Программа летнего профильного лагеря
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_letn_prof_lag.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа летнего профильного лагеря дневного пребывания для учащихся 8–х классов естественно-научного профиля

Авторы – составители:

Нехорошева Нина Николаевна, учитель биологии

Волянская Светлана Алексеевна, учитель химии

Пояснительная записка

Актуальность

В 2011-2012 учебном году в МОУ СОШ № 94 начался эксперимент, основной целью которого явилось создание классов профильного обучения с ранней профилизацией. Классы предпрофильного обучения – это 8-9-е классы, в которых дети от 14 до 16 лет могут получить разностороннее, универсальное, комплексное образование повышенного уровня.

В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

В классе естественного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, инженера, нанотехнолога и т.п. Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.

Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к вышеуказанной образовательной области.

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.

Цель: предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, физики, химии, а также определиться в выборе профиля  обучения в старших классах; воспитание ответственного отношения к выбору будущей профессии

   Задачи:

1. Образовательные:

  • ознакомить учащихся с основными профессиями и специальностями, требующими знаний в области биологии, физики, химии;
  • ознакомить учащихся с региональными особенностями рынка труда;
  • расширить знания учащихся о практическом применении биологии, химии, физики в профессиональной деятельности;
  • помочь в выборе профиля обучения в 10-11 классах;
  • обучить  навыкам исследовательской деятельности;
  • способствовать профориентации и профессиональному самоопределению;
  • оздоровить школьников.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию аналитического и творческого мышления;
  • развивать навыки практической работы;
  • развивать коммуникативные навыки.
  • способствовать развитию познавательного и профессионального интереса к биологии, химии, физике.

3. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности  к собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
  • воспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
  • воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;
  • способствование становлению личности учащихся;
  • формирование экологическое мировоззрения

Тематический план

110 часов

Категория занятий

Содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1. Полевой практикум

20ч.

1.Гидробиология

2.Описание экосистем: лес в черте города, река Волги в районе зелёной зоны

3.Зоология беспозвоночных

4.Метеорология

Осваивать основные приёмы сбора биоматериала, забора проб воды и проб почвы.

Характеризовать основные компоненты экосистем и описывать их.

Отрабатывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.

2.Экскурсии

40ч.

1.ГБУЗ СО «ТГКБ №5»

2.Лаборатория УЛИР АО «АвтоВАЗ»

3.Лаборатория ТОАЗ

4.Институт Экологии ВБ РАМН

5. Аптека №263

6. ТГУ

7.Технический центр АО «АвтоВАЗ»

8. Метеостанция

9. Фабрика «Аристократ»

10.Гидрометеообсерватория

Получение и освоение информации о предприятиях  и организациях  города; ознакомление с технологическими процессами,  основными видами трудовой деятельности, востребованными профессиями  работников предприятий.

3.Аудиторные занятия

30ч.

1.Оформление дневников практики

2.Обработка биоматериала

3.Работа с определителями

4.Изготовление гербария, коллекций беспозвоночных, фотоколлекций

5.Лабораторные занятия по аналитической химии

6.Работа с информацией

7. Выпуск газет

8.Психологические тренинги

Осваивать приёмы работы с определителями животных и растений.

Осваивать приёмы работы с химическим оборудованием и реактивами.

Осуществлять технологические операции по изготовлению гербария, коллекций беспозвоночных.

Отрабатывать навыки технологической компетенции   при работе с различными источниками информации, общелогические навыки,  технологию  коммуникативного  взаимодействия

4.Фитнесс

20ч.

Занятия на свежем воздухе

(комплекс из разминки и элементов аэробики, йоги, пилатес и др; подвижные игры)

Осваивать физические приёмы сохранения и укрепления здоровья.

Примечание: в учебно-тематическое планирование не входит 1,5ч. из запланированных ежедневных занятий, отведённых  на завтрак, обед, свободное время.

Ожидаемые результаты

Школьники, отдыхавшие в летнем профильном  лагере, в дальнейшем становятся активными участниками городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы по физике, биологии, химии. Старшеклассники сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.

Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам , практическое ознакомление со специальностями, связанными со знаниями по биологи, физике, химии, окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.

Таким образом, умения, заложенные педагогами летом в результате осуществления данной программы, дадут хорошие результаты и будут развиваться во время учебного процесса. В этом, по мнению авторов, заключается перспективность дальнейшего применения Программы летнего профильного лагеря.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Реализация программы предусматривается в летнем профильном лагере дневного пребывания, базой которого будет МБУ СОШ № 94 г.о. Тольятти.

 

Для эффективной работы необходимо:

Из этого имеется:

Коллектив заинтересованных педагогов

Учителя МБУ СОШ №94

Подбор учащихся особой категории

Учащиеся 8-9-х классов предпрофильного обучения

Материально-техническая база:

Гербарные прессы, газеты, пинцеты, лупы, микроскопы, бланки геоботанических описаний, секундомер, определители, мусорные мешки.

Химическое лабораторное оборудование и реактивы.

Научная и научно-популярная литература, энциклопедии, справочники

Цифровой фотоаппарат

Видеокассеты, CD-диски;

Аптечка

Имеется
Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Предварительная работа с детским коллективом и их родителями (ознакомление с правилами внутреннего распорядка работы лагеря).

Проведение родительского собрания вместе с детьми

Презентация летнего лагеря

Инструктаж по технике безопасности.

Проведение  перед экскурсиями полевыми и практическими занятиями.

Режим работы летнего профильного лагеря дневного пребывания:

07.45 – 08.15 – сбор учащихся в МБУ СОШ № 94

08.30 – 09.00 –  завтрак

09.00 – 10.00 – аудиторные занятия

10.00 – 13.30 – полевой практикум (экскурсия)

14. 00 – 14.30 – обед

14.30 – 15.30 – внеклассное мероприятие, оформление отчётов, фитнесс

15.30 – 16.00 – инструктаж на следующий день.

Примечание: в случае плохой походы, не позволяющей провести практикум  и экскурсии, предусмотрен перенос мероприятий и замена видов деятельности учащихся (просмотр фильмов по биологии, физике и химии, работа в библиотеке, работа в сети Интернет, аудиторные занятия).

Литература

  1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; -  Волгоград, «Учитель», 2001.
  2. Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; - Москва, «Мысль», 1983.
  3. Данилов С.В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: - «Биология в школе», №2, 2004.
  4. Жданова Ю.В., Назаренко В.И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; - «Биология в школе», №2, 2004
  5.   Пивоварова Л.В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; - «биология в школе», №2, 2004.
  6.  Устимович Г.И. «Наркотик. Стоит ли ему доверять?» Блицтурнир; - «Биология в школе», №2, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»

Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...

Программа занятий по физике в летнем профильном лагере и анализ работы.

Цель программы -предоставление профессиональной педагогической поддержки школьникам с высоким уровнем учебной мотивации, создание  атмосферы       творческого...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения для учащихся 10 класса химико-биологического профиля. Участие школьников в профильном лагере - хороший спос...

ПРОГРАММА Летнего профильного лагеря для одаренных детей «Intelleto»

Обучение в летнее каникулярное время по специально разработанным программам, хорошо организованный досуг позволяют лицеистам углубить знания по профильным предметам, расширить кругозор. Занятия, ...

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"...

Программа летнего профильного лагеря "Профориентация: знакомство с IT-профессиями"

Данная программа по своей напрвленности является комплексной,т.е.включает в себя разноплановую деятельность,объединяет различные напрвления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с ...