Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар РМО учителей изобразительного искусства
Выступление по теме:
Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества
образования
Докладчик: учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ № 4» г. Михайловска
Корнилов Олег Петрович
Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Что же следует понимать в термине "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
Это хорошие знания по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ.
Для родителей:
Это получение знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей.
Для учителей:
Это умение подготовить школьника в ВУЗ, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно. С личностной компетентной профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность к непрерывному педагогическому образованию. Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.
Все формируется годами, успех приходит к тем людям, которые привыкли добросовестно трудиться, постоянно учиться, быть "в струе" новизны. Как только ты отстал в знаниях - ты уже не интересен своим ученикам - значит и успешности не будет ни у тебя, ни у твоих учеников.
Успешным ученик может стать только у успешного учителя.
Формула успешного учителя = Любовь к своей профессии + Безупречное знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к обучающимся, родителям, коллегам + Моральная чистоплотность + Гражданская и общественная активность педагога + Патриотизм + Высокая культура преподавателя + положительная сторона личной жизни.
Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы. Для учителей изобразительного искусства существуют такие направления -
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
- курсы ИКТ-технологий;
- выступления, участие в научно-практических конференциях;
- участие в профессиональных конкурсах, в том числе олимпиадах для учителей;
- подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
- проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
- мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-ИЗО;
- участие в сетевых сообществах педагогов;
- самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации.
С повышением качества образования и уровнем профессионального мастерства педагога мы коротко разобрались. Перейдем же к основной теме доклада - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ УЧИТЕЛЯ.
В современной педагогике понятие «педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
А.С. Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, А. С. Макаренко и ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.
Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав?
Элементы педагогической техники
- Умение одеваться, следить за своей внешностью.
- Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
- Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
- Умение владеть жестами и мимикой.
- Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
- Умение педагогического общения
Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса:
- неумение поговорить с учащимся, его родителями;
- неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
- неумение преодолеть неуверенность;
- неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
- недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция и т.п.
В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания.
Педагогическая техника включает две группы умений:
- первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,
- вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.
Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С. Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Современная педагогика считает, что педагогическая техника – это совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать этой техникой тоже нельзя.
Таким образом, каждый педагог должен СТАРАТЬСЯ овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников
"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...

«КЛЮЧ УЧИТЕЛЯ» как фактор повышения качества образования
Статья об одной очень важной закономерности во взаимодействии между учителями учениками в ходе учебно-воспитательного процесса, игнорирование которой не даст увеличить реальное качество образова...

Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....

Аналитическая деятельность учителя как фактор повышения эффективности педагогической деятельности
Обобщение опыта работы...

«Совершенствование профессиональных компетенций учителя как условие повышения качества предметных результатов, обучающихся»
Главная задача образования на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё мастерство, мобильно реагировать на изменения, проис...
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...

