Родительское собрание "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Зайкова Ольга Михайловна

Этот материал будет полезен классным руководителям, психологам для проведения родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaykova_o.m.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Родительское собрание с элементами дискуссии

на тему: «Счастлив тот, кто счастлив дома»

 (Роль семейных традиций в воспитании ребёнка)

                                      Подготовила:

                                      Педагог-психолог

                                                                                         МБОУ «Средняя школа№6» г.Когалым

                                                                       Зайкова Ольга Михайловна

2014г.

                                                                  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

                                                                                                                                                    Л.Н.Толстой

Многие известные личности рассуждали на тему семьи. К примеру, актриса Фаина Раневская считала: «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья». Писатель Оноре де Бальзак размышлял: «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга». Ответственность супругов возрастает когда в семье появляется третий – любимый, желанный, но требующий всеобщей ласки, любви, заботы и внимания – ребенок. Воспитывая его, мы - родители, часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем нотации о том, как вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. А отсюда вытекают новые проблемы, конфликтные ситуации.  Так что же нужно для того, чтобы ребенок был счастлив у себя дома?

 Тема  нашей встречи «Счастлив тот, кто счастлив дома». Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания.  В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость,  умение общаться, дружно работать, а главное – проявить фантазию

Цель: побудить родителей к откровенному разговору с детьми об особенностях семейных отношений.

Задачи :

  • способствовать формированию культуры общения родителей и детей
  • научить родителей слышать и понимать своего ребенка
  • обсудить роль семейных традиций в воспитании детей

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей всё прекрасно. Ещё Макаренко напоминал всем: «Наши дети - наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Многообразие отношений между её членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом  и результатами воспитания детей.

Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок в семье, тем лучше.

    Сейчас у вас есть возможность поразмышлять о своей семье.

-     Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

  • на что оно опирается, что является корнями Вашей семьи?
  • на чем оно держится в своем основании?
  • Кто или что является  ветвями Вашей семьи?
  • Какие плоды радуют Вас?
  • Какие плоды Вас огорчают?
  • К чему стремится Ваше дерево?

(ответы родителей и обсуждение задания)

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

(родители работают в группах по 3 минуты)
1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

(Обсуждение ответов родителей.)

Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром У.Фоскало писал: «Природа создала людей такими, каковы  они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».

Дети очень чутки к впечатлениям. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Ничто так не сплачивает семью, как семейные традиции.

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья  в сборе, это поздравления бабушек и дедушек, это современные походы, экскурсии.

А в наше время, когда все спешат, все бегут, эта простая семейная традиция в очень многих семьях не соблюдается. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, взаимоотношения между членами семьи.

Если 8 Марта дети с папой поздравляют маму и бабушку или под Новый год в семье готовят друг другу подарки, всё это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

А сейчас я Вам предлагаю обсудить вопросы о роли семейных традиций в воспитании. Я предлагаю высказать своё мнение и обменяться опытом семейного воспитания

Игра « Вопрос – ответ».

(Предлагается «цветок – ромашка». Родители отрывают лепестки, читают вопрос, вместе обсуждают).

  1. Могут ли праздники помочь в воспитании у ребенка положительных качеств характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол детей вместе со взрослыми? В каком случае да, нет?
  3. Какие праздники, кроме дней рождений, вы устраиваете в семье?
  4. Вы приглашены в гости. О каких правилах  вы напомните ребенку и в какой форме это сделаете?
  5. Вы ждете в гости друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  6. Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  7. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Итак, мы пришли к выводу о том, что семейный праздник – важная составляющая семейных традиций. «Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники». (К.Д.Ушинский)  От того, как мы взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, к чему стремиться, чему радоваться

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Вспомним слова замечательного педагога

 В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». 

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

Рефлексия

А сейчас я уважаемые родители попрошу вас дать мне обратную связь и записать ваши ответы на  «Листке откровений» (приложение3)
1. После этой встречи я задумался …

 2. С этой встречи я возьму …

(раздаются памятки родителям (приложение4)


Мы говорим спасибо всем, кто оставил свои домашние дела и посетил нас. Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательства того, что вы их любите. А закончить нашу встречу я бы хотела одной старинной притчей.

Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость , я тебя умоляю , возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?”
Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».

Приложение 1

Представьте, пожалуйста, «ДЕРЕВО ВАШЕЙ СЕМЬИ», образно укажите:

  • на что оно опирается, что является корнями Вашей семьи?
  • на чем оно держится в своем основании?
  • Кто или что является  ветвями Вашей семьи?
  • Какие плоды радуют Вас?
  • Какие плоды Вас огорчают?
  • К чему стремится Ваше дерево?

                                                                                                Дерево семьи стремится:

                                               Ветвями семьи являются:

                                                                                                        Плоды,    которые радуют

Плоды, которые огорчают: 

                                                                                  Держится на:

                                            Дерево семьи             опирается на:

Приложение 2

1.ребёнка постоянно критикуют, он учится…
2. ребёнок живёт во вражде, он учится…
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится…
5. ребёнка хвалят, он учится…
6. ребёнок растёт в честности, он учится…
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится…
8. ребёнка поддерживают, он учится….
9. ребёнка высмеивают, он учится…
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится…


Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

Приложение 3

«Лист откровений»


 После этой встречи я задумался …

 С этой встречи я возьму …

Приложение 4

Памятка для родителей:

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять_

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети- мудрецы, не забывайте!

Взрослые,  надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вот тогда детей не потерять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастлив тот,кто счастлив у себя дома"

Урок внеклассного чтения "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" по пьесе  Мориса Метерлинка "Синяя птица"...

воспитательный час "счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Воспитательный час "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" разработан с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знан...

Эссе "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Творческая работа второго тура Шестого фестиваля русской речи "Русское слово" (2014)...

Родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикумТип: интеллектуальная игра (2 команды родителей и 2 команды учащихся)Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейн...

Родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикумТип: интеллектуальная игра (2 команды родителей и 2 команды учащихся)Цель: формирование у родителей и учащихся класса представлени...