"Как развить чувство ответственности в детях"
материал по психологии на тему

Выступление педагога психолога на родительском собрании в младших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psikhologa_na_roditelskom_sobranii.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младших классах

Тема: Как развить чувство ответственности в детях.

Ориентировочный план

  1. Ответственность и послушание – две формы поведения.
  2. Что значит быть ответственным?
  3. Что помогает развитию ответственности?

Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и т.д.  вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из ее сторон – это значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях.

 Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие? Прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация.

В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребенка требуется просто выполнение задания. В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.

Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача – научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельное решение, действовать на основании собственных убеждений.

Ответственность имеет насколько составляющих.

Прежде всего это понимание задачи, то есть это знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью и безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.

Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы ребенок и родитель все четко обсудили между собой. Например, если мы хотим, чтобы ребенок убрал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери все вещи на место». Конечно, если ребенок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой.

Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не прости послушание, а ответственность.

На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.

Конечно, всегда есть вероятность, что ребенок откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы может отказаться. Важно предоставлять ребенку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребенок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить нет. Прежде чем попросить ребенка сделать что-то, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а прости сказать: «Таня, убери комнату».

Наконец, важная часть ответственности – умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания – сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решение (внутренняя мотивация). Как же развить у него эту способность?

Есть несколько простых способов.

Прежде всего важно предоставлять ребенку право выбора, причем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую форму купим: зеленую или красную?»

Когда ребенок научился выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»

Очень важно обсуждать с ребенком возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.

Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Можно выделить три уровня ответственности.

На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в вашей поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.

На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Например, ребенок сам убирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и более не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий.

Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость в контроле или напоминании. На третьем уровне ребенок способен сделать что-то и без посторонней помощи.

Конечно, в рамках собрания мы можем рассмотреть только самые общие подходы к развитию ответственности у детей. Все дети разные, и у каждого ответственность развивается по-своему. Если у вас возникает необходимость поговорить об особенностях ответственности у вашего ребенка, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе поищем пути и варианты, подходящие именно для вашего ребенка.

Методические рекомендации.

При проведении собрания на такую тему существует вероятность того, что родители обесценят рекомендации психолога высказываниями типа: «Все это хорошо, но что-то ответственности у ребенка не прибавляется» или «Если я передам ему ответственность, он вообще сам ничего делать не будет». В первом случае стоит подчеркнуть, что формирование ответственности – это длительный процесс, который проследить достаточно трудно. Можно также рассказать родителям, что у всякого воспитательного воздействия есть два вида последствий: сиюминутные и отсроченные. Если сиюминутные последствия заметны сразу же, то для того, что бы проявились отсроченные, требуется много времени. Но если раз за разом родитель использует методы, направленные на воспитание ответственности, то постепенно количественные изменения переходят в качественные. Во втором случае модно напомнить, что передача ответственности – процесс постепенный и на начальном этапе ребенок нуждается в значительной помощи со стороны взрослого.

  Это собрание хорошо дополнить интерактивными методами. Например, работой в мини-группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать чувство ответственности в детях

Как развивать чувство ответственности в детях  Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него ...

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

Родительское собрание "Как развивать чувство ответственности в детях"

Сценарий родительского собрания для родителей обучающихся 4 класса...

Как развить чувство ответственности в детях

Материал для родительского собрания...

Как развивать чувство ответственности в детях

Как развивать чувство ответственности в детях...

«Как развить чувство ответственности в детях»

Текст выступления для классного собрания...

Родительское собрание "Как развивать чувство ответственности в детях"

Психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры....