Программа по работе с РДА
рабочая программа по психологии на тему

Булатова Лариса Рафаиловна

Программа по работе с ранним детским аутизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_autizmu.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговая программа по коррекции аутизма детей 7-9 лет

Цели:

  1.  коррекция аутизма в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностное» и  интеллектуального развития ребенка.
  2.  профилактика аутизма.

Задачи:

  1.  установление контакта (организация общения) аутичных детей  со взрослыми и сверстниками;
  2.  смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
  3.  стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  4.  приучение ребенка к нестереотипным формам поведения и деятельности;
  5.  ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
  6.  обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Подбор группы

Младших школьников в группе должно быть не больше восьми. Большое количество детей в группе нежелательно, т. к. из-за увеличения числа повторений занятие становится скучным. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку. В группе должно быть не более одного гиперактивного или склонного к истерическим реакциям ребенка, не более 2 аутичных детей.

В группу можно пригласить 2 детей, не нуждающихся в участии и в  этой программе, но которые могут положительно влиять на группу своей артистической жилкой. Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых, наблюдение за внешним выражением эмоций (смех,  слезы) других людей вызывает соответствующие подражательные акции и сопереживание, поэтому желательно участие в данной программе детей с артистической жилкой, ибо с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.

В группе, кроме ведущего, может быть и помощник. Им может стать мать аутичного ребенка или любой другой человек, приятный для этого ребенка (сверстник, напарник). Помощник держит за руку аутичного ребенка и вместе с ним выполняет правила игры.

Содержание занятий по тренингу

В программе ведущим является метод поведенческого тренинга. Он направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. Теоретической основой этого метода является бихевиоризм.

Сторонники метода поведенческого тренинга исходят из предположения о том, что причиной доли трудностей, испытываемых ребенком в развитии, является отсутствие адекватных проблемным ситуациям поведенческих умений и навыков. Задача психологической помощи должна состоять в повышении уровня “исполнительской компетентности” в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением и предметным миром.

В рамках метода поведенческого тренинга выделяют два основных подхода:

оперантное научение - основано на механизме оперантного обуславливания, суть которого состоит в выработке нового поведения через модификацию уже усвоенных ранее поведенческих реакций путем манипулирования положительными и отрицательными подкреплениями. Наиболее завершенный вид принцип оперантного научения получил в методе “жетонов”, включающем 5 основных компонентов:

  •  систематическое наблюдение за поведением детей, нуждающихся в коррекции поведения - презентация детям образца социально желаемого поведения, описание его, сопоставление с альтернативным образцом асоциального поведения;
  •  определение форм эффективного положительного и отрицательного подкрепления для участников коррекционной программы;
  •  введение “жетонов” как символов, подтверждающих право ребенка на получение поощрения (положительного подкрепления) или наказания (отрицательное подкрепление) и правил действия “жетонов”, т. е. правил, по которым “жетоны” обмениваются на привилегии, или напротив, правил введения “наказания” для ребенка;
  •  систематический контроль над поведением ребенка, оценка поведения.

Психологический механизм коррекционного воздействия - в систематическом контроле и немедленном подкреплении (положительном или отрицательном) поведения ребенка.

Методические советы психологу

  1.  Продолжительность занятий - 30-60 мин.
  2.  Занятия проводятся 1 раз в неделю (3 месяца).
  3.  Если в процессе игры дети устают, не задерживаться на ней и переходить к следующей игре.
  4.  При выполнении упражнений на выражение эмоций содержание упражнений не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенное упражнение, ситуация.
  5.  Для обеспечения переноса новых форм поведения ребенка в реальную жизнь целесообразно использовать систему домашних заданий, родителям предлагается хотя бы 30 минут в день для свободной игры с ребенком.

9. Важным условием успеха коррекционной работы является установка психолога на поощрение каждого, пусть даже небольшого успеха ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Сафин В. Ф. Психологические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Уфа, 1994.
  2.  Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  1.  Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995 .
  2.  Кротов В. Г. Массаж мысли. М., 1997.
  3.  Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (ред. В. Ю. Баскакова). М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи (индивидуальная форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи (индивидуальная форма работы)...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...