Памятка для родителей
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9 класс) по теме

Шаховская Елена Николаевна

Сдача единого государственного экзамена - это серьезное испытание не только для ребенка, но и для родителей. И здесь очень важен психологический настрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

ЕГЭ по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются:

  • высокая мобильность,
  • переключаемость,

•        высокий уровень организации деятельности,
.         высокая и устойчивая работоспособность,

•        высокий уровень концентрации внимания.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ трудности могут быть связаны с недостатком уровня развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции и т.д. Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:

1 .Процессуальные (связанные с процедурой):

  • недостаточное знакомство с процедурой;
  • незнакомое место и незнакомые взрослые.

2.        Личностные (обусловлены личностными особенностями
учащихся):

  • убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ;
  • неадекватная самооценка.

3.        Познавательные (обусловлены недостаточной сформированнотью
некоторых учебных компонентов):

  • недостаточный объем знаний;
  • недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;
  • неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
  • неумение оперировать учебным материалом.

Понимая возможные трудности, необходимо обратить внимание на следующее.

Психологическая    поддержка    -    это    один    из    важнейших    факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать".

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

забыть о прошлых неудачах ребенка;

помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной

задачей;

помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо". Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

опираться на сильные стороны ребенка;

избегать подчеркивания промахов ребенка;

проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

Помните, что только Вы можете оказать максимальную поддержку своему ребенку и вселить уверенность в успехе! Удачи Вам и Вашим детям!



Предварительный просмотр:

       Психологическая поддержка выпускникам, сдающим ЕГЭ.

                            Советы родителям и выпускникам

Выпускные экзамены — один из важнейших этапов в жизни человека, во  многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, который вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. Больше того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки.

Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене.

Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, подросткам со слабой нервной системой трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех ребят, которые склонны легче воспринимать информацию на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий.

 Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам. Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые в эффективны и полезны для вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику  наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ.

 Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись— вдохнуть полной грудью и идти дальше.

 Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать,

какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация

поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется

потратить больше времени, а что требует только повторения.

 Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку,

что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы.

Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем

больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

 Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит

подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя.

Последние двенадцать

часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

 Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.

Во-первых, ребенку будет

интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы

тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых,

необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только

тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с

содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В

любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его

собственной рукой.

 В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ).

Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или

родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте

вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и

обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе

домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться

на задании и не отвлекаться?

 Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы.

Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

 Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребѐнок получит на экзамене.

Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

 Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом:

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через

нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык

пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на

выражении своего лица и положении тела.

3. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник

острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.

4. Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого

способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой

ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего

напряжения.

5. Примеры формул достижения цели самопрограммирования:

· Экзамен – лишь только часть моей жизни.

· Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

· Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

· Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

· Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ

включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период

экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной,

психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить

напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

14 советов психолога старшекласснику, сдающему ЕГЭ

  1. Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней.

  2. Экзамен – это важный этап в твоей жизни, но не последний!

  3. Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы непроизойдет, каков бы ни был результат испытаний.

  4. В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала).

  5. Пиши шпаргалки! Это очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и дают чувство защиты.

  6. Проиграй несколько раз ситуацию экзамена дома

  7. Главное перед экзаменом – выспаться!

  8. Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.

  9. Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано психологами!).

  10. Если у тебя есть маленький талисманчик, возьми его с собой. Он тебе поможет.

  11. Во время экзамена не воспринимай возникшее волнение как катастрофу.

  12. Просто пережди первую растерянность.

  13. Прочитай все задания и реши, в какой последовательности ты будешь их выполнять.

  14. Помни: лучший способ снять стресс – юмор.

     

 Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ»

                                 для участников

? Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ

? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

? Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность?

? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться?

? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

? Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

? Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки:

? создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

? Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

? Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

? Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

В день перед экзаменом. Советы участникам ЕГЭ.

Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ

- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть

положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

- Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел

достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех

заданий - это поможет справиться с ситуацией.

 - Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий.

Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры).

Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и

испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя

окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы

в успехе.

- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а

сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и

приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до

конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и

сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого

задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

- Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или

иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом

освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи, дорогие друзья!



Предварительный просмотр:

Что такое ЕГЭ

Единый государственный экзамен это форма государственной (итоговой) аттестации, которую проходят выпускники школ Российской Федерации и результаты которой признаются в качестве вступительных испытаний вузами/ссузами, имеющими государственную аккредитацию.

Какие предметы сдают в форме ЕГЭ

Утверждено 14 предметов, которые можно сдать в форме ЕГЭ:

  • русский язык
  • математика
  • литература
  • физика
  • химия
  • биология 
  • география
  • история
  • обществознание
  • английский язык
  • немецкий язык
  • французский язык
  • испанский язык
  • информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Сколько экзаменов нужно сдавать в форме ЕГЭ

Выпускник школы для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании должен сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам: русский язык и математика (с 2015 г. введены две разновидности математики – базовая и профильная). Все остальные предметы сдаются на добровольной основе. Количество экзаменов по выбору выпускники и поступающие в вуз/ссуз определяют самостоятельно в зависимости от перечня вступительных испытаний в вуз/ссуз по каждой специальности, которые необходимы для поступления.

Какие задания используются на ЕГЭ

ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в рамках школьной программы.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам с 2015 г. делятся на две части (части А, В и С упразднены):

Часть 1 – смешанная часть с заданиями с выбором правильного ответа или формулировкой краткого ответа самостоятельно: ответом к заданиям являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел)

Часть 2 – задания с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).

Кем и как готовятся КИМ

В разработке КИМ принимают участие ведущие научные работники, преподаватели школ и вузов, методисты и другие специалисты в сфере образования и представители общественности.

Все задания КИМ проходят несколько этапов экспертизы (содержательной и тестологической) и обязательно апробируются.

Только после этого КИМ могут быть предложены выпускникам для сдачи ЕГЭ.

Как обеспечивается контроль качества КИМ

Ежегодно для широкого обсуждения публикуются основные документы, регламентирующие разработку КИМ: кодификаторы, спецификации, демонстрационные варианты. В обсуждении принимают участие преподаватели, учителя, методисты, научные специалисты и другие заинтересованные лица. По результатам полученных отзывов и предложений осуществляется корректировка и доработка экзаменационных материалов.

На основе предложений, поступивших после проведения ЕГЭ практически из всех субъектов Российской Федерации, проводится содержательный анализ экзаменационных материалов текущего года. По его результатам готовятся основные документы, регламентирующие разработку КИМ на следующий год. Это является залогом совершенствования экзаменационных материалов и повышения их качества.  

Кто и когда сдает ЕГЭ

К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, а также успешно написавшие итоговое сочинение (изложение) (далее — выпускники текущего года).

Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ:

  • выпускники с ограниченными возможностями здоровья;
  • выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • выпускники образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Для этих групп выпускников участие в ЕГЭ может сочетаться с другой формой государственной итоговой аттестации — государственным выпускным экзаменом. Выбранные форма (формы) государственной итоговой аттестации и предметы, по которым выпускник планирует сдавать экзамены, указывается им в заявлении.

Имеют право участвовать в ЕГЭ:

  • лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет. Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, проходят ГИА экстерном в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. Они допускаются к ГИА при условии получения ими на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных.

Единое для всех расписание ЕГЭ и продолжительность экзаменов по предмету ежегодно устанавливает соответствующий приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

 

Досрочный период февральский период 2015 года (русский язык, география). 
Регистрация до 01.12.2014 г. 
Предусмотрен для: 

  • выпускников прошлых лет.
  • лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы. 

Досрочный период (март – апрель)  2015 года. 
Регистрация до 01.02.2015 г. 
Предусмотрен для:

  • выпускников прошлых лет;
  • лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы;
  • выпускников текущего года, не имеющих академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план и имеющих допуск педагогического совета;
  • обучающихся 11-х классов, закончивших изучение программ по отдельным учебным предметам и имеющих годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.

Основной период (май-июнь):

  • выпускников текущего года;
  • выпускников прошлых лет.

В настоящее время прорабатывается вопрос о проведении ЕГЭ осенью 2015 года в специализированных центрах. 
Обращаем внимание, что в 2015 году проведение ЕГЭ в июле не предусмотрено.   
Информацию о местах регистрации на сдачу ЕГЭ можно найти на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Расписание ЕГЭ публикуется на Официальном портале ЕГЭ.

 

Кто проводит ЕГЭ

ЕГЭ организует и проводит Рособрнадзор совместно с органами управления образованием субъектов РФ. Непосредственно организует и координирует работу по подготовке к проведению ЕГЭ государственная экзаменационная комиссия субъекта РФ (ГЭК), в составе которой представители школ, вузов, ссузов, их объединений, органов управления образованием.   

ГЭК создает предметные комиссии для проверки работ участников ЕГЭ в части заданий КИМ с развернутым ответом. В целях защиты прав участников ЕГЭ для рассмотрения апелляций создаются конфликтные комиссии субъекта РФ.   

Где проводится ЕГЭ

Экзамен организуется в специальных пунктах проведения ЕГЭ (ППЭ). ППЭ размещаются, как правило, в образовательных учреждениях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, по согласованию с ГЭК региона определяют организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в субъекте:   

•    места регистрации на сдачу ЕГЭ  
•    количество и места расположения ППЭ  
•    распределение между ППЭ участников ЕГЭ

 

Что нужно взять на ЕГЭ

  • На экзаменах необходимо иметь при себе: 
    · паспорт или другой документ, удостоверяющий личность 
    · ручку гелевую или капиллярную с черными чернилами 
    · пропуск на экзамен

Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки России. 
Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.

 ЕГЭ по математике

Разрешается пользоваться линейкой.

Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.

 ЕГЭ по географии

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика), линейки и транспортира.

Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg).

Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.

Калькулятор не должен предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.

 ЕГЭ по химии

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.

Также к каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

· периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

· таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

· электрохимический ряд напряжений металлов.

 ЕГЭ по физике

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.

Кроме того, каждый КИМ содержит справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

 ЕГЭ по иностранным языкам

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 "Аудирование".

По остальным предметам использование дополнительного оборудования и материалов на экзамене не предусмотрено.

Всё, что не входит в спецификацию КИМ ЕГЭ по предмету, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе:

· мобильные телефоны или иные средства связи;

· любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства.

При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с членом ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления. На бланках проставляется метка о факте удаления с экзамена.

Как проводится ЕГЭ

ЕГЭ начинается в 10:00. 

Участникам ЕГЭ напоминают правила выполнения экзаменационной работы (инструктаж), информация должна быть продублирована на доске. В присутствии участников ЕГЭ вскрывают запечатанные пакеты с экзаменационными материалами. Участники ЕГЭ заполняют регистрационные поля бланков. Организаторы объявляют о начале экзамена с указанием времени его окончания. Участники ЕГЭ приступают к выполнению заданий КИМ. По окончании экзамена в присутствии участников ЕГЭ экзаменационные работы запечатывают. 

Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории только по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) в сопровождении одного из организаторов/дежурных, предварительно сдав бланки ЕГЭ ответственному по аудитории, который отмечает в протоколе время выхода и возвращения в аудиторию. 

Во время экзамена участники ЕГЭ должны соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и следовать указаниям организаторов. 

Участники ЕГЭ не могут: 
•    общаться друг с другом 
•    свободно перемещаться по аудитории и ППЭ без указания организаторов 
•    пользоваться мобильными телефонами, средствами связи, электронно-вычислительными устройствами и справочными материалами (за исключением утвержденных дополнительных устройств и материалов) 

При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения организаторы удаляют участника ЕГЭ с экзамена. При этом составляется акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена, который передается в ГЭК для проведения служебного расследования. 

Сколько времени отведено на выполнение заданий ЕГЭ

  1. 3 часа 55 минут – математика, литература, информатика и ИКТ, физика, обществознание

  2. 3 часа 30 минут – русский язык, история России

  3. 3 часа – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), биология, география, химия

Предусмотрен ли общественный контроль за ходом ЕГЭ

Нормативно установлен институт общественного наблюдения, который обеспечивает систему общественного контроля за ходом проведения ЕГЭ. Аккредитацию наблюдателей проводят органы управления образованием в субъектах РФ либо органы местного самоуправления. 
Общественными наблюдателями могут быть представители: 
•    средств массовой информации 
•    органов законодательной власти 
•    образовательных учреждений 
•    попечительских советов образовательных учреждений 
•    общественных объединений и организаций 
•    родительских комитетов общеобразовательных учреждений 

Все эти лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей в случаях, если в ППЭ сдают экзамен их родственники или выпускники образовательного учреждения, которое они представляют.   

Как оценивают и когда объявляют результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ оцениваются и выставляются в свидетельство в 100-балльной шкале. С 2014 г. отменяются бумажные свидетельства, результаты ЕГЭ будут проверяться приемными комиссиями вузов через федеральную электронную базу. 
По каждому предмету ЕГЭ ежегодно устанавливается минимальное количество баллов (минимальный порог), преодоление которого подтверждает освоение выпускником основных общеобразовательных программ. Если ученик набрал меньше установленного минимального количества баллов (не преодолел минимального порога), то ЕГЭ считается несданным. 
Величина минимального порога объявляется в течение недели после проведения ЕГЭ. 
С 2014 г. результаты ЕГЭ действительны в течение 4-х лет, следующих за годом получения этих результатов. 
Каждый регион устанавливает собственную систему оповещения о результатах ЕГЭ. 
Выпускники текущего года обычно получают результаты в своей школе. С 2104 г. узнать индивидуальные результаты и разбор работы можно на 
официальном портале .

Как ЕГЭ влияет на получение аттестата

Основанием для выдачи выпускнику аттестата о среднем образовании являются удовлетворительные результаты ЕГЭ, т. е. количество баллов не ниже минимального порога по обязательным предметам (русский язык и математика). В аттестат выставляются итоговые отметки по традиционной 5-балльной системе, которые определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за 10–11 (12) классы. 
Результаты ЕГЭ на итоговые отметки, выставляемые в аттестат, не влияют. 
Если выпускник не преодолел минимальный порог по одному из предметов – русскому языку или математике – на ЕГЭ в основные сроки и при пересдаче, то ему аттестат не выдается. 
Если выпускник не преодолел минимальный порог, сдавая ЕГЭ по предметам по выбору, аттестат выдается.

Можно ли пересдать ЕГЭ

Если выпускник текущего года не сдал один из двух обязательных ЕГЭ (русский язык и математику), он вправе один раз попытаться его пересдать в дополнительные дни в текущем году. Если выпускник получил неудовлетворительные оценки по двум обязательным предметам, пересдать их он сможет не ранее следующего года. 
Выпускники, которые не смогли преодолеть минимальный порог, сдавая ЕГЭ из перечня предметов по выбору, имеют право пересдать их не ранее следующего года. 
Выпускники прошлых лет (ВПЛ) при получении результата ниже установленного минимального количества баллов по любому из предметов может сдать ЕГЭ только в следующем году.

Как подать апелляцию

Для рассмотрения апелляций и спорных вопросов в субъектах РФ создаются конфликтные комиссии. Участник ЕГЭ вправе подать апелляцию как по процедуре проведения, так и в случае несогласия с результатами ЕГЭ. Порядок, сроки и место приема апелляций объявляются участникам ЕГЭ за 2 недели до начала проведения экзаменов. 
1. Апелляцию по процедуре можно подать в день проведения ЕГЭ в ППЭ. Уполномоченный представитель ГЭК обязан принять ее в двух экземплярах и удостоверить их своей подписью.
Один экземпляр остается у участника ЕГЭ, другой передается в конфликтную комиссию.  
В случае удовлетворения апелляции результат ЕГЭ аннулируется, и участнику ЕГЭ предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой (резервный) день. 
2. В случае несогласия с выставленными баллами апелляция подается в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов экзамена. Дата объявления по каждому предмету устанавливается органом управления образованием субъекта Российской Федерации. Такое заявление можно подать либо в школу, либо в конфликтную комиссию региона. В случае удовлетворения апелляции конфликтная комиссия принимает решение об изменении результатов ЕГЭ. 
Результат ЕГЭ может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. 
При рассмотрении апелляции вместо участника ЕГЭ или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители), которые должны иметь при себе паспорта. По желанию участника ЕГЭ его апелляция может быть рассмотрена без его присутствия.


Не принимаются апелляции:

•    по вопросам содержания и структуры КИМ 
•    по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы

Каков порядок получения и сколько действует свидетельство о результатах ЕГЭ

С 2014 г. отменяются бумажные свидетельства о результатах ЕГЭ. Результаты ЕГЭ становятся действительными в течение 4 лет, следующих за годом получения этих результатов. 
При подаче документов в приемные комиссии достаточно указать количество полученных баллов ЕГЭ, далее приемные комиссии самостоятельно проверяют информацию в федеральной информационной системе.

Какие документы обязан опубликовать вуз/ссуз

Вуз/ссуз обязан разместить на своем официальном сайте и стенде приемной комиссии следующие документы, регламентирующие проведение вступительных испытаний: 

•    Устав 
•    Копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) 
•    Копия свидетельства о государственной аккредитации вуза (с приложениями) – если есть 
•    Основные образовательные программы высшего профессионального образования, реализуемые высшим учебным заведением 

Информация, которая должна быть на сайтах вузов не позднее 1 февраля (из Приказа Минобрнауки от 28.12.2011 № 2895) 
Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает следующую информацию, подписанную председателем приемной комиссии: 
•    перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности; 
•    ежегодные правила приема в высшее учебное заведение; 
•    перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки (специальности) в соответствии с Перечнем вступительных испытаний в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию высшего профессионального образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - перечень вступительных испытании) Вузы, не имеющие государственной аккредитации, перечень вступительных испытаний устанавливают самостоятельно; 
•    перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам в соответствии с профилем подготовки учителей (педагогов) по направлению подготовки 050 1 00 Педагогическое образование (при наличии подготовки); 
•    перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам в соответствии с профилем подготовки (отраслью) по направлению подготовки 05 1000 Профессиональное обучение (по отраслям) (при наличии подготовки); 
•    перечень и информацию о формах проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, их программы, правила их проведения (в случае их наличия); 
•    перечень и информацию о формах проведения дополнительных вступительных испытаний профильной направленности, их программы, правила их проведения (в случае наличия права на проведение дополнительного вступительного испытания профильной направленности на соответствующее направление подготовки (специальность); 
•    перечень и информацию о формах проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, и правила их проведения; 
•    перечень и информацию о формах проведения вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры и аттестационных испытаний для поступления на второй и последующий курсы и правила их проведения; 
•    перечень и информацию о формах проведения вступительных испытаний для лиц, имеющих среднее профессиональное образование и поступающих для обучения по сокращенной программе бакалавриата соответствующего профиля, и правила их проведения; 
•   информацию о формах проведения вступительных испытаний для категорий граждан, указанных в подпункте 3 .2 пункта 3 настоящего Порядка, и правила их проведения;  
•    программы вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, и правила их проведения; 
•    информацию о формах проведения вступительных испытаний для иностранных граждан и правила их проведения; 
•    информацию о праве поступающих проходить вступительные испытания на русском языке или на языке субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение, если это определено его учредителем и (или) уставом высшего учебного заведения; 
•    информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов, предусмотренных настоящим Порядком, в электронно-цифровой форме; 
•    особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья; 
•    информацию о сроках проведения ЕГЭ для сдачи ЕГЭ лицами, не имеющими результатов ЕГЭ. 

В какие сроки осуществляется прием документов в вузы/ссузы

Календарь участника ЕГЭ публикуется на официальном информационном портале ЕГЭ:http://www.ege.edu.ru/ru/main/kalendege/ и http://www.ege.edu.ru/ru/main/schedule/

 

Какие документы нужны для приема в вузы/ссузы

•    заявление 
•    оригинал или ксерокопия документа, удостоверяющего личность, гражданство 
•    оригинал (при поступлении на целевые места — обязательно) или ксерокопия документа государственного образца об образовании 
•    4 фотографии (если планируется поступление на направления подготовки, по которым проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, дополнительные вступительные испытания профильной направленности или вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно) 
•    документы, подтверждающие льготы (при их наличии)


 

Какие вступительные испытания устанавливаются вузом /ссузом

Перечень вступительных испытаний в ВУЗЫ

Особенности поступления в вузы льготных категорий граждан

Ниже приведен перечень олимпиад, результаты участия в которых дают различные льготы при поступлении в вузы/ссузы:

  • Международные олимпиады по общеобразовательным предметам школьников
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Олимпиады школьников
  • Олимпийские, Паралимпийские и Сурдлимпийские игры

Вне конкурса, используя льготу победителя или призера любой олимпиады,  
можно поступить только в один вуз или ссуз на одно направление 
подготовки (специальность), соответствующее профилю олимпиады (ст.16 
Федерального закона РФ «Об образовании») 
В других высших учебных заведениях победители и призеры различных олимпиад смогут участвовать в конкурсе на общих основаниях.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ ШКОЛЬНИКОВ 
Члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам школьников, при поступлении в вузы/ссузы на специальности, соответствующие профилю предмета международной олимпиады, принимаются без вступительных испытаний.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 
Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Олимпиады

  • В аттестат по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, выставляется отметка "отлично".
  • Победители и призеры получают диплом государственного образца, в котором указано название олимпиады по предмету. Его следует предъявить в вуз при подаче документов для подтверждения своих льгот.
  • При поступлении в вуз/ссуз на специальность не по профилю олимпиады, результат олимпиады засчитывается как 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады.
  • Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников являются бессрочными.

*Примечание: Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников являются бессрочными. 

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 
Результаты победителей и призеров олимпиад школьников* учитываются только при поступлении в вуз/ссуз. 
В школе итоговая аттестация для победителей и призеров других олимпиад проходит на общих основаниях.  
По решению вуза/ссуза победители и призеры олимпиад школьников при поступлении имеют право на получение одной из следующих льгот:

  • быть зачисленными без вступительных испытаний на специальности, соответствующие профилю олимпиады
  • быть приравненными к лицам, набравшим 100 баллов по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады
  • быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в вузы), творческой и (или) профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией.

*Примечание: Льготы действуют в течение 1 года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиад школьников. 

ОЛИМПИЙСКИЕ, ПАРАЛИМПИЙСКИЕ И СУРДЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 
Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр при поступлении в вузы/ссузы на соответствующие профильные специальности в области физической культуры и спорта принимаются без вступительных испытаний. 
Лица, имеющие право быть зачисленными в вуз без вступительных испытаний,  при подаче заявления о приеме представляют оригиналы документов, удостоверяющих личность, гражданство, документа государственного образца об образовании, диплома победителя или призера соответствующей олимпиады.

Минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления в вузы

Русский язык

36

Математика

27

Физика

36

Химия

36

Информатика и ИКТ

40

Биология

36

История

32

География

37

Обществознание

42

Литература

32

Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский)

22

 

(По материалам официального портала ЕГЭ) 

Официальные интернет-ресурсы информационной поддержки ЕГЭ

•    официальный информационный портал ЕГЭ 
•    
официальный информационный портал ГИА 
•    
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) 
•    
Федеральный центр тестирования (ФЦТ) 
•    
Региональный центр обработки информации (РЦОИ)

Горячая линия ЕГЭ-2015: +7 (495) 984-89-19, пн.- пт. с 9.00 до 17.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...