быть использована как психологами, так и  классными руководителями после прохождения курсовой подготовки. Для  учащимихся малокомплектной и общеобразовательной школы.

        Профильный лагерь является одной из форм летней занятости подростков, а значит и формой профилактики девиантного поведения.

        Программа апробирована во время летней лагерной смены в 2009 и 20010 годах.

  Показателем эффективности программы является 100% посещаемость подростками во время всей лагерной смены, заинтересованность темами каждого дня, активизация стремления к самопознанию и самосовершенствованию, составление индивидуальных образовательных маршрутов.  100% участников лагеря продолжили обучение в 10 классе родной школы.

        

Структура и планирование занятий.

Программа рассчитана на 18 дней.

-Профориетационные уроки-16 час.    

-Тренинги, игры, тесты -12час.    

-Экскурсии-16 час.
-Итоговое мероприятие "Фестиваль профессий"-5 час.

  Данный курс может быть как самостоятельным, так и первой частью программы профориентационной работы в целях предпрофильной подготовки, вторая часть которой подразумевает рассмотрение информационного блока по выбору конкретных профилей обучения в своём образовательном учреждении.

 Программа профориентационного отряда  «Познай себя» состоит из трёх разделов: «Я и мои возможности», « Мир профессий» и «Постановка жизненной цели».

  С анкетами и диагностическими опросниками учащиеся работаю в первом разделе «Я и мои возможности», который способствует самопознанию, определению своих интересов и склонностей и всесторонней объективной оценке особенностей личности, а так же определению недостающих качеств, которые предстоит сформировать для успешного построения профессиональных планов.

  Второй раздел « Мир профессий» посвящён знакомству  с многообразием профессий, их классификации, особенностям и требованиям профессионального труда в различных сферах деятельности. Практические упражнения и экскурсии позволяют ученикам пройти социальные пробы и «примерить» на себя различные профессии, а так же узнать не только о перспективах, но и  о предстоящих трудностях.

  Третий раздел «Постановка жизненной цели» позволяет научиться постановке жизненных целей. Умению формулировать, планировать и анализировать все этапы достижения поставленных задач. А так же умению предвидеть и решать возникающие трудности. Итогом раздела будет составление личных образовательных маршрутов.

  Результаты тестов, теоретические знания, свои наблюдения и выводы ученики записывают в дневник, к которому ученик может обращаться и в свободное время в течение будущего учебного года в  целях подтверждения правильности своего выбора и повышения мотивации обучения.

 Во время прохождения программы учащиеся получают профессиональные консультации для уточнения, коррекции и прогнозирования профессионального выбора.

Программа разработана и предназначена для ведения педагогами и психологами  в летних оздоровительных лагерях

Содержание профоритацинного блока:

  • Проведение тематических минилекций и профессиографических экскурсий по изучению профессиональных требований и других особенностей различных профессий. Сочинения-размышления «Кем я хочу стать» (почему, как, хочу, могу, буду);

  • Проведение профдиагностики в групповой и индивидуальной форме для определения соответствия способностей каждого учащегося к требованиям выбираемой им профессии. Тесты: ДДО, карта интересов ,компьютерная диагностика и т .п. .;
  • Проведение профориентационных игр и тренингов направленных на:
    -освещение широкого спектра профессий;
    -выявление и тренировку лидерских, организаторских и коммуникативных  качеств учащихся;
    -составление образовательных маршрутов
  • Экскурсии: учебные заведения, предприятия (почта, милиция,  пекарня, пожарная часть, больница, лаборатория, лесничество, ЦЗ населения и т.п.) Встречи с интересными людьми разных профессий.
    Интервью с представителями различных профессий.

Тренинги: общения, развития интуиции, выявления лидерских качеств и творческих способностей.

Основные формы работы:

Исходя из этого, можно выделить следующие методы: словесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, свободный обмен мнениями (дискуссия), обсуждение; наглядные: демонстрация, иллюстрация, коллажирование, экскурсия; практические: психологическая диагностика, игровые упражнения.

    В ходе занятий учащиеся выполняют различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой тематикой, с помощью психолога оценивают достигнутый уровень развития различных способностей и фиксируют полученные результаты в специальных бланках и дневнике профессионального самоопределения «Познай себя».

   Следует подчеркнуть, что целью использования психодиагностических методик является не просто диагностика интересов, склонностей, способностей и т.д., а активная позиция самоопределяющегося человека, создание условий для дальнейшёго обсуждения этих вопросов в семье.

       Основная задача практической работы ребят – умение работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования.

Перечень знаний и умений формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения
  • Формулу выбора профессии.
  • Классификацию профессий по Климову.
  • Понятие «Профессиональный интерес, способности, склонности».
  • Понятие об эмоциональной и интеллектуальной сфере, их значении в выборе профессии.

  Учащиеся должны уметь:

  • Оценивать свои интересы, запросы и потребности.
  • Объективно оценивать свои способности, качества личности и реально соотносить требования с требованиями выбранной профессии.
  • Осознать социальную ценность и значимость своей личности в обществе.
  •  Осознать личную ответственность за будущее своё и своего отечества.
  • Определять недостающие качества, которые предстоит формировать для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности.
  • Делать осознанный  и обоснованный выбор образовательного маршрута и профиля обучения в старших класса.

Методическое обеспечение.

1. Работа по   данной   программе   предполагает    обеспечение    каждого учащегося   личным дневником для записей, ручками, цветными карандашами  и фломастерами, материалами для упражнений, бланками тестовых методик.

2. Психолог должен иметь специальное дополнительное образование (курсы повышения квалификации по организации профориентационной работы в школе).

ПРИМЕЧАНИЕ:  составитель программы занимается профориетнтационной работов в течение 10 лет,

прошла курсы повышения квалификации по организации системы профработы в школе. Вместе с тем, программа предусматривает замену  тестового материала с указанными направлениями на аналогичные, отвечающие поставленным задачам и  которыми владеет работающий по Программе психолог.

4.  Помощь со стороны администрации образовательного учреждения предусматривается в виде предоставления для занятий помещения, горячего трёхразового питания для лагеря с дневным пребыванием и материально-технического обеспечения для полноты и эффективности реализации программы: компьютер, проектор, автобус для экскурсий.

 

6.  Реализация  программы не призвана обеспечивать обязательные требования государственных образовательных стандартов. ?????

Формы и методы:

Важное значение отводится активным формам проведения занятий.
Первая половина дня посвящена профоритационной работе.   Вторая половина играм, тренингам и познавательным конкурсам, социальным пробам.  

  Программа рассчитана на освоение учащимися нового типа знаний – знания о самом себе.

          Для реализации задач программы используются следующие, принадлежащие к различным теоретическим подходам и имеющие разные цели, формы и методы:

  • ролевые игры;
  • Метод проблемных задач;
  • Метод группового поиска решений;
  • Совесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, свободный обмен мнениями (дискуссия), обсуждение;
  • Наглядные: демонстрация, иллюстрация, коллажирование;
  • Практические: психологическая диагностика, игровые упражнения ,экскурсия;.

Мониторинг в образовании означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным представлениям.

Методы мониторинга, формы подведения итогов эффективности программы:

  Специфика  задач программы исключает традиционную систему оценки знаний и умений учащихся. Все полученные  теоретические знания, результаты тестирования, размышления, сочинения фиксируются в дневнике, что позволяет составить свой психологический портрет и активизировать осознанный и обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.

Каждый день ученики заполняют дневник  «Радуга самопознания», что позволяет развивать способность к рефлексии и оценивать нужность полученных в этот день знаний о себе и профессиональной деятельности, умений и навыков в самоопределении.

  • Красным цветом отмечается день «Интересно, получил новые знания  и умения».
  • Зелёным – «  Пока не понял, зачем нужна полученная информация».
  • Синим – « Не интересно, бесполезная трата времени».

По окончание программы каждый составляет для себя образовательный маршрут, работа с которым продолжается в течение дальнейшего обучения и профессионального самоопределения.

[Приложение 1]

       Анкетирование, отзывы участников лагеря.

  Диагностический инструментарий (основной) включает в себя следующие методики:

-Тест самооценки

-Тест на преобладание правого или левого полушария мозга

- Карта интересов.

- Тест ХОЛАНДА -Климова в модификации Резапкиной Галины

- Тест на определение типа темперамента. (Модификация Г. Резапкиной)

- «Корректурная проба  Тесты: на  определение объёма внимания, изучение распределения внимания, переключение внимания.

-Тест КОС

-Тест «Насколько вы уверены в себе?»

-Диагностика технических способностей «Бенетта»

-Тест на пространственное мышление из «ТОБС»  

Список литературы

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности. – М.: Мир, 1997.
  2. Арефьев, И.П. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» [Текст]: кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева [и др.]. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2000.
  3. Бондарев, В.П. Выбор профессии [Текст] / В.П. Бондарев. - М.,1989.
  4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – М, Спб,: Питер,2006.
  5. Дереклеева Н.И. модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6-11 класс.- М.: Вако, 2006.
  6. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М., 1990.
  7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]-/ Е.А. Климов. - Ростов-на-Д.: Феникс, 1996.
  8. Крестьянинова, Н.Г. Ступени выбора: Профиль - Профессия [Текст]: уч. пособие для школьников / Н.Г. Крестьянинова, Н.А. Мельчекова. - Киров, 2004.
  9. Лавровская И.В. Изучение личности. – К.: Генезис, 1991.
  10. Марасанов Г.И. методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995.
  11. Мой выбор – моя жизнь. – Киров, 2001.
  12. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. – М.: Н.Шк., 1996.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1995.
  14. Савченко М.Ю. Прфориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М,: Вако, 2006.
  15. Самоукина Н В. Игры в школе и дома. – М.: Н.Шк., 1995.
  16. Сборник учебно – программных материалов по курсу «Технология поиска работы». – К, 1999.
  17. Тюшев Ю.В. Выбор профессии. –М, Спб,: Питер, 2007.
  18. Шадура А.Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями в социальной адаптации. – СПб.: Речь, 2005.
  19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 часть. – К.: Генезис, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»

Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...

Программа занятий по физике в летнем профильном лагере и анализ работы.

Цель программы -предоставление профессиональной педагогической поддержки школьникам с высоким уровнем учебной мотивации, создание  атмосферы       творческого...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения для учащихся 10 класса химико-биологического профиля. Участие школьников в профильном лагере - хороший спос...

Программа летнего профильного лагеря

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование....

летний профильный лагерь-изостудия «Акварельки» 2013

Традицией МБОУ «СОШ №1» стали летние профильные лагеря. Одним из таких профилей является летний профильный лагерь-изостудия «Акварельки». Занятия проводятся в первой половине дня, имеют профильную худ...

статья «ФОРСАЙТ: новые формы профессионального самоопределения обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Статья посвящена новым формам профессионального самоопределения обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства: форсайту  как  инновационному инструменту моделирования  в...