Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования.
статья на тему

Шейда Галина Андреевна

Предлагаю вниманию педагогической общественности  выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методической работы школы. Думаю, редставленный материал будет интересен администрации школ. Буду благодарна за отклики. Автор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования  

Г.А.Шейда

Заместитель директора школы по методической работе

(выступление на традиционной августовской конференции педагогических работников)

 Вопрос совершенствования качества образования является  актуальным  как для    российского образования в целом, так  и для каждой конкретной школы в частности.

Система оценки качества образования в школе  ставит определённые целевые ориентиры, которые являются планируемым результатом:

  • если речь идёт о материально- технической базе, то она должна быть достаточной и совершенной,
  • если кадры, то отличающиеся высокой квалификацией и мобильностью, умением находить такие способы воздействия на своих учеников, которые непростого современного школьника  могут привести к пониманию важности процесса обучения.

Насколько же МКОУ СОШ № 20 г.Пласта соответствует выбранным критериям качества условий образования?  

 Эффективная организация учебного процесса опирается   на прочную материально - техническую базу.  Условия, которые  созданы в  нашей школе для осуществления образовательного процесса,  позволяют организовать образовательный процесс на  современном уровне.

Мы любим свою школу  и стараемся  не только приобрести новое, но и сохранить имеющиеся   мебель и оборудование,

Великий А. Дистервег сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Каков   собирательный портрет педагога в нашем учреждении?

Школа полностью укомплектована педагогическими  кадрами. В коллективе  51 педагог.  Средний возраст – 40,5  лет, это возраст ответственных, зрелых, серьезных решений.

Образовательный ценз    высок: 48 педагогов имеют высшее педагогическое  образование (94%)

Уровень  квалификации  достаточно высок:   76% педагогов аттестованы на квалификационные категории.

Необходимо отметить, что количество педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию, возрастает.

Педагогических работников, прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет – 98%

Педагоги имеют награды и звания:  

  • Почётные  работники народного образования - 1  
  • Отличники народного просвещения –1
  • Награждены Почётной грамотой Министерства образования  РФ- 5
  • Почётная грамота Министерства образования Челябинской области – 13
  • Благодарность ЗСО Челябинской области – 2
  • Премия ЗСО Челябинской области – 1
  • Благодарность  Политсовета  ЧРО ВПП «Единая Россия» - 5
  • Грамоту управления образования -32

Профессиональный уровень коллектива позволяет осуществлять активную инновационную работу в содержании образования,  в организации учебного процесса, в педагогических технологиях

Однако как в любом большом коллективе  возникают   проблемы

14 % педагогов - молодые специалисты со стажем работы до 5 лет, следовательно, априори они не могут быть аттестованы, что влияет на  данный  показатель.

32 %  педагогов в возрасте до 35 лет, то есть  в репродуктивном возрасте, это правильно, это счастье, но педагог на определенный период времени просто отстраняется от работы, потом  опять проходит адаптацию на рабочем месте.

Важнейшим средством развития педагогического потенциала, соединяющим в единое целое всю систему работы школы, является  методическая работа, которая  решает  задачи всего педагогического коллектива и каждого конкретного учителя.

Задачи методической работы:

  • формирование ценностных установок и созидательной творческой педагогической среды;
  • создание инновационного поля и мотивационной среды учителя;
  • углубление и расширение знаний учителя, его профессиональных компетенций;
  • развитие креативного мышления педагога, его профессиональных ценностей

 В школе через систему методических мероприятий проходит каждый педагог.     Используются традиционные   формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, методические  семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

Каждый педагог в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме ШМО и школы. Итог этой работы —  творческие отчеты, обобщение опыта перед   аттестацией.  Все материалы оформляются в портфолио и  представляются на школьном и муниципальном конкурсе  «Лучшее портфолио  учителя».  

Сегодня  учителю  необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И   без педагогических технологий не обойтись.  Учителями  широко используются проектные, исследовательские, развивающие технологии обучения, проблемные творческие задания, учебно-исследовательская деятельность по всем предметам. Результатом такой работы становится представление открытых  уроков во время  ежегодного методического марафона «Приглашаю на урок», в котором принимают участие все учителя - предметники. В течение учебного года     проводится  еще и конкурс  конспектов уроков, так как практика показывает, что сегодня учитель должен не только  провести урок, но и уметь описать,  как он владеет элементами той или иной педагогической технологии.        

Перестройка   содержания образования вносит достаточно серьезные изменения в обучение и воспитание школьников, что в свою очередь требует изменений   деятельности   учителя.

Этому способствует   наполняемость учебного плана школы  факультативными и элективными курсами.  В течение последних лет в учебный план   вводились курсы «Русская словесность», это обусловлено наличием квалифицированных кадров, рекомендациями инструктивно – методических писем министерства образования.  На основе результатов системного мониторинга потребности в образовательных услугах мы обеспечили изучение русского языка, литературы, обществознания на    профильном уровне  при получении среднего общего образования. Для этого есть все предпосылки:  кадры, информационная среда, материальные ресурсы. Учебный план   среднего общего образования  позволит  углубить изучение  вышеназванных предметов       и  завершить базовую подготовку учащихся по непрофилирующим направлениям образования.  Оцениваются     результаты учебных достижений старшеклассников    на основе    положений Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области.  Мы считаем необходимым ввести процедуру промежуточной итоговой аттестации обучающихся, иначе говоря, независимую экспертизу   8-ых и 10 -го классов в рамках внутришкольной системы оценки качества образования.

 Мы уверены, что данная процедура позволит повысить результаты ЕГЭ. В нашей школе они стабильные, мы  ежегодно вручаем аттестаты всем учащимся, но результаты ЕГЭ могут быть более высокими.

 В   методической работе активно участвуют молодые учителя, которые  находят  поддержку администрации, коллег.

 Опытные педагоги оказывают помощь молодым,   система наставничества, которая  действует  школе, дает свои результаты.     Мы убеждаемся, что конкурентоспособным может быть учитель любого возраста.

 Возможность предъявить результаты своего труда дают конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный».  Учителя нашей школы обязательно участвуют в муниципальных  конкурсах и становятся  призерами.

Важным условием повышения эффективности  работы педагогов   является сотрудничество с педколлективами других школ.

Мы   проводим некоторые  методические мероприятия  с приглашением педагогов  других  школ     района.  Это большие межшкольные семинары для руководителей школ  и учителей по темам: «Организация  проектно – исследовательской работы с учащимися как один из методов формирования познавательного творческого потенциала учащихся» и «Современный урок». 

        Теперь каждый педагог  сетевого сообщества, с одной стороны, является уникальным ресурсом сети, с другой - имеет возможность развивать свою профессиональную компетенцию за счет общих ресурсов.   

Реализация     модели   взаимодействия школ  открывает   новые   возможности  для повышения качества образования. Такая образовательная среда позволит существенно расширить   контакты педагогов,    иначе  выстроить свои индивидуальные маршруты самообразования. Тем более, что  опыт сетевого общения есть:   70 % педагогов зарегистрированы в различных педагогических интернет - сообществах.

Большое количество изменений, происходящих в образовании, настоятельно требует от педагога готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях. Ученые считают,   чтобы адекватно   реагировать на изменения,  нужно  свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость.

Одна  ведущая международная консалтинговя компания провела исследование, суть которого  состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Оказывается,  в  успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё, кроме того, что учить детей.    Именно  дополнительное увлечение  или хобби ( туризм, дайвинг,  цветоводство, рыбки  и т.д.)  делает  учителя  специалистом в ещё одной области, а  это в свою очередь   вызывает дополнительный интерес к личности педагога. Во     время подготовки к районному семинару для руководителей школ, администрация предложила педагогам  подготовить выставку изделий, выполненных ими на досуге. Экспонатов оказалось столько, что под выставку пришлось  освободить целый класс. Учитель  может все!

А участие  педагогов в смотре художественной самодеятельности   помогает выявить талантливых  в исполнительском мастерстве.      Таким образом,  подтвердились слова, что талантов нам учительских не счесть.   Поэтому я советую   нам  всем      найти время для своих   увлечений, чтобы легче перенести все    сложные моменты повседневности.                  

Один философ сказал: «Чтобы найти себя - надо себя переделать».    В стремительно меняющимся мире учитель обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, деятельного, творческого человека. Творчество, креативность - это самый главный фактор обновления качества образования.  Педагогов, решивших развивать свой творческий потенциал, не сломают никакие стандарты, ЕГЭ, эксперименты.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе  как фактор повышения качества образования"...

Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо созд...

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики  по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...

Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста....