Материал к педагогическому совету:Мотивы и факторы самообразования
презентация к уроку по психологии на тему

Коротких Светлана Николаевна

Воспитание, полученное человеком, закончено,
 достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
                                                                                                                   А.Дистервег                        
      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_i_faktory_samoobrazovaniya.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Мотивы и факторы самовоспитания.

Слайд

«Воспитание, полученное человеком, закончено,

 достигло своей цели,

когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства,

как он это может осуществить в качестве индивидуума,

воздействующего на мир.»

                                                                                                                   А.Дистервег                                

М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост)  учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

 Совершенствование качества обучения и воспитания в  ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть  потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. 

Стремление учителя к повышению собственного уровня самообразования способствует его самореализации и успешности в профессиональной деятельности, что проявляется в особенностях активизации самообразования учителя, имеющего определённый педагогический стаж, включая: 

        – специфику повышения квалификации учителя, которая выражается углублении его профессиональной специализации, повышении уровня профессиональной компетентности и психологической переориентации личности на постоянное самообразование;

        – актуализацию профессионально-личностных качеств и умений молодого специалиста, учителя-практика, учителя-профессионала; 

        – планирование содержания курсов повышения квалификации с опорой на образовательные запросы учителей и их профессиональные затруднения в самообразовании;

        нерегламентированность и постоянный характер самообразования, обеспечивающие непрерывность повышения квалификации учителя и качество педагогического труда.

Слайд

Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях

Но как мы с вами знаем, что каждый является индивидуумом, поэтому в процесс самообразования включаются все по-разному.  Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации поможет знание социально-психологических типов:

Слайд

В ходе опроса учителей выявлены профессиональные затруднения, типичные для учителей с определённым педагогическим стажем, возникающие в процессе самообразования:

для молодого специалиста – характерно отсутствие навыков практической деятельности; неумение выбрать актуальную методическую тему по самообразованию; отсутствие аналитических умений и умений педагогической рефлексии; разносторонность интересов создаёт трудности в планировании самообразования на перспективу; Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.

для учителя-практика – характерна завышенная самооценка собственных возможностей в реализации намеченных планов; недостаточные умения анализировать и оценивать результаты труда; отсутствие умений, позволяющих преодолевать возрастные кризисы; недостаточные умения систематизации, обобщения и презентации накопленный опыт;

 для учителя-профессионала – характерно снижение уровня самообразования на фоне ослабления интересов и профессиональных притязаний; консерватизм и неумение применять на практике новые методики и технологии обучения; проблемы очередного возрастного кризиса и неумение их преодолевать; недостаточные умения в обобщении, распространении собственного опыта и передаче его молодым учителям

. Профессионалы – высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.

Творцы – это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.

Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.

Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют порой важные  решения.

 Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Слайд

 Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

Слайд

Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобб
и

• ...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, стремится  определить свою траекторию самосовершенствования, но каждый ли способен осуществить процесс самообразования?

Чтобы получить ответ на волнующий  вопрос  было проведено анкетирование педагогов.   Результаты анкетирования : приняли участие 55 педагогов.

55 и более баллов набрали 47 человек –85,5% анкетируемых. Они активно реализуют свои потребности в саморазвитии.

36-54 балла набрали 8 человек –14,5% анкетируемых. У данных педагогов нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15-35 баллов набрал 0 человек – 0% анкетируемых. Он находится в стадии остановившегося развития.

МБОУ СОШ с.Чернава

Быковский филиал  МБОУ СОШ  с. Чернава

Ровенский филиал МБОУ СОШ с. Чернава

Пятницкий

филиал МБОУ СОШ с. Чернава

55 и более баллов

10

14

8

15

36-54 балла

6

1

1

0

15-35 баллов

0

0

0

0


Выявив способности и стремления учителей к саморазвитию и профессиональному развитию, необходимо определить факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей. Для этого была проведена еще одна анкета

«Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию  и саморазвитию учителей в школе".

Он составляет 0,49 по препятствующим факторам и 0,70 по стимулирующим факторам.

Можно сделать вывод, что препятствующими профессиональному развитию факторами являются прежде всего личностные (недостаток времени(14), ограниченные ресурсы(12), враждебность окружающих(12), отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей(12) собственная инерция(9). Состояние здоровья(отмечено как один из наиболее значимых препятствующих факторов(15).

При существующем интересе к своей работе (что немаловажно) среди стимулирующих факторов педагоги выделяют обучение на курсах(25), методическую работу(20), что в первую очередь и способствует повышению профессионального развития педагогов Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе (30).

Среди факторов, стимулирующих развитие доминируют также доверие 32,7%, пример и влияние коллег – значимый фактор для 25,5%.

Довольно высокие показатели получили такие стимулы, как пример руководителей 52%.

Из проведенного анализа можно сделать общие выводы:

  1. Педагоги школы в некоторых отношениях ощущают депрессивное состояние. Профессиональная жизнь предъявляет к ним все более высокие требования.  При возросшем уровне требований, несомненно, увеличивается и нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников.
  2. При отмеченном высоком факторе влияния примера руководителей отмечается невысокий уровень внимания руководителей к обозначенной учителем какой-либо проблемы.
  3. Вместе с тем,  важно отметить, что педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами, способствующими росту профессионализма учителя.
  4. Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа и уважения со стороны коллег.
  5. Значительная часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации, что непосредственно способствует их профессиональному росту.

Возвращаясь к анкетированию выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 85,5% педагогов занимаются своим профессиональным развитием и имеют положительные результаты, 87% педагогов обращают внимание на обратную связь; чтобы лучше узнать и оценить себя, 54% педагогов испытывают стремление изучить себя, 67% педагогов много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности.

Данные выводы дают основание предполагать, что при определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. Педколлектив  в большинстве своём делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности, в занятия профессиональным развитием в условиях  внедрения инновационных программ и технологий, однако предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педколлективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности  мышления каждого члена коллектива.

Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: “Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: "Факторы, порождающие нежелание учиться: их причины и способы преодоления"

В докладе содержится материал по классификации причин нежелания учиться у школьников, причины их неуспеваемости. Изложены основные способы преодоления нежелания учиться и анализ опроса, проведенного с...

Презентация к педагогическому совету по теме: "Факторы риска профессиональной деформации личности педагога"

Работая  продолжительное время в образовании , имея в течение дня колоссальный  объем времени для общения с детьми и их родителями, с учетом современных педагогических требований со стороны ...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования.

Предлагаю вниманию педагогической общественности  выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методи...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Педагогическая поддержка школьников как фактор формирования ценностного отношения к здоровью

Статья посвящена проблеме педагогических поддержек школьников...