Семинар-практикум для педагогов "Развитие познавательных процессов у учащихся на уроках"
методическая разработка по психологии на тему

Закатеева Марина Анатольевна

Наиболее частой причиной отставания  ученика в школе  является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, ощущение) – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять  свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать  внимание на те или иные  моменты своей жизни, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие познавательных процессов у учащихся на уроках»

        Мы благодарны вам за проявленный интерес к психологии! Несмотря на то, что у многих из вас сегодня был довольно напряженный трудовой день, мы очень рады, что вы нашли в себе силы прийти сюда.

Наиболее частой причиной отставания  ученика в школе  является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов.

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, ощущение) – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять  свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать  внимание на те или иные  моменты своей жизни, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

Следовательно, без участия  этих процессов человеческая деятельность и жизнь вообще не возможна. Однако познавательные процессы не просто участвуют в деятельности человека, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. О них и пойдет сегодня речь, но прежде скажем немного об организации нашего семинара: работать сегодня мы будем в четырех группах (восприятие, память, внимание, мышление). У вас на столах лежит план работы, состоящий из двух пунктов:

  1. Защита (- определить важность познавательного процесса соответствующего названию вашей группы)
  2. Рекомендации (- как развивать процесс, из опыта работы).

Пожалуйста, задумайтесь над тем, какую роль играет тот или иной познавательный процесс (восприятие, мышление, память, внимание). Основные идеи, выпишите на листок. Это и будет так называемая защита. Время у нас ограничено- 10 минут работы в группах.

Итак, давайте для начала представим такую ситуацию, в которую попадает каждый школьник с раннего утра: прерывистый, электронно-беспощадный звонок будильника, бесцеремонно врывается в сновидение, как новый блокбастер, сначала сливаясь со звуками сна, а потом становясь независимым, а потому еще более настойчивым. Приоткрывшиеся глаза видят ненавистный пластмассовый корпус утреннего мучителя и так надоевшие цифры: 7:00. Лишь через несколько секунд  приходит осознание: утро, нужно включаться в режим эффективного бодрствования, поскольку через час начинаются уроки. Школу, а особенно сегодня, пропускать нельзя – итоговая контрольная. Взгляд в окно – дождь или итого хуже – мороз. Опять сорвется прогулка в парке. Ну да ладно,  и завтра будет день.

Самая обычная, стандартно-житейская ситуация. При чем здесь психология?  А при том, что в этом привычном для каждого моменте нашей жизни отражено важнейшее свойство психики -  умение воспринимать и обрабатывать информацию. А на основе этой переработки – действовать.

Из внешне среды постоянно поступает огромный поток информации. Восприятие этой информации происходит благодаря  пяти органов чувств – зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу.  В первый момент эта информация как бы рассыпана на отдельные  элементы (в нашем примере это звук будильника, цифры будильника, форма его корпуса). С помощью органов чувств информацию собирают ощущения. Это они  посылают сведения о внешнем мире: о звуке, цвете, форме, запахе, гладкости, шероховатости, вкусе и других признаках предмета. Но эти сведения отрывочны, неполны, отражают  только отдельные свойства предметов и явлений.

Объединившись, ощущения образуют восприятие, продуктом которого является целостный образ. Этот образ осмысливается (как скажем, образ будильника, выступающего в виде знака «пора вставать и собираться в школу»).

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии на органы чувств.

ЗАЩИТА ГРУППЫ «ВОСПРИЯТИЕ» - 10 минут

        

Для каждого психологического явления существуют свои  наиболее благоприятные  периоды развития. Для младенчества ощущения, от 1 до 3 лет – речь, от 3 до 6 лет – восприятие, от 6 до 10 лет – мышление. Если ребенок не достаточно был включен  в соответствующую для периода детства деятельность, то этот психический процесс не будет развиваться и повлечет за собой отставание других.

        На столах у себя вы видите памятку. В ней указаны все трудности обучения в школе, а также возможные причины этих трудностей. Итак, с какими трудностями. Итак, с какими трудностями  может столкнуться учащийся на уроке, если у него не будет развито восприятие?

  • трудно понимает объяснения учителя с первого раза
  • плохо ориентируется в книге, тетради

Восприятие  активно развивается в таких видах деятельности, как  

лепка, рисование, конструирование, чтение книг, просмотр фильмов, спортивные занятия, музыка. Соответственно, особую роль здесь будут играть уроки музыки, физической культуры,  рисования, черчения, технологии. На других уроках  развития восприятия происходит через ТСО.

         В зависимости от ведущего канала восприятия люди в королевстве делятся на  три группы: аудиалы, визуалы и кинестетики.  Все эти каналы присутствуют у человека, но ведущим является тот, через который осуществляется доступ к информации.

        Визуал

Аудиал

Кинестетик

Хорошо помнит то, что видел.

С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило – спокойный.

Имеет живую, образную фантазию.

При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким

Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.

Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически.

Легко отвлекается.

В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии

Лучше обучается, делая. В начальной школе  долгое время не может избавиться от привычки водить пальцами по строчке при чтении.

Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение.

При общении стоит близко, качается людей. Обилие движений, много жестикулирует.

Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

        Зачем это нам нужно, спросите вы. Отвечаем: знание ведущего типа восприятия у учащихся поможет вам при подаче нового материала на уроках.

        

Тренировка восприятия с помощью упражнения «Сосед» (10 минут)

        Двое желающих выходят в центр, становятся спинами друг к другу.

Один из них должен отвечать на вопросы ведущих и участников в аудитории.

  • во что одета ...?
  • какого цвета ...?
  • сапоги или туфли?
  • брюки или юбка? И т.д.

Рекомендации: высказывает группа, а затем добавляет психолог: в соответствии с ведущим типом восприятия необходимы – наглядность для визуалов, владение голосом для аудиалов, практическое применение учебного материала для кинестетиков.

Вообще всеми  вопросами приема и переработки информации занимается целая служба познавательных процессов (мышление, память, воображение) и соединяет их луч внимания.

        Внимание – это направленность нашего сознания  на определенный объект. Часто проявляясь, превращается  у конкретного человека в очень важную способность – внимательность.

ЗАЩИТА ГРУППЫ «ВНИМАНИЕ» (10минут)

        Здесь мы будем рассматривать два основных периода, касающихся жизни ребенка в школе. Это  младший школьный возраст и подростковый. В младшем школьном возрасте ребенок стремится выполнить задание и получить хорошую оценку. Он проявляет усидчивость, настойчивость, а, следовательно, внимание. Педагогика с первых же попыток научно объяснить  объекты обучения придумывает разные способы  управления вниманием ребенка:

  • ТСО
  • наглядные пособия
  • картинки и прочие спецэффекты.

Как развивать внимание младшего школьника?

  • необходимо формирование умственных действий (по Гальперину)
  • научить  ребенка приемам контроля и оценки своих действий
  • сформировать положительную мотивацию к обучению.

Причиной невнимательности и рассеянности подростков является сам

возраст, поскольку является кризисным, противоречивым периодом в жизни человека. В основном это связано с  новыми интересами, переживаниями и эмоциональной нестабильностью, что проявляется в импульсивности, несдержанности, иногда резкости и агрессивности. Здесь необходимо научить подростка самостоятельности, ответственности за свои действия, порядку, умению начатое доводить до конца, ставить перед собой конкретные цели.

Основные трудности в обучении:

  • пропускает буквы
  • невнимателен, рассеян
  • трудно понимает объяснения учителя с первого раза
  • неаккуратен
  • забывает дома учебные  принадлежности
  • плохо списывает с доски
  • переспрашивает учителя
  • опаздывает на уроки
  • отвлекается на уроках.

Врагами эффективного внимания являются:

  • незнание правил, образцов того или иного действия
  • утомление
  • однообразие действий, монотонность
  • стресс
  • сильные эмоции и сильные желания.

«Муха»

Воображаемая муха находится в центре 9-тиклеточного поля. По одной  из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо, влево) «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Команды подаются по очереди всеми учащимися. Все игроки должны  неотступно следить за перемещением мухи закрытыми глазами. Тот, кто ее потерял или выпустил, выходит из игры. Побеждает тот, кто остался.

Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания.

Рекомендации  высказывают учителя, а затем психолог добавляет: для того, чтобы тренировать внимание учащихся, можно использовать такие упражнения, как «Муха», «Штирлиц», «Телеграф пантомимой». А также:

  • необходима яркость, новизна, которая побуждает человека к внимательному слушанию, изучению и т.д.
  • при усталости необходим отдых
  • смена форм занятий
  • при очень сильных положительных эмоциях, когда  ребенок от радости может сорвать урок, лучшее средство занять его физической деятельность, например, послать за мелом, попросить его помощи  и т.д. В случаях предэкзаменационной лихорадки – пройтись по коридору...

Кстати, знаете ли вы, что поза, состояние мышц  связаны с вниманием.

Чем более вы собраны, тем более внимательны. В индейских племенах  детей учат  сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. Это считается самым трудным испытанием. Попробуйте сделать это сами и предложите попробовать детям.

        Мы подошли еще к одной теме  «Мышление».

(Добытая  с помощью ощущений и восприятия информация передается дальше, гораздо более сложному познавательному процессу – мышлению, которое оказывается способным  эту информацию обобщить и сделать выводы (дождь за окном, значит,  придется отложить прогулку в парке, однако в школу идти все равно надо)).

ЗАЩИТА ГРУППЫ «МЫШЛЕНИЕ» (10 минут)

По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности (говорят, что лишь на 20%)». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, - не чудо, а норма. Задача заключается в том,  чтобы начать использовать колоссальный кредит (остальные 80%), отпущенный нам природой.

В школе учащийся часто сталкивается с такими трудностями по причине слабого развития мышления:

  • решение математических задач
  • при пересказе текста
  • не надо говорить о том, что обычно плохо развитые операции мышления, такие как синтез, анализ, обобщение, сравнение и другие становятся причинами того, что ребенок становится неуспевающим.

        Как можно развивать мышление на уроках у учащихся?

Рекомендации  высказывают учителя, а затем психолог добавляет: с помощью задач, в первую очередь. Мы предлагаем вам в течение 5 минут поработать в группах над следующим заданием «Формирование способности оперирования смыслом». Вам даны пословицы, к которым необходимо будет подобрать  подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы. Это задание очень легкое для вас. Оно является примером того, что развитие мышления может происходить не только на уроках математики, но и литературы, русского языка, впрочем, также, как и на все других уроках.

        Ну и, конечно, необходимо придерживаться нескольких правил:

  • хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать;
  • знания невозможно приобрести без  мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний;
  • мышление начинается с вопроса. Все открытия  сделаны благодаря вопросам «почему?», «как?». Учись ставить вопросы и ищи ответы на них
  • свойство замечать в предмете или явлении признаки, сравнивать между собой  предметы или явления – необходимое свойство мышления
  • мышление и речь неразрывны. Непременное условие  развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, пересказа другому того, что не до конца понимаете сами.

Далее включается память (- это наша способность запоминать то, что мы видим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, то есть узнавать и воспроизводить то, что знаешь).

ЗАЩИТА ГРУППЫ «ПАМЯТЬ» (10 минут)

Основные трудности здесь:

  • при пересказе текста
  • неаккуратность
  • незнание элементарных правил, формул
  • ученик плохо списывает с доски
  • постоянно переспрашивает учителя

        Чтобы добиться успехов, надо знать особенности своей памяти.

        Как можно научить человека тренировать свою память?

Рекомендации  высказывают учителя, а затем психолог добавляет:

  • сначала необходимо научиться концентрировать внимание. Слабая память – это нередко слабое внимание;
  • необходимо тренировать зрительную память, пытаясь  перед сном как можно ярче представить детали  дневных впечатлений. Научитесь всматриваться в лица и стараться потом вспомнить каждую деталь;
  • тренировка слуховой памяти тоже является необходимой. Для этого можно повторить  сказанное диктором с интервалом в несколько секунд.
  • Самое главное – опираться на опыт ребенка при подаче материала. Прибегать к ассоциациям, чтобы он смог быстрей запомнить.

«Трям»

Со всеми выше названными познавательными процессами связано и воображение, позволяющее нам представлять то, что нами не воспринималось, например, прогулку, которая состоится не сегодня, а завтра.

Воображение – это психических процесс, выражающийся  в создании образов, соответствующих описанию предмета, в построении образа средств и конечного результата деятельности человека.

Формирование воображения начинается, прежде всего, с фразы: «Представьте себе...», «Что было бы, если бы... ».

«Термометр»

Для выполнения этого упражнения вам необходимо разбиться на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать  ощущение в своей правой или левой руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. Далее партнеры меняются ролями.

                Мы постарались как можно подробнее описать все познавательные процессы и уделить побольше внимания их развитию на уроках. На сколько удачно это у нас получилось судить и нам, и вам. Нам бы очень хотелось узнать ваше мнение по поводу всего происходящего сегодня здесь. Для этого у нас припасено последнее задание для вас: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • что я узнал(а) нового для себя?
  • Больше всего мне понравилось...
  • Мне не понравилось...
  • Какие темы семинаров необходимо было бы включить в работу психологической службы?

Мы благодарим вас за участие, Огромное спасибо, что вы пришли. Спасибо за интересную встречу. Всего доброго.

 

План работы

  1. Защита (- определение важности познавательного процесса).
  2. Рекомендации (- как развивать познавательный процесс), из опыта работы.

Трудности при обучении, связанные со слабым развитием (отставанием) какого-либо познавательного процесса:

Познавательный процесс

Трудности в обучении

Восприятие

  • трудно понимает объяснения учителя с первого раза
  • плохо ориентируется в книге, тетради

Внимание

  • пропускает буквы
  • невнимателен, рассеян
  • трудно понимает объяснения учителя с первого раза
  • неаккуратен
  • забывает дома учебные  принадлежности
  • плохо списывает с доски
  • переспрашивает учителя
  • опаздывает на уроки
  • отвлекается на уроках.

Мышление

  • решение математических задач
  • при пересказе текста

Память

  • при пересказе текста
  • неаккуратность
  • незнание элементарных правил, формул
  • ученик плохо списывает с доски
  • постоянно переспрашивает учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...

Проект "Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство коррекции познавательных процессов у учащихся среднего звена с ОВЗ"

Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство познавательных процессов у учащихся с ОВЗ...

«Развитие познавательных процессов у учащихся со множественными нарушениями на общеобразовательных уроках».

В работе раскрывается понятие " множественные нарушения", обобщены особенности развития познавательных процессов у детей  с ТМНР и прведены примеры индивидуальных практических занятий....

Школьный семинар-практикум "Проектная деятельность в учебном процессе"

Школьный семинар-практикум "Проектная деятельность в учебном процессе"...

Развитие познавательных процессов у учащихся с нарушением слуха на уроках русского языка.

В своей работе я рассказала о развитии познавательной сферы глухих учащихся, повышении их познавательной активности на уроках русского языка. Своеобразие глухого школьника сопряжено с особенностями ег...

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителяс родителями учащихся категории "группа риска"»...