Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Корнилов Олег Петрович

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Семинар РМО учителей изобразительного искусства

Выступление по теме:

Совершенствование педагогической техники   учителя как фактор повышения качества

образования 

Докладчик:  учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 4»   г. Михайловска

Корнилов  Олег  Петрович


Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Что же следует понимать в термине  "Хорошее качество образования"?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

Это хорошие знания по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ.

Для родителей:

Это получение знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей.

Для учителей:

Это умение подготовить школьника в ВУЗ, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно. С личностной компетентной профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.

Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность к непрерывному педагогическому образованию.  Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.

Все формируется годами, успех приходит к тем людям, которые привыкли добросовестно трудиться, постоянно учиться, быть "в струе" новизны. Как только ты отстал в знаниях - ты уже не интересен своим ученикам - значит и успешности не будет ни у тебя, ни у твоих учеников.

                                                                                                                                                                  Успешным ученик может стать только у успешного учителя.

Формула успешного учителя = Любовь к своей профессии + Безупречное знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к обучающимся, родителям, коллегам + Моральная чистоплотность + Гражданская и общественная активность педагога + Патриотизм + Высокая культура преподавателя + положительная сторона личной жизни.

Существуют различные формы и направления  повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы. Для учителей изобразительного искусства существуют такие направления -

Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:

- курсы ИКТ-технологий;

- выступления, участие  в научно-практических конференциях;

- участие в профессиональных конкурсах, в том числе олимпиадах для учителей;

- подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;

- проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;

- мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-ИЗО;

- участие в сетевых сообществах педагогов;

- самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации.

С повышением качества образования и уровнем профессионального мастерства педагога мы коротко разобрались. Перейдем же к основной теме доклада - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ УЧИТЕЛЯ.

В современной педагогике понятие «педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. 

А.С. Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего - люди.  Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, А. С. Макаренко и ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав?

Элементы педагогической техники

  1. Умение одеваться, следить за своей внешностью.
  2. Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
  3. Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
  4. Умение владеть жестами и мимикой.
  5. Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
  6. Умение педагогического общения 

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса:

  • неумение поговорить с учащимся, его родителями;
  • неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
  • неумение преодолеть неуверенность;
  • неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
  • недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция и т.п.

В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания.

Педагогическая техника включает две группы умений:

- первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,

- вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.

Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С. Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Современная педагогика считает, что педагогическая техника – это совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать этой техникой тоже нельзя.

Таким образом, каждый педагог должен СТАРАТЬСЯ овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников

"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...

«КЛЮЧ УЧИТЕЛЯ» как фактор повышения качества образования

Статья об одной очень важной закономерности во взаимодействии между учителями  учениками в ходе учебно-воспитательного процесса, игнорирование которой не даст увеличить реальное качество образова...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...